«Теория и методика математического развития»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Ганюшкина Дарья Викторовна

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности, именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_matematicheskogo_razvitiya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

«Теория и методика математического развития»

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности, именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.

  1. Цель занятия.

Всестороннее развитие личности ребенка, подготовка к успешному обучению в школе, коррекционно-воспитательная работа

2.Задачи.

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование

связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

3.Тип занятия.

Знакомство с математикой.

4. Форма занятия.

Способствовать умственному развитию через игровую деятельность.

5. Продолжительность.

Вторая младшая группа – 10-15 минут, средняя группа – 15-20 минут, старшая группа – 25-30 минут, подготовительная группа – 30-35 минут. Длительность может зависеть от начала и конца учебного года, сложности программных задач, от количества программных задач, от количества использованных приемов в обучении.

6. Участники.

Воспитатель и воспитанники

7. Возраст обучающихся.

Дети разных возрастных групп

 8. Оборудования и материалы.

демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

9. Предварительная подготовка.

                Подготовка учебного пособия, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

           10. Методы и приемы работы с детьми.

            Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом воспитателя, и от конкретных условий в детском саду. При выборе методов учитываются: - цели, задачи обучения; - содержание формируемых знаний на данном этапе; - возрастные и индивидуальные особенности детей; - наличие необходимых дидактических средств; - личное отношение воспитателя к тем или иным методам; - конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий. Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря им уточняются непосредственные восприятия детей. Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными – они сопутствуют практическим и игровым методам. Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин). Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности. Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при сочетании игровых методов и методов прямого обучения.
             Во 2 младшей группе детей обучают группировать предметы по цвету, размеру, форме, составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов, выделять один предмет из группы. Находить один и много одинаковых предметов. Понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

           В средней группе детям дается представление о том что такое множество, что оно может состоять из разных по качеству элементов. Начинается обучение счеты в пределах 5 (на основе наглядности), обучение уравнивание неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Детей учат сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия. Определять части суток.

          В старшей группе детей обучают создавать множества, разбивать их на части и воссоединять их, устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать разные части множества. Детей обучают счету в пределах 10 (на наглядной основе), сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. А также знакомят с количественным составом числа из единиц. В старшей группе дети учатся сравнивать предметы, размещать предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
11. Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Мотивация, постановка учебной задачи.

1.Вторая младшая группа – 10-15 минут

2.Средняя группа – 15-20 минут

3. Старшая группа – 25-30 минут

4. Подготовительная группа – 30-35 минут.

Основная часть

Выполнение математических задач

Заключительная

Подведение итога занятия, где дети обсуждают интересные моменты.

12. Ход занятия. Примерные части хода математического занятия

  1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
  2.  Работа с демонстрационным материалом.
  3.  Работа с раздаточным материалом.
  4. Физкультминутка (обычно со средней группы).
  5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во

второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом,

работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным

материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших

дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

  1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно

проводится во 2-й младшей и средней группах.

  1.  Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под

музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

  1.  с математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной

нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.

  1.  Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

13. Литература.

1. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова и др. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

2. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. -71 с.

3. Касицына М.А. Дошкольная математика. 1и 2-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М.А. Касицина, В. Д. Смирнова. – М.: Гном, 2004. – 28 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.

6. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 388 с.

7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: МПСИ, 2005. – 392 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теория и методика математического развития

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение  ими логико-математических представлений и способов познания....

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

   Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»...

Теория и методика математического развития "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по математическому развитию, дающий знания об основных геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник....

Теория и методика математического развития

   Теоретические основы математического развития...

Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»

1.  Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2.    Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...