ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Красилова Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №3 «Колосок» с. Красное»

Принято:

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №3 «Колосок» с. Красное»

Протокол № __

от «___»_____________20___г.

Утверждаю: заведующая МБДОУ  «Детский сад №3 «Колосок»

________________Н.М. Смелова

Приказ  № ____

от «___»_____________20___г.

ПРОГРАММА

«Математические ступеньки»

Развитие математических представлений в подготовительной группе

кратковременного пребывания

с. Красное-2014 г.

Содержание

I.

Пояснительная записка

3—5 стр.

II.

Требования к результатам  обучения по программе подготовительного курса

6 стр.

III.

Календарно-тематическое планирование занятий подготовительного курса

- Математические ступеньки.

7—10 стр.

IV.

Диагностика к составлению индивидуальной характеристики “Готовность ребенка к обучению”

11—12 стр.

V.

Библиография.

13  стр.

    VI.

Приложение

                                                                       

     

         

         

                                                                                       

                                                                               

  1. Пояснительная записка

                                                                                   Помогая детям преодолевать                                                                   трудности, мы всякий раз сотворяем                                                                      своего рода чудо. Это результат                                                                      совместных усилий педагогов и                                                                      детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все                                                                       принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

                                                                                                            К. Фоппель

           

            Ни для кого  не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая “школьная карьера” во многом зависят от  дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть—семь лет своей жизни.

            Как помочь ребенку,  который не  получил  необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь, наряду с общеобразовательными подготовительной группами ДОУ могут оказать группы кратковременного пребывания в которых организована предшкольная подготовка в различных её формах. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы  каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.

   Программа «Математические ступеньки» предназначена для развития математических представлений детей старшего возраста и построена на основе программы «Школа – 2100» «Раз – ступенька, два – ступенька» - для детей 6 – 7 лет.    

   Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету,  чтению, письму. Однако  исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно  большим  объемом  знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной  роли ученика с определенным набором таких качеств,  как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно,  желание и привычка думать, стремление узнать что - то новое.

   Основные задачи математического развития дошкольников:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на  удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  •  Увеличение объема внимания и памяти.
  •  Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
  •  Развития образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  •  Развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  •  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,  видеть себя глазами окружающих.
  • Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

    Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом,  измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

    Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного  метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель  подводит детей к этим  «открытиям», организуя и направляя  их поисковые действия.

    Исследования математических проблем  может проводиться не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно – временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности (порядка) и нарушения  закономерности(порядка), понятие ритма в узоре, составление узора из геометрических фигур и т. п. Практически все установленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.

    Для того чтобы переключить активность детей(умственную, речевую, двигательную), не  выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее разучиваются с детьми заранее.

    Необходимым условием организации  занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей,  обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности,  вера в силы ребенка,  индивидуальный подход,  создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для  их нормального психофизиологического состояния.

    Таким образом, работа с дошкольниками  в  данной  программе  строится на основе следующей  системы дидактических принципов:

*создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих  факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

* новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие»  его детьми(принцип деятельности);

* обеспечивается возможность  разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

* при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).

 

  II. Требования к результатам обучения

 по программе подготовительного курса.

«Математический ступеньки».

          В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов);
  • считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
  • называть числа в прямом (обратном) порядке до 10;
  • сравнивать предметы по форме;
  • узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира;
  • составлять и решать задачи в одно действие на  сложение и вычитание.        

        В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
  • получение каждого числа первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • арифметические знаки “+”,  “-”, “=”;
  • название текущего месяца года: последовательность всех дней недели, времен года.

III.     Календарно-тематическое планирование

          занятий подготовительного курса.

      Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в перовом классе, а также они должны способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.

1. Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.

Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление  равночисленности  двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше  на – меньше на)

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. д.)

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

2. Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами,  точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на, меньше на), на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение  и вычитание с использованием наглядного материала.

3. Пространственно – временные представления

Примеры отношений: на – над – под,  слева – справа – посередине,  спереди – сзади,  сверху – снизу,  выше – ниже,  шире – уже,  длиннее – короче,  толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня -  завтра – послезавтра,  вдоль,  через и т. д.  Установление  последовательности событий.  Последовательности дней  в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

4. Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство  с  геометрическими  фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур  из палочек.

Формирование  представлений  о точке,  прямой,  луче,  отрезке, ломаной линии,  многоугольнике,  углах,  о равных  фигурах,  замкнутых  и незамкнутых  линиях.

Сравнение предметов  по длине,  массе, объему  (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

К концу  обучения  по программе  «Раз – ступенька, два – ступенька» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

*Умение продолжить заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками, найти нарушения закономерности. Умение составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.

*Умения сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого Умение использовать для записи знаки:

*Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

*Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков  +,

*Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

*Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

* Умение  практически  измерять  длину   и объем  различными  мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

*Умение  наряду с  квадратом,  кругом  и  треугольником  узнавать  и называть  прямоугольник,  многоугольник,  шар, куб,  параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду,  находить  в  окружающей  обстановке предметы, сходные по форме.

Тема занятий.

Содержание.

1

Числа 1 -5  повторение

 

 

Занятие «Есть у нас огород»

Выявление пространственных представлений детей.

Повторение смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше-позже.

2

Число 6, цифра 6

Занятие «Путешествие в сказочный лес»

Образование и состав числа 6, цифра 6. Пространственные отношения: длиннее, короче.

 

3

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Занятие «Золушка»

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Сравнение групп предметов с помощью составления пар.

4  

Число 7, цифра 7

Занятие: Игра – соревнование « Мы играем,  мы  считаем»

Образование и состав числа 7, цифра 7.

Порядковый и количественный счет в пределах 7.

Приемы присчитывания или отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

5  

Тяжелее, легче. Сравнение по массе.

Занятие «Загадки Мудрого волшебника»

Представления «тяжелее-легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Понимание взаимосвязи целого и частей.

6

Число 8, цифра 8

Занятие «Белоснежка и семь гномов»

Образование и состав числа 8, цифра 8.

Порядковый и количественный счет в пределах 8.

Счетные умения в пределах 8.

7

Объем. Сравнение по объему.

Занятие « Путешествие Емели и царевны Несмеяны»

Сравнение сосудов по объему с помощью переливания.

Измерение объема с помощью мерки, зависимость результата от выбора мерки.

8

Число 9, цифра 9.

Игра – К. В. Н «В гостях у Почемучки и Незнайки»

Образование и состав числа 9, цифра9.

Порядковый и количественный счет в пределах 9.

Признаки сходства и различия фигур.

Знакомство с циферблатом, определение времени по часам.

Прием сравнения чисел на предметной основе.

9

Площадь. Измерение площади.

Занятие «Телеграмма  из Простоквашино»

Представление о площади фигур. Сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной  мерки.

Порядковый и количественный счет в пределах 8 и 9.

10  

Число 0, 10; цифра 0, 10.

Занятие «Сокровища старого замка»

Представление о числах 0 и 10.

11

Шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр.

Занятие «Космическое путешествие»

Умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

12

Символы

Использование символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

занятие « Скоро в школу»

IV. Диагностика к составлению индивидуальной характеристики “Готовность  ребенка к обучению”.

1.  Задания по выявлению подготовки детей, поступивших в 1 класс, к  изучению математики.

 А) Умеешь ли ты считать? До какого числа? Отсчитай из этой коробки 10—20 предметов.

Б) Положи столько палочек, сколько здесь лежит карандашей.

В) каких кружков больше — красных или синих? (перед учеником  лежит больших красных  кружков …, маленьких синих …).

Г) Какое число больше—7 или 8? Назови какое— нибудь число, которое меньше 30, но больше 5.

Д) Какая это цифра7 назови и покажи цифры, какие ты знаешь.

Е) Разложи геометрические фигуры в две группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры. (Предлагается 5 фигур: 3 квадрата и 3 треугольника. Среди низ 3 больших фигуры, а 2—маленькие; 2—одного цвета, а 3—другого).

2. Графический диктант.

    Предварительно для тренировки надо выполнить задание:

- Сейчас мы будем учиться рисовать красивые узоры. Приготовились. Подняли руку с ручкой вверх. Вспоминаем, где у нас правая сторона. Теперь ведем руку направо (в воздухе), налево, вверх, вниз. Повторим ещё раз. Линия может быть длиной в одну или в две клетки.

- Намечаем рисовать узор.

1.   Отступив сверху 4 клетки и с правого края листа 4 клетки, поставим ручку в сторону ведем линию: одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо и т.д.

2.    Другой узор: 2 клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, две направо и т.д.

         

               

  1. .Ещё один узор: 2 клетки вверх,  2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево,  1вниз, 2 направо и т.д.

         

                                    Анализ данных.

              Провести количественный анализ выполнения задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику. Провести интерпретацию данных диагностики по изучению личностной готовности ребенка к школе.

V.  Библиография

1. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе./Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.— М.: Астрель, 2012.—415 с .

2. Воспитание и  обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Составитель Т.С. Комарова.— М.: Мозаика – Синтез, 2011.—224 с.

3. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы / автор—составитель И.П. Посашкова.— Волгоград: Учитель, 2009.—222 с.

4. Практикум по возрастной психологии.  Учебное пособие/Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.— СПб: Речь, 2006.—688 с.

VI.  Приложение.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Белоснежка и семь гномов»

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  2. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (цифра больше чем 5 на 1, умение увеличивать и уменьшать число на 1 (в пределах 10) ; закрепляем дни недели; учим решать логические задачи; закрепляем умение отвечать на вопрос: «Сколько? Который по счёту? »
  3. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, внимание, логическое мышление; развиваем моторику руки, умение, пользуясь карандашом, ориентироваться на листе бумаги. 3. Воспитываем интерес к занятиям математикой, умение доводить начатое дело до конца. Воспитываем бережное отношение к природе, экологическую культуру.
  4. Вызывать у детей желание делать приятное для других; изображать разные цветы; воспитывать бережное отношение;

Интеграция образовательных областей: ФЭМП, художественное творчество «Цветы для Белоснежки».

Оборудование и материал: сказка с иллюстрациями «Белоснежка и 7 гномов», фланелеграф с 7 гномами (у гномов круги на груди кружочки соответсвующии дню недели) и Белоснежкой; цветы, грибы съедобные и ядовитые; музыкальное сопровождение (шум осеннего леса и пение птиц) ; корзинки 2 шт., карточки с цифрами, листки с лабиринтами.

Для рисования: 1/2 листа бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Белоснежка и 7 гномов». Беседа о съедобных и несъедобных грибах, о правилах поведения на природе, о бережном отношении к природе; рассматривание цветов.

Словарная работа: названия грибов съедобных (боровик, рыжик, лисички, подберёзовик, опята, груздь, сыроежки, подосиновик, несъедобных (мухомор, бледная поганка, кукушкин табак) .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где придётся преодолевать различные препятствия.

2. а) Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Белоснежка и 7 гномов».

- Ребята, из какой сказки эти герои. Давайте вспомним начало этой сказки. Кто начнёт? (рассказывает один ребёнок) .

А дальше составим свою сказку «Путешествие по сказке «Белоснежка и 7 гномов».

б) Белоснежка идёт по лесу (звучит музыка леса) растут цветы, грибы, вокруг деревья, птички поют. Она увидела цветы, они ей очень понравились. Белоснежка захотела их сорвать.

- Ребята, можно ли их рвать? Почему? (нет. Ответы детей)

Белоснежка пошла дальше по тропинке и попала на грибную поляну. Помогите ей собрать грибы в корзинку.

Под. /игра «Собери съедобные грибы».

Считаем, сколько грибов у детей в корзинках съедобных и их название? Уточнить какие грибы ядовитые.

в) Белоснежка идёт дальше и увидела дом, но он закрыт на замок с кодом, помогите Белоснежке открыть замок

1-я цифра на 1 больше 5 (6)

2-я цифра на 1 меньше 8 (7)

3-я цифра равна 4 (4)

4-я цифра на 1 больше 8 (9)

5-я цифра на 1 меньше 4 (3)

Открыли замок, Белоснежка зашла в дом.

В доме находятся 7 гномов в разноцветных шапочках и с кружочками на груди. (О понедельник, ОО-вторник, ООО-среда, ОООО-четверг, ООООО-пятница, ОООООО-суббота, ООООООО-воскресенье) .

Игра: «Гномики запутались».

- Ребята, нужно расставить гномиков по порядку. (закрепляем дни недели). (Молодцы) .

- Скажите, на каком по счёту месте стоит Понедельник? Четверг? Пятница? Воскресенье? (правильно, молодцы) .

- Какой день недели стоит перед вторником? (понедельник)

- Какой день недели стоит после среды? (четверг)

г) Подв. /игра: «Найди своё место».

Каждому ребёнку раздаётся карточка с одной цифрой (от 1 до 10). По сигналу воспитателя дети должны занять своё место в ширенге. (молодцы) .

д) Помогите Белоснежке посчитать:

- сколько шапочек у 4-х гномиков? (у четырёх гномиков 4 шапочки) .

- сколько ушей у 3-х гномиков? (у 3 гномиков 6 ушей)

- сколько ножек у 5 гномиков? (у 5 гномиков 10 ножек)

- сколько надо им сапожек? (им нужно 10 сапожек)

- сколько глазок у 4-х гномиков? (у 4 гномов 8 глаз)

- сколько рук у 2-х гномиков? (у 2 гномиков 4 руки) (молодцы)

е) Белоснежка отправилась в лес за хворостом и забыла дорогу домой.

Воспитатель раздаёт всем детям листки с лабиринтом, карандаши.

-Давайте поможем найти дорогу к дому?

- Перед ней три тропинки, нужно найти правильную.

(Белоснежка благодарит детей за то, что они ей помогли найти дорогу) .

Физкультминутка:

П часть: Рисование карандашами.

Мы с вами знаем, что цветы рвать нельзя. А Белоснежке так нравятся цветы. Давайте в подарок для неё нарисуем цветы, и положим ей в корзину, согласны? (Да. Дети рисуют цветы) .

Белоснежка благодарит всех детей за подарок и прощается.

Подвожу итог занятия.

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали на занятии, справились со всеми препятствиями и составили свою сказку про Белоснежку. За это Белоснежка просила угостить вас всех сладкими грибочками.

Я благодарю вас за хорошую работу!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Загадки мудрого волшебника»

Программное содержание: закрепить умение составлять задачи, составлять лестницу по длине ступенек (от самой длинной до самой короткой) от 1 до 11 ступенек; ориентировку в пространстве; продолжать закреплять умение делить слова на слоги, расставлять ударение; развивать устную речь: составлять описательные предложения о весне; развивать мышление и чтение при самостоятельном прочтении и отгадывании загадок.

Оборудование: сказочные фигурки: мудреца, царицы, царя, петушка; игры, магнитные буквы для слов: М, У, Д, Р, Е, Ц, П, Т, Ш, О, К, Л, Ь, Н, И; элементы лестницы, карточка со словом «Мы»; для каждого: карточка с рисунком и буквы для составления слов; карточка «4-й лишний»; карточка «Найди схему слова»; лесенка от 1 до И ступенек; полкартинки загадки (другая половина - ответы, на столе); палочка, фломастер; чудесный мешочек, подставка, фланелеграф.

Ход занятий.

1. Собрать слово «мудрец». Ребята, у меня рассыпалось слово и буквы перепутались, помогите мне. (Если затрудняются, ставлю первую букву).

2. Да, это слово «мудрец». (Достаю из мешочка фигурку мудреца и ставлю на подставку). А как сказать об это человеке по другому? (Мудрый, умный, много знает, опытный, других учит). Мудрец решил проверить, чему вы научились, поведет вас по этой лестнице. А куда - секрет. Чтобы подняться на каждую ступеньку, нужно выполнить одно его задание. (Высокая подставка, лестница, фланелеграф, графическое изображение заданий).

3. Итак, чтобы подняться на первую ступеньку, посмотрите на карточку («Погода весной»).

О чем будем говорить? (О весне). Поднялись на первую ступень. Кто? (карточка «Мы»).

4. Что это? - Написать слово. Но мы будем его писать не карандашом, но буквам на ниточке.

5. Вот из сказки, словно встарь к нам приходит русский... (Дети говорят: «Царь»). Выставляю фигурку царя. Он тоже для вас приготовил задание:

6. Что означают эти значки? Геометрические фигуры, которые нужно дополнить. Сколько слогов в слове «царь»? Один. Царь вам предлагает следующее задание:

- Что надо сделать? - Разделить слово на слоги и определить ударный слог (карточки у каждого).

7. Трут палочки между ладонями.

8. Загадывать загадки большая мастерица. Пришла из русской сказки заморская … (Царица). Выставляю фигурку. Читают на половинках карточек загадки, отгадывают, подбирают ответ из картинок, выставленных на доске (птицы). Самоконтроль.

9. Царица очень любит шары и вам она принесла красивые, с буквами, но два шара улетели высоко и буквы не видно. Какое же слово здесь написано?

ПЕ * УШ * К (Находят. Выставляю фигурку петушка.)

10. Петушок тоже приготовил задание «4-й лишний». У каждого карточки, зачеркнуть лишнюю картинку (взаимопроверка).

11. Видите, на какой высокой лестнице сидит петушок! Давайте же и мы построим себе такую. (Каждый).

12. Вот и добрались до верхней ступеньки. Куда мы попали? Куда стремились все занятие? Читают «школа». Кто хочет в школу? Почему? (Школьная мотивация).

13.  А как будет называться каждый из вас, когда пойдет в школу? – Школьник. (Звуковой анализ цветными фишками).

14. Молодцы!   А  теперь  давайте  скажем,   из  какой   сказки  к  нам  пришли персонажи? («Сказка о золотом петушке»).

15. А теперь прочтите эти слова: читают слева сверху вниз (Пушкин):

Полкан

Утки

Шарик

Камыш

Иду

Налип          

Кто написал сказку? 

 



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Золушка»

Задачи:

1. Формировать навык узнавания и называния фигуры, отсчитывания на ощупь;

2. Развивать навык ориентироваться на плоскости и в пространстве; раскладывать полоски по ширине, высоте, длине в порядке увеличения; соотносить количество и цифру.

3. Продолжать развивать:

- умение делиться на подгруппы;

- умение делать умозаключение;

- умение слышать и слушать других, выполнять правила игры;

- логику, внимание, мелкую моторику рук;

- концентрацию зрительного внимания и слухового.

4. Воспитывать:

- умение видеть ошибки у себя и других и исправлять их;

- аккуратность при выполнении заданий;

- взаимовыручку, усидчивость.

Материал: сердечко; фигуры геометрические для разделения на команды; «путаница» из цифр; д. игра «Найди нужный лоскуток»; карточки с цифрами; картинки: из шарика разной формы и размера, золушка с сундучками по бокам, елеи разного размера; мешочки с пришитыми внутри пуговками; ленты разные по длине, высоте, ширине; пуговицы разные по размеру и количеству дырочек; полоски с нарисованными фигурами; сундучок с сюрпризом - моточки ниток в, которых спрятаны конфеты. Магнитофон, звукозапись голоса Золушки.

Ход:

- Здравствуйте ребята, я работаю в детском саду «Журавушка» и пришла с вами поиграть. Я знаю, как вас зовут, а вы хотите узнать, как зовут меня? Меня зовут Ольга Михайловна. Я пришла с вот таким сердечком, принесла с собой добро и хочу поделиться с вами. Вы будете передавать сердечко, и дарить добро.

Дети передают сердечко друг другу, желая добра.

- А сейчас поиграем. Я посмотрю, какие вы внимательные. Игра называется «Повтори правильно». Я буду называть цифры, а вы повторять их. Готовы? 3, 5, 8, 9, 12. Все правильно, не ошиблись. Внимательные. С вами интересно играть. Вы слышите, звенит колокольчик, значит, кому-то нужна помощь.

Звучит голос Золушки, она просит о помощи.

- Вы согласны помочь. Не боитесь? Ведь мачеха вредная и легких заданий Золушке бедной никогда не давала. Согласны? Скажите, какие правила у вас есть для занятий? Как я узнаю, что команда выполнила задание?

Дети говорят правила и подают знак готовности.

- Ну, тогда первое задание: ответьте на вопросы:

- у какой фигуры 3 угла, 3 стороны? У треугольника.

- у какой фигуры противоположные стороны одинаковые? У прямоугольника.

- у какой фигуры все стороны равны? У квадрата.

- у какой фигуры нет углов? У круга и овала.

- Молодцы справились с первым заданием Мачехи. Для того, чтоб выполнить второе задание, необходимо вам взять по одной фигуре и разделиться на команды за столами. Дети делятся на 3 команды.

- Задание: Мачеха перепутала все цифры, чтоб Золушка не узнала когда будет бал. Вам надо закрасить те цифры, которые есть в путанице.

Дети закрашивают цифры, оставшиеся цифры обозначают время и день проведения бала.

- Следующее задание выбор посыльного. Необходимо найти нужный лоскуток на шлейф к платью.

Дети командой находят лоскуток и проверяют у соседей правильность выполнения задания.

- Молодцы, правильно. Сейчас я вам раздам карточки с цифрами. Вам нужно построиться по порядку.

Раздаю карточки, дети выходят на палас и выстраиваются по порядку. Проверяем.

- Посмотрите, Мачеха приготовила мешочки. Это хитрые мешочки. Нужно пальчиками, на ощупь посчитать, сколько пуговиц внутри и разделиться на команды. Количество пуговиц соответствует цифре на столе.

Дети считают количество пуговиц и делятся на 3 команды.

Задание:

1 команде – Раскрасить шарик не маленький и не овальный.

2 команде - Закрасить сундучок не справа и не слева от Золушки.

3 команде - Закрасить не высокую и не низкую елочку.

- Выполнили, молодцы, сходите, проверьте друг друга.

Дети проверяют результат у другой команды.

Задание

Для выполнения этого задания вам командами необходимо выйти на ковер.

1 команде – Разложить ленты для нарядов по длине, начиная с самой длинной – лесенкой.

2 команде – Разложить ленты по высоте – заборчиком, начиная с самой высокой.

3 команде - Разложить ленты, по ширине начиная с самой узкой.

Проверка – 1 из детей проговаривает задание, другая команда слушает и проверяет. Так же в другой команде.

- Для выполнения следующего задания необходимо разделиться на 2 команды – девочки и мальчики.

Выбор посыльного.

1 команде нужно разобрать пуговицы по размеру. Большие пуговицы пойдут на платье Мачехе, маленькие на платье дочерям старшим.

2 команде надо разобрать пуговицы по количеству дырочек в них. С 4 дырочками – для застежек на платьях, с 2 дырочками – для украшения нарядов.

Дети разбирают пуговицы и проверяют результат у другой команды.

- Справились, помогли Золушке. Хорошо. Думаю, и со следующим заданием справитесь. Слушайте внимательно: Встаньте так, чтоб: Между 2 девочками стоял мальчик. Между 2 мальчиками стояла девочка. Впереди стоял ребенок выше ростом, сзади – ниже ростом. Между 2 детей стоял высокий ребенок. Встаньте парами. Соединитесь пятками, коленками, лбами, шеей, спиной. Разделитесь на 2 команды: 1 – девочки, 2 – мальчики.

- В этих мешочках пояски, Золушка обвела нужные фигуры, а сестры все перепутали. Вам нужно разложить их на место.

- Вы справились со всеми заданиями. Я очень рада. Скажите, что для вас было самое сложное, девочки? Что для мальчиков было самое сложное? Ребята, спасибо вам за то, что вы были внимательными, послушными и выполнили все задания. Я теперь буду знать, что в детском саду у вас есть хорошие помощники. И что к вам можно обратиться с любой просьбой. Желаю вам удачи.

Звучит голос Золушки. Она благодарит детей за помощь. И говорит, где найти сюрприз.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Космическое путешествие»

Цель занятия. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить названия геометрических фигур: «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «пятиугольник», «овал», «шестиугольник» и т.д.; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить пространственные представления (вверху – внизу, слева – справа); закрепить навык измерения  жидкости с помощью условной мерки; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10); проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть; учить решать логические задачи: развивать слуховое внимание, мышление, память; уточнить представление детей о планетах космоса; воспитывать желание делать добрые поступки.

Материалы.

- картинки с изображением космоса и космонавтов (для оформления);

- карточки (по количеству детей) с нарисованными геометрическими фигурами (Рис.1);

карточки с изображением геометрических фигур

Рис.1

- картинки специалистов экипажа, составленные из геометрических фигур (на столе у каждого ребенка) (Рис.2);

карточки с изображением специалистов экипажа

Рис.2

- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);

- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);

- силуэтная модель пришельца (Рис.3);

силуэтная модель пришельца

Рис.3

- сосуды (3) с разными по цвету жидкостями, измерительная кружка;

- карточки с примерами; набор цифр;

- картинка – перевертыш («Молодая леди - пожилая дама») (Рис.5);

картинка-перевертыш

картинка-перевертыш

Рис.5

- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3) (Рис.6);

бумажные круги в виде планет

- картинки героев: птица – Говорун (Рис.7), робот Железяка (Рис.4).

                                          Птица-говорун

Рис.7

                                             робот

 Рис.4

Для детей: цифры от 0 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);  карандаши.

Ход занятия

- Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Голубая, круглая

В небе проплывает,

На ней мы все живем,

Как ее называют?

(планета Земля)

- Какие вы еще знаете планеты? (ответы детей)

- А вы хотели бы побывать космонавтами и отправиться в полет?

- Очень хорошо!

- На любом космическом корабле есть экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свой экипаж и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку – специалиста экипажа, составленную из этих фигур. (Рис.1), (Рис.2).

Воспитатель просит детей занять свои места и называет специальности экипажа: радист, пилот, связист и т. д.

- Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложите пульт управления на столе в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…0 - пуск!

Звучит космическая музыка группы «Спей-с».

- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своём столе разные планеты.

- А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.

- В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Марс, а в правом верхнем углу планета – Сатурн.

Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах.

- Кто хочет вывести картинку с планетами на большой экран?

- Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе.

- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть?

- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши, приступаем к работе.

Графический диктант.

Проведите линию от точки:

3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей) (Рис.3)

Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран и картинку робота Железяки. (Рис.4)

- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше.

- Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей)

- Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше?

- Чем можно измерить? (измерительной кружкой)

На столе находится три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке.

- Какой жидкости оказалось больше?

- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?

- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!

Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас на разминку.

Физминутка (ритмические движения под космическую музыку).

- Нам надо спешить. Прошу экипаж занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие.

Звучит космическая музыка.

- Мы приближаемся к планете Венера. Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун Глос, и все девушки превратились в старых бабушек.

Показать картинку – перевертыш (Рис.5).

- Чтобы их расколдовать, надо подобрать шифр, а для этого нужно решить примеры.

5+3=

7+2=

4+3=

6+4=

8+2=

6-4=

9-3=

8-5=

7-2=

8-4=

Дети выполняют задание у доски, решают примеры.

- Мы подобрали вместе шифр и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками.

Воспитатель незаметно переворачивает картинку-перевертыш.

- Миссия выполнена, а нам пора лететь дальше.

Звучит космическая музыка

– Я слышу сигнал SOS.

Звучит сигнал бедствия.

- Планета Сатурн просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов.

- Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн из десяти одинаковых по размеру частей.

Дети подходят к столу и вместе собирают планеты, из трёх планет находят нужную. (Рис.6)

- На сколько частей раскололась планета? (10)

- Возьмем каждый по одной части и поочерёдно выложим планету на доске, называя каждую часть. (1/10 часть планеты, 2/10 части планеты и т. д. до 10/10 – целая планета).

- Прошу всех занять свои места и приготовиться к полету.

Звучит космическая музыка

- Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов.

Поставить картинку птицы Говорун (Рис.7).

- Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говорун)

- Птица Говорун укажет нам путь, если мы ответим на ее хитрые вопросы.

Вопросы Говоруна в записи:

Вы, космонавты корабля, летящего от планеты Земля до планеты Говорунов, время в полете 2 часа. Сколько лет космонавтам? (6 – 7 лет)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

У космического животного 2 лапы спереди, 2 лапы сзади, 2 справа, 2 слева. Сколько лап у этого животного? (четыре)

На какое дерево садится Говорун во время проливного дождя? (на мокрое)

Сколько минут варится вареное яйцо? (нисколько)

Птица Говорун на перелет от своего гнезда до Космодрома потратил 3 минуты. Сколько времени он потратит на перелет, если полетит с подружкой? (три минуты)

- Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем возвращаться на Землю. Ведем обратный счет: 10, 9, 8  и т. д. до 0.

Звучит космическая музыка.

- Мы приземлились, вы можете выйти из нашего космического корабля. Пришельцы с других планет благодарят вас за помощь и отличную работу. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Сокровища старого замка»

Обучающие задачи:

- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- Закрепить умение различать понятия: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, старше - младше.

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!»

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Дети: Уже дороги.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Дети: Короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание?

Дети: Надо построить корабль!

Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов.

- Сколько у вас всего геометрических фигур?

- Сколько у вас треугольников? (4)

- Сколько у вас четырёхугольников? (3)

Воспитатель: Приступайте к строительству.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.

Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.

Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке.

Воспитатель: И вот мы уже в море.

Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.

Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно: «Наш корабль сел на мель

И матросы всю неделю

Карамель на мели ели».

Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.

Дети повторяют сообщение.

Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше. Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:

- Сколько дней матросы сидели на мели? (7)

- Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели между понедельником и средой?

- Какой день недели до вторника?

- Какой день недели после среды?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).

Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей).

Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики перебираем

И цепочку получаем»

Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке - задание - загадки Феи.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:

У бабушки Даши внучка Маша, Кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной поляне, где зайчата собрались поиграть в мяч.

- Сколько зайчат играют?

- Сколько еще идут к ним? (Ответы детей).

Воспитатель: Составьте задачу про зайчат.

Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка. Сколько зайчат на поляне?

Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу? (Ответы детей).

Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.

Работа детей за столами.

Воспитатель: Прочитайте запись.

Воспитатель: Какой ответ у задачи? (Ответы детей).

Воспитатель: На какое действие задача? (Ответы детей: задача на сложение).

Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!

Воспитатель: Следующее задание Феи - помочь жителям города «Числограда». Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами.

- Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6 находятся пары 1–5, 2–4...)

Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Феи и оказались перед старым замком. Где же нам искать сокровище? Ведь замок такой большой.

Воспитатель: В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его.

Дети разгадывают ребус. (По-два-л)

Воспитатель: Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.

Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:

2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вниз, 6 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 6 – вверх, 2 - влево

Воспитатель: Кто же это охраняет замок?

Дети: Это собака.

Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивы и внимательны. Как я горжусь вами!

Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка! Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумала? (5)

Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми, заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру.

Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. Обратный счет. Вот и закончилось наше путешествие. Кто считает, что он занимался хорошо? Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Страна знаний»

Конспект совместного итогового комплексного занятия для родителей и детей подготовительной группы.

Тема: "СТРАНА ЗНАНИЙ"

Цель: уточнить и закрепить знания детей по математике и обучению грамоте, при подготовке детей к школе;

учить детей взаимодействовать с родителями на занятии;

формировать качества личности ребенка, вовлекая в жизнь детского сада родителей;

развивать речь и мышление.

Материал к занятию:

Ноутбук, рисунки - лягушка, Баба- Ёжка, школа, конверты с

заданиями, таблица с перепутанными цифрами, схемы слов, рисунки –

капельки со слогами, геометрические фигуры – круг, квадрат, листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами на каждого из детей и родителей.

(звучит спокойная музыка)

Оргмомент. Воспитатель: - Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь

друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы

спокойны и добры, приветливы и ласковы.

- Как горят глазки детей! Почему? Да от радости, потому что мамы оставили свои домашние заботы и принимают участие в жизни нашей группы. Сегодня мы будем заниматься вместе с мамами, и они будут вместе с вами выполнять задания. А чтобы у нас с вами было хорошее настроение, на протяжении всего занятия.

Предлагаю выполнить массаж пальчиков «Дружба» (мамы повторяйте, пожалуйста, за нами) .

Дружат в нашей группе, девочки и мальчики, (растирание ладоней)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (1, 2, 3, 4, 5, поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом 5, 4, 3, 2, 1 на другой)

Чок – чок – чок закружился волчок, (трем ладошки)

Он жужжит, гудит, поет, заниматься всех зовет. (сели на стульчики)

Воспитатель: Дорогие мамы, дорогие ребята! Предлагаю отправиться в путешествие. Вы готовы? Впереди нас ждут три дороги. Посмотрите на них внимательно. Налево пойдете – попадете прямо к лягушкам в болото. К лягушкам в болото кому попасть охота? Направо пойдете – угодите сразу к Бабе – Яге. Здесь в конце дорожки, ждет в ступе Баба – Ёжка. Прямо пойдете, в Страну Знаний попадете. Какую из дорог выбираем?

(Дети рассуждают, дают ответы).

Воспитатель: Конечно же, правильно, пойдем прямо. Но посмотрите внимательно. Чтобы добраться до Страны Знаний нам необходимо вместе с мамами выполнить задания, они находятся в конвертах. Итак, вы готовы? Отвечать надо четко, не выкрикивая, поднимая руку.

Открываем задание под №1

Воспитатель: Первое задание на смекалку. Отвечают дети и мамы по очереди.

Вопрос детям: «Сколько рогов у двух коров? » (4) Вопрос мамам: «Сколько ушей у трех мышей? » (6) =/=/= детям: «Сколько концов у палки? » (2)

Вопрос мамам: «У трех братьев по одной сестренке, сколько всего детей в семье? » (4)

Вопрос детям: «Вот грибочки на лужочке, в желтых шапочках стоят, два грибочка, три грибочка, сколько вместе будет? » (5)

Вопрос мамам: «Нужно быстро назвать 5 имен мальчиков, 5 имен девочек, 5названий цветов, 5 необходимых предметов в школе ученику».

Вопрос детям: «На сколько частей Вася разделил шоколадку, если одну часть он съел сам, две отдал папе с мамой, одну часть предложил сестренке и одна часть у него осталась. На сколько частей разделил шоколадку Вася? » (на 5 частей)

Вопрос мамам: «Если съесть один бублик, останется одна дырка. Если съесть один крендель, останется две дырки, но поменьше. На блюдце лежат десять бубликов и десять кренделей. Какое количество бубликов и кренделей надо съесть, чтобы дырок осталось поровну? (Все бублики и пять кренделей) Спасибо! Молодцы!

Следующее задание под №2 (на экране слайды с геометрическими фигурами: круг, квадрат)

(отвечают по очереди ребенок – мама)

Покажите и назовите цифры по порядку, на этой таблице они упали и перепутались.

Задание под №3

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран и скажите, на что похожа эта геометрическая фигура? (дети – круг, мамы – квадрат) А теперь я предлагаю на время стать художниками. Все получат по листу бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Задание – превратить геометрическую фигуру, во что нибудь интересное.

Покажите свои рисунки. Молодцы! Спасибо!

Воспитатель: Кто подскажет, под каким номером у нас следующее задание?

(дети отвечают)

Задание под №4

Воспитатель: Я предлагаю вам конкурс «Не промочи ног». (участвуют ребенок и мама.) На полу, на небольшом расстоянии одна от другой расположены карточки с цифрами от 1 до 10. Представьте, что вы оказались в лесу, перед вами болото. Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на них надо строго по порядку следования цифр. Ребенок начинает с цифры 10, а мама с цифры 1. Выигрывает тот, кто не ошибется и первым перейдет через болото. Начинаем!

Задание под №5

Воспитатель: Мамы должны назвать пословицы, в которых встречаются цифры.

(«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ», «Семеро с пером, а один с топором», «Один с сошкой, семеро с ложкой») Молодцы! Спасибо!

А вам ребята, нужно назвать сказки, в которых встречаются цифры.

(«Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»). Спасибо большое! Умнички!

Воспитатель: В нашем путешествии «Рекламная пауза», слушаем внимательно и отвечаем. Из какой сказки это объявление?

а) Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину; (Сказка о рыбаке и рыбке)

б) Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка – Ряба)

в) Организую зимнюю рыбалку. Недорого. («Лиса и волк»)

г) Отмою все; (Мойдодыр)

д) Отнесу пирожок вашей бабушке; (Красная шапочка)

е) Лечу зверей с выездом в любую часть света; (Доктор Айболит)

ж) Туристическая фирма организует путешествие по молочной реке с кисельными берегами. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Задание под №6

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: «Какой», «Какая», «Какое».

– Ребята! Подумайте и скажите, какой должен быть – учебник? (чистый, интересный, красочный) - Мамы, скажите, какая должна быть учительница? (красивая, добрая, умная, справедливая) - Ребята скажите, вода какая? (чистая, светлая, горячая, холодная, соленная)

- Мамы ответьте, яблоко, какое? (красное, спелое, кислое, червивое)

- Ребята! Какое бывает солнце? (яркое, ласковое, лучистое, палящее)

Спасибо всем! Продолжаем наше путешествие.

Задание под №7

Воспитатель: В словесную игру поиграем, кто больше слов назовет, сейчас узнаем.

Словесная игра «Кто больше? »

(отвечают по очереди, дети – мамы)

- Ребята, назовите месяцы года, в которых есть звук «А», только произносите четко слова, чтобы хорошо был слышен звук. (январь, март, апрель, май, август)

- Мамы, сварите борщ, используя овощи, в названии которых есть звук «К». (картошка, морковь, свекла, помидор)

Задание №8

(слайды со схемами слов)

Воспитатель: Игра «Составьте слова» - нужно придумать слова по схеме, которую вы видите на экране. Но, сначала вспомните и скажите, каким цветом обозначены – гласные, мягкие согласные, твердые звуки? (дети отвечают)

- Какие звуки указывают на мягкость согласного, какие на твердость? (ответы детей)

- А мамы тоже не отставайте и дружно слова называйте! - Теперь внимание на экран, другая схема, кто первый придумает слово по ней?

Молодцы! Мы с вами приближаемся к Стране Знаний. Осталось совсем немного.

Задание №9

Игра «Наоборот» Воспитатель: Ребята, подберите слова, противоположные по смыслу.

Сладкий (кислый, горький, добрый (злой, веселый (грустный, лёгкий (тяжелый, пасмурный (солнечный, чистый (грязный) .

Воспитатель: Для мам я предлагаю игру «Подбери рифму» к словам:

огурец (скворец, молодец, конец, делец, зуб (дуб, друг (жук, мак (рак) .

Задание под №10

Воспитатель: Это очень сложное задание. Посмотрите внимательно на капельки, в них спрятались слова. Конец одного слова, обозначает начало другого. Кто выйдет и прочитает правильно?

- Умнички! Спасибо! Посмотрите, оказывается, в Стране Знаний нас ждет школа. Теперь подойдите ко мне, пожалуйста.

(Звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Возьмитесь все за руки и передайте частичку своего дыхания в ладошку. Я беру Сережину ладошку и передаю вам всем, частичку своего дыхания. И оно идет от меня к Сереже, Маше, Диме, к нашим мамам. И наконец, опять возвращается ко мне. Я чувствую, что с частичкой нашего дыхания дружбы стало больше.

Вы сегодня очень хорошо все работали, вместе с мамами, спасибо, я вами горжусь! Но, кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью говорим, что победила дружба, смекалка и находчивость. Главный приз – ПИРОГ, в форме сердечка!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по развитию математических представлений

«Три поросенка»

        Задачи:

- использовать сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счётных и измерительных действий;

- учить выкладывать из счётных палочек «дорожку» по памяти;

- закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношение между числами;

- закрепить умение видеть в форме предмета геометрические фигуры;

- продолжать учить решать логические задачи;

- учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

- закрепить умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать любовь к математике.

Ход занятия

- Ребята, вы знаете сказку «Три поросёнка»?

- Кто помнит, как звали её героев? (Ниф-Ниф, НафНаф, Нуф-Нуф)

- Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сейчас совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебный лес, где жили весёлые братья-поросята, по волшебной дорожке (схема дорожки), а вы должны её запомнить и выложить у себя на столе из счётных палочек. Смотрите внимательно и запоминайте. Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, окажется в сказочном лесу (выкладывают дорожку).

- Молодцы, всем удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес, где живут три поросёнка. Сколько палочек пошло на строительство дорожки? (10)

(Переходит на ковёр)

- Смотрите, что я нашла в лесу (корзина с грибами и желудями). Грибы и жёлуди поросята собрали себе на обед. Сами они побежали веселиться и играть. Давайте посчитаем, сколько грибов и желудей (9 грибов и 10 желудей).

- Сколько грибов достанется каждому поросёнку на обед?

- Правильно, каждый поросёнок съест три гриба. А жёлуди можно поделить поровну?

- Что же сделать, чтобы поросятам на обед досталось одинаковое количество желудей? (Два способа: найти под дубом ещё два жёлудя или оставить один из собранных про запас).

- Всё лето поросята резвились, веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-Наф сказал, что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить тёплый и прочный дом, чтобы не простудиться и не попасть в лапы к серому волку. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф продолжали веселиться, распевая хвастливую песенку. Кто помнит её слова? (Дети поют все вместе «Нам не страшен серый волк»).

- А в это время Наф-Наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертёж (показать чертёж).

- Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит?

- Сколько четырёхугольников на чертеже? (7)

- Пока Наф-Наф строил свой дом, Ниф-Ниф и НуфНуф беззаботно играли и задавали друг другу весёлые вопросы. Посмотрите здесь лежит конверт. Это поросята оставили с весёлыми вопросами. А вы сможете на них ответить?

- Молодцы! Правильно ответили.

- И, только когда по утрам лужи стали покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братцы взялись за работу. Ниф-Ниф решил построить самый простой домик. Из чего?

- Правильно, из соломы. А Нуф-Нуф подумал, что соломенный дом может разлететься от сильного порыва ветра и зимой в нём будет холодно. Из чего построил себе дом Нуф-Нуф?

- Правильно, из прутьев. Братцы резво взялись за строительство и быстро покончили с этим скучным и неинтересным для них занятием. Оба, довольные своей работой, пошли посмотреть, как движется работа у Наф-Нафа. Поросята удивились, что дом Наф-Нафа похож на каменную крепость. Что произошло дальше?

- К кому первому пришёл волк? (к Ниф-Нифу)

- Хотите узнать, какой домик дыл у Ниф-Нифа?

- Тогда садитесь за столы и на своих листочках соедините по порядку все точки (от 1 до 10).

- Какой домик?

- Правильно, соломенный. Ниф-Ниф увернулся от волка и побежал к дому Нуф-Нуфа. Что же было дальше?

- Правильно, оба поросёнка спрятались в домике из прутьев, но и здесь волк не оставил их в покое. Вы узнаете, сколько раз пришлось дунуть волку, чтобы разрушить домик Нуф-Нуфа, если сосчитаете звуки металлофона (7 раз).

- А что произошло потом? (Дети досказывают сказку).

- Волк убежал в лес, а поросята стали жить втроём в домике Наф-Нафа. Для большей безопасности они начали строить высокий забор. Помогите поросятам его закончить. (Самостоятельная работа в тетрадях).

- Вот и закончилось наше путешествие по сказке «Три поросёнка». Пора нам возвращаться в нашу группу. Понравилось вам путешествовать?

- Вот в следующий раз мы обязательно отправимся в другую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования...

«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе

«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»

Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...

Картотека дидактических игр по развитию элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания детей 2-3 лет

Картотека содержит дидактические игры  по разным  матеметическим  характеристикам предметов , пространства,времени....

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...