Волшебный мир сенсорики
консультация по математике (младшая группа)

Терешина Надежда Юрьевна

Этот материал даёт краткое раскрытие понятие сенсорики и сенсорного развития..Небольшое описание материала, способствующего сенсорному развитию, используемого мною в работе с детьми. А также поделилась информацией  как использовать "Дары Фрёбеля" в работе младшего дошкольного возраста, которыми мы пополнили развивающую среду по сенсорике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_sensoriki.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир сенсорики.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Что же такое сенсорное развитие? Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому.

Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество, так как работаем на группе общеразвивающей направленности детей 1,5- 2 года. В работе мы используем разнообразный материал, а также наборы Фрёбеля (1,11,12) в разных видах деятельности.

Цель: формирование сенсорного развития в образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: учить слушать и понимать воспитателя.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитательные: воспитывать интерес детей к окружающему. 

Методы и приемы: игровой (дидактические игры), наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический (показ способов действия с предметами).

Дидактические материалы и оборудование:  наборы «Дары Фребеля».

Ожидаемые результаты: 

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Работа с данным материалом поможет заложить первые представления о цвете, форме, величине, количестве и ориентире в пространстве.

Благодаря работе с детьми, используя эти игры, они научатся понимать обращённую к нему речь и стремление вступать в речевое общение; играть совместно с воспитателем и самостоятельно; различать и называть предметы ближайшего окружения (мячики, геометрические тела, мозаика), выделяя их некоторые свойства (цвет, размер, форма); выполнять физические упражнения вместе с воспитателем.

Ядром системы работы с детьми была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

Свой набор учебных материалов Фрёбель назвал «дарами».

Его «дары» направлены на реализацию задач нескольких образовательных областей.

Результаты работы: Дети начали познавать предметы ближайшего окружения, выделяя их основные свойства, а так же освоили азы зависимости между предметами по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве.

Для работы с детьми по выполнению данной работы мы предлагаем картотеку игр с наборами Фрёбеля.

ЗНАКОМСТВО - МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧОМ

1.1 ЗНАКОМСТВО - МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧОМ

Цель: познакомить детей с мячами и возможными действиями с ними.

Упражнение 1: сжимание мяча

Ребенку предлагается взять в руки мяч и сжать его. Проговариваем: «Сожми мячик, смотри, он сжался, стал маленьким; разожми руку – мячик снова стал большим и круглым».

Вывод: мяч круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.

1.2 ЗНАКОМСТВО - МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧОМ

Цель: познакомить детей с мячами и их свойствами

Упражнение 2: подбрасывание, метание, ловля мяча

Ребенку предлагается взять мячик и бросить его вдаль. Можно предложить сбить игрушку, перекидывать мячик друг другу. Далее. Предложить ребенку подкинуть мяч вверх и поймать его.

Вывод: с мячом можно играть, его можно подкидывать, ловить, бросать вдаль.

1.3 ЗНАКОМСТВО - МАНИПУЛЯЦИИ С МЯЧОМ

Цель: познакомить детей с мячами и их свойствами

Упражнение 3: катание мяча

Ребенку предлагается взять мяч и покатать его.

Вывод: мяч катится.

2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

2.1. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами. Упражнение 1: сортировка мячей по цвету

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Ребенку предлагается взять мячик любого цвета и положить рядом с мячиком такого же цвета;

2. Каждый ребенок берет себе по 1 мячику и по предложению воспитателя находит и встает в пару с ребенком, у которого мячик такого же цвета.

2.2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 2: найди мяч нужного цвета, цветной мячик.

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);

2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать мяч такого же цвета

2.3 ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 3: какого мяча нет

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

Воспитатель выкладывает 6 мячей разного цвета. Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать, мяча какого цвета не стало. Если дети не разговаривают, то им предлагается принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.

2.4. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 4: путешествие цветных мячиков

Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ним, взяв один из мячиков.

2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета)

В процессе выбора мячика и нахождения игрушек закрепляется знание цветов.

3.ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА

3. 1.ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель: ознакомление детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 1: мячик спит (состояние покоя на горизонтальной поверхности).

Воспитатель кладет мячик на стол и говорит: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит. Стол прямой и если мячик не трогать, то он будет лежать не подвижно»

3.2 ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель: ознакомление детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 2: мячик катится по дорожке (движения по поверхности)

Воспитатель кладет шар на стол и толкает его. Обращает внимание на то, что мячик катится. Предлагает детям толкнуть мяч и посмотреть, как он будет катиться. Далее, можно сделать прямую дорожку из кубиков, конструктора ЛЕГО и т. п. и прокатит мячик по ней.

3. 3.ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель: ознакомление детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 3: мячик катится с горы (движения по наклонной поверхности)

Воспитатель вместе с детьми строит небольшую горку из конструктора, ставит мячик наверх горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз. Предлагает детям повторить то же самое.

Вывод: мячик катится с горки вниз. Предлагает положить мячик под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх не катится.

3. 4. ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель: ознакомление детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 4: мячик катится по тропинке (движение по кривой поверхности)

Воспитатель вместе с детьми строит из конструктора, шнурков и т д. кривую дорожку. Кладет мячик на дорожку и толкает его. Мяч катится по кривой дорожке.

Вывод: мячик может катиться не только по прямой дорожке, но и по кривой.

ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

4. 1. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 1: пила (движения вперёд-назад)

Воспитатель берет мячик, кладет его на горизонтальную поверхность и начинает катать вперед-назад. Проговаривая стихотворение:

«Я пила, пила, пила, Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

Далее, упражнение предлагается повторить детям

4. 2. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детейс некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 2: скачут мячики (движения вверх-вниз)

Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами«Мячик скачет: прыг-скок».

Далее повторить упражнение предлагается детям.

4. 3. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 3: часики (маятниковые движения (используется мячик на веревочке))

Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая«Часики идут: тик-так, тик-так». Далее повторить упражнение предлагается детям.

4. 4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 4: я весёлая лиса (круговые движения вокруг себя (используется мячик на веревочке))

Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскручивать в воздухе, приговаривая:

«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

4. 5. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детейс некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 5: рыбка (плавательные движения (используется мячик на веревочке))

Воспитатель берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:

«Рыбка плавает в пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Рыбка плавает всегда. Да-да-да, да-да-да!»

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

4. 6. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель: ознакомление детейс некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 6: голуби (летательные движения (используется мячик на веревочке))

Воспитатель берет мячик за веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.

Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

5.1. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.

Упражнение 1«Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка (используется мяч без веревочки))

Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель поочередно бросает ребенку мячик, спрашивает при этом«как тебя зовут?». Ребенок бросает мяч обратно, называя свое имя.

5. 2. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.

Упражнение 2«Как тебя зовут?» (имя сверстников (используется мяч без веревочки))

Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель берет мяч, дает в руки одному из детей и говорит: «Дай мяч (например) Саше». Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель при этом спрашивает: «как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя: Саша. Далее, предлагается Саше передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.

5. 3. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета.

Упражнение 3«Скажи, где я спрятался»

местонахождение предмета (используется мяч без веревочки)

Воспитатель берет игрушку, например домик и совершает манипуляции с мячиком: прячет мячик за домик, кладет перед домиком, на домик, под домик, рядом с домиком. Проговаривает свои действия. Затем спрашивает детей«Где спрятался мячик?» Дети, по возможности, повторяют за воспитателем.

6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

6. 1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧЕЙ

Игра «Ловишки». Мяч на ниточку прицепляется сзади каждому игроку, а цель догоняющего поймать и отобрать шарик.

Игра «Попади в цель». Фишками отмечаются места, откуда должен быть совершён бросок, а напротив цель, в которую нужно попасть мягким шариком.

Помимо использования на занятиях мячи могут успешно применяться при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с детьми с использованием мячей Фребеля сопровождается маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра, Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой, вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра, Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть. Будем о новом с тобой узнавать!

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного  возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

Всем удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Волшебные игрушки оригами «Волшебный пруд»

Цель:  Подготовка руки ребенка к письму.            Развитие пространственного воображения....

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....