Проект Математические ступеньки
проект по математике (младшая группа)

Бондарчук Ольга Владимировна

Цель: выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы.

Задачи:

1.Формировать элементарные математические представления у детей.

2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.

3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematicheskie_stupenki.docx219.27 КБ

Предварительный просмотр:

               

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Проектная работа «Математические ступеньки».

воспитателя

Бондарчук Ольги Владимировны

2022 г.

                                                Паспорт проекта

Название проекта

«Математические ступеньки»

Вид проекта

Творческо-познавательный

Проблема

Систематизация работы по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада.

Цель

Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы.

Задачи

1.Формировать элементарные математические представления у детей.

2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.

3. Создать максимально  благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.

Участники

проекта

1.  Дети 3-4 лет

2.  Педагоги группы

3.  Родители

Сроки

реализации

1 этап – организационно-подготовительный – сентябрь

2 этап основной – октябрь-апрель

3 этап – заключительный - май

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность  отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

                                  Актуальность проблемы.

          Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.

         Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.

         Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

          Развивающие игры, непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений активизирует сотрудничество детей друг с другом. Поэтому деятельность надо построить таким образом, чтобы предусматривалось взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий).

          Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.

Проект «Математические ступеньки» разработан для младшей группы.

           Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т. к. в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

           В своей работе я хочу рассказать о формировании элементарных математических представлений у дошкольников, рассказать, с чего начинать, выделить аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, продемонстрировать некоторые методы работы, которые позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность интересной и увлекательной.

         Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

          Проект представлен оригинальной системой игровых и интегрированных занятий с нестандартными средствами математического развития детей младшего дошкольного возраста.

          Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т. к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

          К достоинствам проекта можно отнести его четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждой непосредственно образовательной деятельности конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

          Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие».

Подготовительный этап

1. Организация и оформление уголка «Весёлая математика»

2. Подборка фольклорного материала : загадки, пословицы, скороговорки математического содержания.

3. Подборка художественной литературы со стихами.

4. Оформление тематических папок «Весёлые цифры»«Загадки на смекалку»«Цифры в стихах»«Времена года».

5. Создание настольных дидактических игр, своими руками, совместно с родителями.

6. Чтение стихотворения Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», чтение пословиц, сказок, загадок.

7. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.

8. Дидактические игры«Найди, кто лишний» «Геометрическое лото»«Четвертый лишний»«Продолжи счет» «Найди свой дом»«Найди соседа числа»«Найди недостающее»

9. Обучающие мультфильмы для детей:

- Мудрые сказки тетушки Совы;

- Развивалки для Мишутки;

- Арифметика с тетушкой Совой;

- Геометрия для малышей;

План реализации проекта

Этапы и сроки

реализации

Содержание деятельности

Результат

Организационно-

подготовительный

(сентябрь 2021 г.)

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

2. Определение цели и задач проекта;

3. Подбор литературы, пособий, атрибутов;

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

5. Составление тематического планирования мероприятий.

1. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный

процесс.

Основной

(октябрь 2021 г.-апрель 2022г.)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием

Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП.

Улучшение показателей диагностики уровня развития математичес-ких способностей у детей.

Повышение привлека-тельности для детей процесса ФЭМП.

Повышение педагогиче-ского мастерства педагога по проблеме.

Заключительный

(май 2022 г.)

1. Обобщение результатов работы.

2. Анализ деятельности.

3.Презентация проекта на педагогическом совете.

Сформированность у воспитанников умения:

-группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.);

- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

             План деятельности педагога   по ФЭМП у воспитанников

Октябрь

    Задачи деятельности

Количество

Умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов окружающей обстановке; понимать вопрос: «сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

Величина

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначение в речи: большой – маленький.

Форма

Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых определяется форма предметов или их частей: круг, квадрат (кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления.

Математическое развлечение

«Осень в гости к нам пришла»

Цель: учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение.

Ноябрь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один». Использование таких ситуаций, когда установление равенства — неравенства предметов становится необходимым. Например, взрослый предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком он рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку (подкладывание предметов одной группы под предметами другой группы). Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку» (способ накладывания предметов одной группы на предметы другой группы).

Величина

Знакомство со словами «большой», «поменьше», «маленький».

Форма

Знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник, треугольник. Научить их различать, запоминать названия.

Ориентировка в пространстве

Практическое освоение окружающего пространства (помещение группы). Учить находить спальню, игровую, туалетную и другие комнаты.

Математическая игра-развлечение

«Собираем урожай» 

 Цель: развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике. 

Декабрь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «один» - «много». Попарное соотнесение двух групп предметов, которое позволяет определять, чего больше, чего меньше или поровну. 
Ребенок помогает накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дидактическая игрушка: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши.

Форма

Учить различать предметы по форме и называть их. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Овал.

На плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложить малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Математическое развлечение

«Украшаем елку» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Январь

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало». Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. Раздать малышам чистые листы бумаги и сказать, что вы хотели бы подарить каждому человечку платочек. Для этого на лист бумаги надо наклеить его изображение. Наклеивая на белые квадраты по одной из пяти фигурок и выбирая, кому этот платочек подарить, дети снова сопоставляют эталоны между собой.

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении

Математическая игра-развлечение.

«Мы сажаем». Проблемная ситуация.

Цель: учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество.

Февраль

Количество

Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало»; «мало» - «много». Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дети строят башню, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. История, героями которой те же фигурки-человечки: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики». Ребята помогают бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины и цвета.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, предметы игрового и физкультурного оборудования.

Математическое развлечение

«Путешествие в страну математики»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому.

Март

Количество

Расположение двух групп предметов. Сравнение и определение больше и меньше. Игровые ситуации.

Величина

Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра со зверушками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д.

Форма

Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: дерево, ёлка.

Ориентировка в пространстве

Закреплять представления о предметах ближайшего окружения. Учить называть части предметов, их детали. Знакомить с назначением предметов.

Математическая игра-развлечение

Путешествие в сказку «Теремок».

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства.

Апрель

Количество

Сравнение двух групп предметов, разделенные в пространстве, не прибегая ни к счету, ни к их перемещению. Игровая ситуация: «Всем ли гостям хватят стулья?». Взрослый рассказывает историю о том, что привезли очень интересные «мультики», а все куклы и зверушки побежали в кассу кинотеатра за билетами. Но кассир не продает билеты, потому что не знает, всем ли хватит стульев в зале. Как же быть? Чтобы решить эту задачу, взрослый предлагает ребенку взять круглые (зрители) и квадратные (стулья) фишки. Около каждого зрителя, стоящего у кассы, выкладывается кружочек (кружочки надо доставать из коробки по одному и подкладывать к каждой игрушке, чтобы никого не пропустить). «Теперь мы знаем, сколько у нас зрителей, - говорит взрослый, собирая все кружочки, разложенные под игрушками и выкладывая их в ряд на столе. - Вот сколько!» Далее взрослый берет коробку с квадратиками и предлагает пойти посмотреть, сколько стульев в зале: «На каждый стул положим квадратик!» Ребенок кладет по одному квадратику на каждый стул. Собрав все квадраты, лежащие на стульях, взрослый говорит: «Вот сколько у нас стульев!» Квадраты раскладываются под кружками на столе. Взрослый еще раз напоминает, что кружки, - это «как будто зрители», а квадраты — «как будто стулья», и предлагает определить, всем ли зрителям хватит стульев. Взрослый помогает сделать правильный вывод: «Правильно, кружков больше, чем квадратов, значит, зрителей больше, чем стульев».

Величина

Дать представление о длине, ширине, высоте предметов. Создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д.

Форма

Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: домик.

Ориентировка в пространстве

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода. Научить различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи, некоторые их свойства. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.

Математическое развлечение

«Поход в цирк»

Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Май

Количество

Дидактическая игра: «Строим дом». Перед ребенком на ковре кубики из строительного материала (как будто недостроенные дома). К ним нужны крыши, за которыми надо ехать на склад. Ребенок с удовольствием включается в игру, едет на склад, но не может ответить на вопрос кладовщика, сколько надо крыш. На помощь ему приходит взрослый: «Вернись на стройплощадку, возьми квадратики и положи по одному на каждый недостроенный дом. А когда снова поедешь на склад, возьми с собой все эти квадратики. Когда опять приедешь на склад, покажи квадратики (как будто дома), и кладовщику станет ясно, сколько тебе надо крыш». Ребенок отбирает крыши соответственно количеству квадратиков, возвращается на стройплощадку и достраивает дома.

Величина

Выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег.

Форма

Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: машина или паровоз.

Ориентировка в пространстве

Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; учить различать и правильно называть некоторые из них, различать части автомашины (кабина, колесо, руль).

Математическое развлечение

Путешествие в сказку «Колобок»

Цель: упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике.

Информационные ресурсы:

1.Громова О. Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.,ТЦ Сфера,2005.

2.Ерофеев Т. И., Павлова Л. Н., В. П.Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М., 1992.

3.Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.

4.Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.

5.Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М. ТЦ Сфера,2008

6.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост. К.Белая. Линка-пресс,2002.

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез, 2011.

9.Сербина Е. В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.

10.Щербакова Е. И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания

Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....

Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»

Комплексно-тематическое планированиепо «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические сту...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"

Математический проект "Математические ступеньки"...

Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста

Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста...