Теория и методика математического развития "Путешествие в страну геометрических фигур"
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Сребнева Людмила Владимировна

Конспект занятия по математическому развитию, дающий знания об основных геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад «Теремок» ГБОУ СОШ

им. Героя Советского Союза М.К. Овсянникова с. Исаклы

Теория и методика математического развития

«Путешествие в страну

геометрических фигур»

                                                                        Воспитатель:

                                                                        Сребнева

                                                                        Людмила Владимировна

Самарская область

село Исаклы

2020 год

Конспект занятия по математическому развитию

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания, освоение определенного начального объема знаний, получение базовых представлений о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Задачи:

1. Воспитательные: формировать интерес к занятиям математикой, обогащать словарь (математические термины, характеризующие форму, величину), воспитывать умение работать самостоятельно.

2. Образовательные: развивать логико-математическое представление о геометрических фигурах, закрепить знание геометрических фигур, учить узнавать и называть цвета.

3. Развивающие: развивать логические способы познания, моторику рук, активизировать память, внимание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: интегрированная.

Продолжительность: 20 минут.

Участники: воспитанники младшей группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Оборудование и материалы: геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, карточки с геометрическими фигурами для каждого ребенка, цветная бумага, клей, ноутбук.

Предварительная подготовка: рассматривание геометрических фигур разного цвета (круги, треугольники, квадраты); беседа «Встреча с геометрическими фигурами»; дидактические игры  «Залатай коврик», «Картина из геометрических фигур»; чтение художественной литературы (стихи И. Гуриной и В. Мирясовой о геометрических фигурах); рисование «Геометрические фигуры», аппликация «Картина из геометрических фигур»; просмотр развивающего мультфильма «Учим геометрические фигуры в веселой игре»: https://www.youtube.com/watch?v=-PBb3YMFlhU.

10. Методы и приемы работы с детьми:

методы: наглядный, словесный, игровой, практический;

приемы: беседа, наблюдение, рассматривание, одобрение, поощрение.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Вводная часть

Логическая разминка, которая включает простые задания для детей, чтобы подготовить ребенка к занятию, заинтересовать его

2 мин.

2. Основная часть занятия

Изучение нового материала для формирования математических представлений, а также закрепление уже изученного

Пальчиковая или артикуляционная гимнастика, физминутка для переключения внимания ребенка в целях предупреждения переутомления

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом, игры, направленные на развитие мелкой моторики)

15 мин.

3. Окончание занятия

Подведение итогов (анализ вместе с детьми выполненной работы, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

Переключение на другой вид деятельности

3 мин.

12. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел в гости Буратино. Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются).

Буратино: Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, но не с пустыми руками, а с подарком. Хотите подарок?

Воспитатель: Ребята, Буратино очень любит играть и веселиться и поэтому он принес с собой конверт с заданиями. Давайте посмотрим, какие задания приготовил нам Буратино (воспитатель заглядывает в конверт и начинает загадывать загадки).

- Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник)
- Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
- Не овал я и не круг, треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат, ведь зовут меня... (квадрат)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, а теперь следующее задание: дидактическая игра «Разложи в домики геометрических человечков».

На столе разложены домики с круглыми, квадратными, треугольными окошками.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, поднялся сильный ветер и геометрические человечки потеряли свои дома. Давайте им поможем. Каждая фигура живет в домике такого же цвета, как и сама фигура. Раз, два, три — домик ищи.

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Я думаю, Буратино очень понравилось с вами играть. Ребята, Буратино мне сказал, что в нашей группе очень много предметов, которые имеют такую же форму, как и его друзья — круг, квадрат, треугольник. Он предлагает их найти. Посмотрите, у каждого из вас на столах лежит карточка с изображением круга, квадрата, треугольника. Возьмите и рассмотрите их. Затем внимательно посмотрите на нашу группу и найдите что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.

(Дети ищут и находят нужные предметы круглой, квадратной, треугольной формы в соответствии с изображением на карточке)

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. А теперь, ребята, давайте отдохнем немного.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять (ходьба на месте).
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть (руками изображаем над головой уши зайца).
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать (прыжки на месте).
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать (стучим ладонями по коленям).
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать (киваем головой).
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать (садимся на корточки).

Воспитатель: Ребята, следующее задание игровое упражнение: «Какая фигура убежала».

Предлагает детям дорисовать не достающую фигуру.

Аппликация «Картина из геометрических фигур»

У каждого ребенка набор геометрических фигур, из которых воспитатель предлагает сделать аппликацию.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились. К сожалению, Буратино пора возвращаться домой. Давайте ему подарим подарки. Вам нужно обвести геометрическую фигуру по точкам, а затем нарисовать глазки, носик, ротик.
Дети рассаживаются за столы и выполняют задание. После окончания работы рассматриваются портреты геометрических фигур. Затем дети вместе с воспитателем помещают их в конверт и отдают Буратино.

Воспитатель: Пришло время попрощаться с Буратино.

Буратино: Ребятки, какие вы молодцы! Мне у вас очень понравилось! Я многому у вас научился! Но мне пора в свою страну.

Воспитатель: скажем Буратино «Спасибо! До свидания!»

13. Литература.

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974.

2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Павлова Л.И. Теория и методика математических представлений у дошкольников. - М.: МПГУ, 2017.

4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980.

5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Составитель З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: ЦВПО, 2006.

6. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: Форум. 2015.

7. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.

14. Приложения:

Презентация «Путешествие в страну геометрических фигур» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур» (вторая младшая группа)

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений)   на тему:  «Путешествие в страну геометриче...

Интегрированное занятие по математическому развитию в первой младшей группе на тему : « Путешествие в страну геометрических фигур»

Закрепить математическое представление о геометрических фигур в цвете и величине, дать представление о воздухе....

Занятие по формированию математических представлений "В стране геометрических фигур"

В занятии представлены игры математического содержания на развитие у детей мыслительных операций, внимания, умения ориентироваться в пространстве, сравнение  предметов по величине....

Конспект Открытой НОД по формированию элементарных математических представлений «Чудесная страна геометрических фигур» подготовительная группа

Конспект Открытой НОД по формированию элементарных математических представлений «Чудесная страна геометрических фигур» подготовительная группа ...

Конспект ООД для средней группы по формированию элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур».

Цель: Совершенствование умения находить геометрические фигуры в окружающем пространстве. Задачи:Образовательные:- Способствовать формированию умений выделять особые признаки геометрических ф...

НОД Занятие по формированию элементарных математических представлений "В стране геометрических фигур"

НОД  Занятие по формированию элементарных математических представлений  "В стране геометрических фигур"...