Открытое занятие по математике "В гости к Матушке Зиме" старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Филиппова Ирина Викторовна

Тема НОД: «В гости к Матушке Зиме»               

Группа: Старшая  группа

Образовательные  области: Приоритетная: «Познавательное развитие»        В интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»          

Цель: закрепление представления детей об элементарных математических представлениях

Задачи:
1. Образовательные   (навыки, умения) по     приоритетной образовательной области:    «Познавательное развитие»- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; совершенствование  навыков прямого и обратного счета, порядковый   счёт; закрепление умения решать математические   задачи, умения выкладывать числовой ряд; формирование представления о днях недели, месяцах, временах года и числах; развитие творческой    активности;

2. Образовательные       задачи в интеграции        образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»-   восприятие стихотворения; реализация   самостоятельной творческой деятельности детей;   «Речевое развитие»- обогащение активного   словаря; развитие связной грамматически  правильной речи; умение аргументировать   свои высказывания
 «Физическое развитие»- приобретение    опыта двигательной активности, направленное   на координацию движений, крупной и мелкой моторики рук «Социально-коммуникативное развитие»-  развитие общения и взаимодействия ребенка  со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий;  развитие эмоциональной отзывчивости.

 

 2 Предпосылки УД:


коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в самостоятельной деятельности;
регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение осуществлять действия по заданному правилу;
познавательные – выделять существенные признаки объектов окружающего мира, умение применять правила и пользоваться инструкциями;
личностные – формирование познавательной и социальной мотивации

3.  Формирование    интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи);   Воспитывать бережное отношение к природе;

Тип НОД: интеллектуально-развивающее.

Продолжительность: 25 минут.

Предварительная работа: НОД по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, отгадывание загадок, решение логических и математических задач, разучивание динамических пауз.

Методы и приемы:

-Игровой метод – использование сюрпризных моментов;

-Наглядный метод – презентация зимнего леса и снеговика, выполненного из геометрических фигур;

-Словесный метод –  чтение стихотворения,  вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение;

-Практический- выполнение заданий

Материал:

- Демонстрационный: сосульки из бумаги; презентация;

- Раздаточный: конверты со снежинками с числами, геометрические фигуры из бумаги, синий картон, клей, салфетки;

-Музыкальное сопровождение: Пётр Ильич Чайковский-Январь: у камина (Времена года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: pcs_popular_2                                         Российская  Федерация   Ямало - Ненецкий  автономный  округ 

с. Харсаим                 Управление образования  Муниципального  образования  Приуральский район

Ямало-Ненецкий,  а/о              

Приуральский  район

ул. Полярная, д.7       Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Харсаим

ф. 8(34993)  21-4-07

e-mail: MDOU_ harsaim @ mail. ru   

«В гости к Матушке Зиме»

Разновозрастная  группа «Пчелки»

МОУ Школа – детский сад

С.Харсаим

Подготовил

                Воспитатель разновозрастной группы «Пчелки»

Филиппова Ирина Викторовна

                                                             

С.Харсаим

Февраль 2021 г.

                         1 Пояснительная записка к НОД

Тема НОД: «В гости к Матушке Зиме»        

Группа: Старшая  группа

Образовательные  области: Приоритетная: «Познавательное развитие»        В интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»          

Цель: закрепление представления детей об элементарных математических представлениях

Задачи: 
1. Образовательные
   (навыки, умения) по     приоритетной образовательной области:    «Познавательное развитие»- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; совершенствование  навыков прямого и обратного счета, порядковый   счёт; закрепление умения решать математические   задачи, умения выкладывать числовой ряд; формирование представления о днях недели, месяцах, временах года и числах; развитие творческой    активности;

2. Образовательные       задачи в интеграции        образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»-   восприятие стихотворения; реализация   самостоятельной творческой деятельности детей;   «Речевое развитие»- обогащение активного   словаря; развитие связной грамматически  правильной речи; умение аргументировать   свои высказывания
«Физическое развитие»- приобретение    опыта двигательной активности, направленное   на координацию движений, крупной и мелкой моторики рук «Социально-коммуникативное развитие»-  развитие общения и взаимодействия ребенка  со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий;  развитие эмоциональной отзывчивости.

 2 Предпосылки УД:


коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в самостоятельной деятельности;
регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение осуществлять действия по заданному правилу;
познавательные – выделять существенные признаки объектов окружающего мира, умение применять правила и пользоваться инструкциями;
личностные – формирование познавательной и социальной мотивации

3.  Формирование    интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи);   Воспитывать бережное отношение к природе;

Тип НОД: интеллектуально-развивающее.

Продолжительность: 25 минут.

Предварительная работа: НОД по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, отгадывание загадок, решение логических и математических задач, разучивание динамических пауз.

Методы и приемы:

-Игровой метод – использование сюрпризных моментов;

-Наглядный метод – презентация зимнего леса и снеговика, выполненного из геометрических фигур;

-Словесный метод –  чтение стихотворения,  вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение;

-Практический- выполнение заданий

Материал:

- Демонстрационный: сосульки из бумаги; презентация;

- Раздаточный: конверты со снежинками с числами, геометрические фигуры из бумаги, синий картон, клей, салфетки;

-Музыкальное сопровождение: Пётр Ильич Чайковский-Январь: у камина (Времена года)

                       

Содержание образовательной детской деятельности

1 Организационный момент

2 Основная часть

3 Рефлексия

1 Организационный момент

 Дети заходят друг за другом.

Ребята, у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) А, теперь все внимание на меня. Ребята, вы когда шли в садик обратили внимание на природу, деревья, какие они. (Ответы детей) И у нас деревья заснеженные стоят, как красиво у нас в группе, вот послушайте о чем пишет поэт Ф. Тютчев.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:  
                              Чародейкою Зимою

                               Околдован, лес стоит -

                               И под снежной бахромою  -

                               Неподвижною, немою,

                               Чудной жизнью он блестит.

- О каком времени года говорится в этом отрывке?

-Как поэт называет Зиму? Как еще люди называют зиму? Почему? (ответы детей) А еще называют Матушка Зима и она нас  приглашает в свои владения, в зимний лес. Зима приготовила для вас задания, но не простые, а математические!

-Вы хотите отправиться в зимний лес?

Между деревьев  развешаны сосульки из бумаги.

-Ребята, а вот и первое задание от Матушки Зимы. В зимний лес мы сможем пройти, если ответим на вопросы! Вы готовы? Кто правильно отвечает срывает сосульку, потом посмотрим у кого больше всех, тот самый умный.

*Математическая разминка «Не зевай, на вопросы отвечай!»

1Какой сегодня день недели?

2Сколько всего дней в неделе?

3Какой день недели идет после вторника?

4Как называется пятый день недели?

5Как называются выходные?

6Сколько времен года?

7Какое время года наступает за зимой?

8Какое время года наступает за летом?

9Назовите лишнее слово в ряду слов:

-зима, среда, весна, лето, осень;

-один, два, три, круг, четыре, пять;

-плюс, минус, пятница, равно.

(Ответы детей.)

-Молодцы! Отлично справились! Все сосульки сорвали, дорога расчищена.

И мы проходим в зимний лес.

                                Включить слайд «Зимний лес». Звучит музыка

(дети проходят между деревьев)

-Вот мы с вами и в зимнем лесу!

Слайд 1.    Изображение зимнего леса

-Ребята, посмотрите какая красота у Матушки Зимы в лесу!  Что можно сказать про погоду, какая она?  (Ответы детей)

-Ребята, а вот и следующее задание от Матушки Зимы. (Дети занимают места за столами)

* Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Цель: закрепление умения детей составлять числовой ряд, упражнение в прямом и обратном счете.

-    У вас на столах в конвертах лежат снежинки с числами от одного до десяти. Разложите, пожалуйста, эти снежинки по порядку, начиная со снежинки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева направо. (Дети выполняют задание)

*Дидактическая игра «Соседи числа»

Цель: упражнение в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

-У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

- Влад, назови соседей числа 5.

-Тая, назови соседей числа 8.

-Маша, назови соседей числа 3.

-Молодцы!

Слайд №2     «Ёлочки в лесу»

*Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

Цель: упражнение детей в порядковом счете, в умении соотносить число с количеством предметов.

Дети должны сосчитать елочки и показать цифру.

-Сколько всего ёлочек изображено на картине?

-Какими по счёту стоят самые маленькие ёлочки?

-Какой по счёту стоит самая высокая ёлка?

- Какой по счету стоит средняя елочка?

(Ответы детей.)

-Молодцы! А еще Матушка Зима приготовила для вас весёлые задачки! Но прежде чем к ним приступить следует выполнить разминку.

*Физкультминутка:

Белый снег пушистый (кисти рук сжимаем и разжимаем)

В воздухе кружится (руки поднять вверх и качать из  стороны в сторону)

И на землю тихо, Падает, ложится (присели, руки опустили на пол)

И под утро снегом (встали, покружились)

Поле забелело (руки на пояс, повороты вправо, влево)

Точно пеленою все его одело! (присели, руки опустили на пол)

                                                                                                             

*Дидактическая игра «Веселые задачки»

Цель: закрепление  умения решать математические задачи, находить карточки с ответами.

1Четыре гусенка и двое утят

   В озере плавают, громко кричат.

   А ну, посчитай поскорей-

   Сколько всего в воде малышей? (6)

-Как получилось число 6?  

2В кружку сорвала Марина

  Десять ягодок малины.

  Две дала своей подружке.

  Сколько ягод осталось в кружке? (8)

 Как получилось число 8?

3Ёжик по лесу шел,

  На обед грибы нашел.

  Два - под березой, три - под осиной,

  Сколько их будет в плетённой корзине? (5)

-Как получилось число 5?

4Пять ребят в футбол играли.

  Одного домой забрали.

  Он в окно глядит, считает

  Сколько х теперь играет. (4)

  -Как получилось число 4?

5Пять ворон на крышу сели,

   Две еще к ним прилетели.

  Отвечайте быстро, смело,

  Сколько всех их прилетело? (7)

 -Как получилось число 7?

6Три яблока из сада Ёжик притащил.

   Самое румяное Белке подарил.

   С радостью подарокБелка получила.

   Сосчитайте яблочки у Ёжика в тарелке! (2)

 -Как получилось число 2?

Отгадайте загадку:

Меня не растили,

из снега слепили.

Вместо носа ловко

вставили морковку.

Глаза – угольки,

Губы – сучки,

Холодный, большой,  

Кто я такой? (Снеговик)

- А почему его так называют? (Потому что его лепят из снега).

-А Вам приходилось лепить снеговика?

- Какие детали нужно слепить, чтобы потом из них собрать снеговика?

Слайд №4.    Снеговик из геометрических фигур

Включить слайд со снеговиком.

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Из чего сделан снеговик? Назовите геометрические фигуры, из которых он сделан? Какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей)

- А теперь Матушка Зима хочет посмотреть, как вы умеете выкладывать из геометрических фигур  снеговика и елочку на доске. Вы готовы?

*Дидактическая игра «Составь картинку из геометрических фигур»

1. Нужно найти самый большой круг, как мы это сделаем? Как найдем самый большой? Каким способом? Способом наложения друг на друга.  Таким же способом найдем средний круг и малый круг.

2. Затем мы одеваем на голову снеговику ведро, какая это фигура, кто знает, это трапеция.

2. Затем нужно составить елочку, из каких геометрических фигур состоит елочка? Каким способом мы найдем большой треугольник? Также способом наложения.

-Какие молодцы!

-Ребята, Матушка Зима приготовила для вас такие интересные задания! А вы хотели бы сделать для нее подарки? (ответы)

-Я предлагаю вам с помощью геометрических фигур сделать аппликацию. Хотите? (ответы).

-Но прежде разомнем наши ручки. Встали.
*Дидактическая игра «Разминка для рук»:

  Возьмем снега мы немножко,

  Снежки слепим мы в ладошках.

  Дружно ими покидались,

  Наши ручки и размялись!

(Дети занимают места за столами, выполняют задание.)

-Какие молодцы! Красивые Снеговики  получились у вас! Матушка Зима непременно обрадуется нашим подаркам!

Выставка снеговиков на доске.

-На этом наше путешествие заканчивается.

3. Рефлексия НОД: 

-Чем мы сегодня занимались занятии?

-   Ребята, скажите, что вам запомнилось?

-  Какие задания были для вас легкими, какие - трудными? (ответы детей)

-Из чего мы сделали снеговика и елочку?

-С чего начали нашу работу?

- как вы думаете мы справились со всеми заданиями?

Нам пора возвращаться из лесу в детский сад.

Включить зимний лес с музыкой

Встаем друг за другом и выходим из лесу, также как пришли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике во 2-й младшей группе

Занятие итоговое,было показано на районном семинаре "Современная-предметно развивающая среда ДОУ"....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия по математике            в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»...

Открытое занятие по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие по островам математики»

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на удивительные геометрические острова, где познаем много интересного....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну математика»

Формировать понятие – условие задачи, вопрос, решение, ответ.Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >;Закреплять знание состава числа 7, 8, 9.Закреплять умение решат...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в космос на планету Математики!»

Продолжать учить детей  составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.- закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.- упражнять в счете в пределах ...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математика»

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания , является моделирование. Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, ...