конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сысоева Юлия Александровна

"Деление квадрата на две равные части"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП «Деление квадрата на две равные части»

Тема: «Деление квадрата на 2 равные части»

Цель: формирование у детей позитивной мотивации к познанию, ФЭМП. Умение делить квадрат на две равные части.

Задачи:

Обучающие:  - учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;

- совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами;

- формировать у детей элементарные математические представления.

Развивающие:- развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления;

- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу;

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывающие:- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- воспитывать самостоятельность.

1. Организационный момент

Воспитатель:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья!

Мы сейчас пойдем налево,

А теперь пойдем направо.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

Заниматься мы начнем.

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я пришла на работу, и нашла в нашей группе письмо. На нем написано «Детский сад № 13 старшая группа «Знайки» от Незнайки. Вот что он пишет:

Незнайка: «Дорогие ребята! Я уже хожу в школу, а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста». Все задания находятся в конверте.

Воспитатель:

-Ну что ребята, поможем Незнайке?.

2. Основная часть.

Воспитатель:

Вот ребята и 1 задание.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

Теперь можно проходить за столы и занимать свои места. И мы сегодня научим Незнайку как можно разделить квадрат на 2 равные части.

I. Знакомство с новым материалом

Воспитатель:

Сегодня мы будем учиться делить квадрат на 2 равные части.

- Какого цвета у меня квадрат? (зелёный) А второй? (жёлтый)

- Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат на две части? Может кто догадался, как можно это сделать?

- Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.

- На сколько частей я разделила квадрат? ( ответы детей)

- Равны ли части? Как узнать?

- Какой формы?

- Как вы догадались? ( ответы детей)

- Что больше – одна часть или целый квадрат?

- Давайте разделим ваш белый квадрат пополам (работа детей за столами).

- На сколько частей мы разделили квадрат? (две)

-Как назовем эти части? (половинки)

-Как называется каждая половинка(1/2)

Воспитатель:

- А сейчас давайте вместе разделим жёлтый квадрат другим способом на 2 равные части. Возьмите квадрат жёлтого цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.

- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).

- Равны ли эти части? Как проверим?

- Покажите одну часть, 2 части. Что больше – одна вторая часть или целый квадрат? Что меньше?

- Сегодня, я думаю мы научились делить квадрат пополам, т. е на 2 равные части разными способами. У нас получилось 2 маленьких прямоугольника, 2 маленьких треугольника.

Молодцы! С первым заданием вы справились. Устали, давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

В понедельник я купался, (выполняются соответствующие движения)

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) целый день я отдыхал.

Воспитатель:

Молодцы! Слушайте второе задание. Незнайка совсем забыл цифры. Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку.

(Один ребёнок выполняет задание  у доски, остальные дети  за столами.)

Воспитатель:

Умнички! Со вторым заданием тоже справились. Посмотрите на доску, что вы видите? Круги

- Какие круги? (разноцветные)

- Как узнать сколько кругов? (Надо сосчитать)

- Давайте сосчитаем. Сколько кругов? ( счёт хором)

- Итак, всего 10 кругов.

-Как мы считали? (слева направо)

-А если сосчитаем справа налево? (тоже 10) Молодцы!

-Значит, количество предметов не зависит от того, в каком направлении мы их считаем. Но принято считать слева направо.

- Какой по счету белый  круг? (Желтый круг по счету 6-й)

- Какой по счету зелёный круг?

- Какого цвета пятый круг?

- Молодцы, справились с заданием. А сейчас поиграем в игру «Молчанка».

Воспитатель:

Я вам буду читать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.

- Сколько пальцев на правой руке? (пять)

- Сколько глаз у светофора? (три)

- Сколько носов у двух собак? (два)

- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)

- Сколько хвостов у двух котов? (два)

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (пять)

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч, а ребёнок, поймав его, говорит ответ)

Воспитатель: Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями и играми мы справились. Но, осталось ещё одно задание. Незнайка просит вас выполнить задание, в конце которого вас ждёт сюрприз!

Игровое упражнение «Если правильно пойдёшь, то сюрприз тогда найдёшь» ( 3 шага вперёд, 2 шага влево, 3 шага вперёд, 5 шагов вправо)- ищем воздушные шары

Рефлексия.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слова «кот и кит»

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова.

  1. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
  2. Составлять предложение из 3-х слов. Делить предложение на слова.
  3. Тренировать речевой слух, развивать внимание и сообразительность. 

Материал:

  1. Иллюстрация к стихотворению Б. Заходера «Кот и кит».
  2. Карта-схема «Кит», цветные кубики.
  3. Фишки для обозначения звуков.
  4. Р/М: звуковые карты, фишки.
  5. Мяч.

Ход занятия:

1.   Педагог показывает детям иллюстрацию к стихотворению Б Заходера «Кот и кит»,

предлагает её рассмотреть, читает стихотворение:

... Вот что сказка говорит:

Жили - были КОТ и КИТ.

Кот - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Кит мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днём храпит.

КОТ плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши!

Кит царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не брался...

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни петь на крыше.

Позовёшь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

Разбирались целый год,

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то против всяких правил

В сказке буквы переставил.

Переправил КИТ на КОТ,

А может быть наоборот?

Ребята, что вы заметили? Чего не бывает на самом деле? Какие слова в сказке перепутались? Почему? Слова КОТ и КИТ похожи друг на друга? Чем похожи? (Звучат почти одинаково, но у них разные гласные звуки). А ещё эти слова отличаются моделью построения.

2.        Звуковой анализ слова КИТ.

Давайте построим модель слова КИТ. Вот домик для звуков слова КИТ (лист голубого цвета бумаги - океан, со схемой 3-х звукового слова, кубики - кораллы: синие, красные и зелёные).

Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, выкладывают с помощью кубиков -кораллов (зелёный, красный синий). Молодцы, это модель слова КИТ. Давайте отпустим КИТА в море, пусть плывёт (снимает картинку и кладёт на лист - море).

3.        Игра «Измени предложение».

Ребята, Кит любит купаться? (Да.) А кто ещё любит купаться. Измените предложение

«Кит любит купаться", называя других обитателей океана: «любит купаться» (акула,

дельфин, рыба и др.)

4.        Динамическая пауза. Звучит музыка прибоя. Ребята, мы с вами оказались в
открытом море, давайте поплаваем, как весёлые рыбки. А теперь нырнули глубоко -
глубоко и задержали дыхание, под водой дышать нельзя. Вынырнули, вздохнули.
Молодцы, а теперь плывём вон к тому берегу, там нас ждёт КОТ.

5.        Звуковой анализ слова КОТ.
Давайте построим модель слова КОТ.

Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, определяют принадлежность (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, цвет фишек).

У вас на столе фишки и звуковые карты. Выложите звуковыми фишками слово КОТ самостоятельно. (Дети садятся за столы, выполняют задание: фишки синяя, красная, синяя.) Проверяем (показ фишками на доске). Молодцы.

5. Игровое задание «Строим по звукам». Но вот незадача! У КИТА есть дом - это весь океан. А у КОТА нет. У вас лежат листочки. И у меня есть свой лист. Что на них изображено, узнали? Правильно, дом, но он непрочный, пунктирный. Мы его сейчас будем строить по звукам. Я буду называть первый звук той части дома, которую надо укрепить и обвести карандашом. А вы отгадайте: «С» - стена (обводят), «К» - крыша (обводят), «О» - окно (обводят), «Т» - труба (обводят), «ЛЬ» - лестница (обводят). Педагог обводит свой рисунок. Вот дом для КОТА - какой он? (красивый, прочный). А какая модель слова «Дом» вы узнаете в следующий раз. А сейчас - игра, выходите на ковёр.

6.        Игра «Имена» (с мячом).

У всех людей есть имена, и у маленьких, и у больших, только с возрастом имена меняются. Тебя зовут Маша, а как буду звать, когда вырастешь? (Мария). (Если есть время, опросить всех.)

7.        ИТОГ.

Наше путешествие в сказку - небылицу про КОТА и КИТА закончилось. Так кто же на дереве сидит? КИТ или КОТ? (Кот.)

А в океане кто плывёт? КОТ или КИТ? (Кит.) Молодцы. Возьмите ваши листочки и в группе раскрасьте цветными карандашами домик для кота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....