Математика в движении в младшем дошкольном возрасте
методическая разработка по математике (младшая группа)

Волкова Людмила Станиславовна

Дошкольное детство - важный период в жизни человека, накладывающий отпечаток на всю его последующую жизнь, время не только интенсивного физического и психического роста, но и накопления социального опыта. Педагогические задачи в отношении детей раннего возраста реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В основе цели воспитания лежит установка на высокий уровень здоровья, интеллекта, умст­венной и физической работоспособности, психологической надежности, толерантности и высо­ких социокультурных стандартов стиля жизнедеятельности и поведения.

В течение нескольких десятилетий система дошкольного образования была ориентирована на передачу детям знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам. Конечно, это хорошо, что ребенок овладевает определенными знаниями. Однако это привело к тому, что интеллекту­альная нагрузка детей значительно превосходит физическую, вопреки знаниям о том, что двига­тельная активность ребенка обусловлена естественной биологической потребностью и законами растущего организма.

И, как следствие, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90 % детей, поступающих в школу, имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Причи­ны сложившегося неблагополучия самые различные. Одна из них состоит в недооценке значения двигательной активности в формировании физического и духовного здоровья.

Младший дошкольный возраст - это время, когда у ребенка начинает складываться интерес к средствам и способам практических действий, что представляет для педагогов уникальные возможности для обучения дошкольников через включение их в продуктивную деятельность. Дети, например, рисуют, лепят и выполняют одновременно задания по математике или развитию речи.

Но такая организация процесса обучения в младшем дошкольном возрасте может оказывать и негативное воздействие на развитие младших дошкольников. Продуктивная деятельность, как правило, выполняется, когда ребенок сидит за столом. Долго находясь в таком положении, дети быстро устают, их внимание рассеивается. Как известно, для этого возраста движение является естественной биологической потребностью детского организма. При проведении занятий по ма­тематике и логике предлагается сделать акцент на оздоровительно-развивающую их направлен­ность, интегрировав в содержание материал по физической культуре.

В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач будет осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а, наоборот, как ее ре­зультат. То есть средства и методы физической культуры в дошкольном возрасте можно исполь­зовать не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познава­тельной и преобразующей деятельности детей. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Изучение математики способствует разви­тию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий по­тенциал, что так необходимо будущему школьнику.

Таким образом, в ходе интегрированных занятий по математике и логике осуществляется це­ленаправленная работа, направленная на укрепление здоровья дошкольников и развитие у них необходимых ключевых компетенций (социальной и эмоциональной), необходимых для возмож­ности эффективно реализовывать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Разработанные занятия предполагают в ходе их проведения активную самостоятельную интеллектуальную деятельность детей. Результатом такого обучения и воспитания становятся новые знания, которые дети могут сразу использовать в практике повседневных жизненных си­туаций.

Содержание занятий основывается на двух видах задач:

  • специфические - получение элементарных знаний по математике;
  • общепедагогические - направленные на повышение уровня умственного, сенсорного разви­тия дошкольников, развитие речи и обогащение словаря, воспитание волевых качеств, мораль­ных ценностей, эстетической культуры.

Физические упражнения, включаемые в содержание занятий по математике, способствуют решению не только общепедагогических задач, но и специфических. Знакомиться с понятиями, предлагаемыми программным содержанием, такими, например, как длинный - короткий, высо­кий - низкий, большой - маленький, можно не только сидя за столом, сравнивая предметы из на­боров конструктора или мозаики, но и «собирая» грибы или ягоды в игре «У медведя во бору», сравнивая затем их размер. В таких случаях подвижная игра приобретает дидактическую направ­ленность.

Подвижные игры с дидактической направленностью представляют собой особую форму дея­тельности, в которой создаются условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Особенностью данной ка­тегории игр является наличие связи дидактического содержания с движением, при этом роль движений ярко выражена при дидактическом содержании игры. Они мотивированы содержанием игры, ее темой и целью.

Главное достоинство занятий с использованием системы дидактических подвижных игр в том, что при выполнении дидактических заданий дети менее подвержены переутомляемо- сти, усваиваемые понятия приобретают системный характер. Поэтому самый эффективный путь, ведущий к прочному и быстрому усвоению материала, мы видим в использовании под­вижной игры дидактической направленности, в процессе которой дети преодолевают труд­ности, тренируют свои силы, развивают двигательные способности, оттачивают интеллекту­альные умения.

В структуру занятий тесно вплетены различные виды двигательной активности: физические упражнения для улучшения здоровья (формирование правильной осанки и свода стопы, укрепле­ние тонуса скелетных мышц, совершенствование работы органов и систем), закрепления двига­тельного навыка (совершенствование двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в развитии ребенка); психогимнастические этюды (снятие эмоционально­го напряжения на занятии). Все это обеспечивает участие высших психических функций в про­цессе овладения двигательным действием, оказывая тем самым положительное влияние на умст­венное развитие ребенка.

Существует несколько видов механизмов оптимального сочетания двигатель­ного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями:

  • синхронное - введение двигательных действий осуществлялось по ходу выполнения дидак­тических заданий при условии невысоких умственных и физических нагрузок;
  • последовательное - дидактическая подвижная игра или двигательное упражнение предше­ствуют выполнению дидактического задания или выполняются сразу после него.

Для развития у детей любознательности, познавательных интересов, творческих способно­стей все занятия, проводимые в течение учебного года, объединены общим сюжетом «Город цветных человечков».

Структура занятия традиционная - трехчастная:

  1. часть - мотивационно-организованная (2-3 мин).

Дети знакомятся с одним из жителей волшебной страны - Гномиком, который предлагает поиграть с ним в дидактическую игру, что способствует закреплению пройденного материала и создает мотивацию к получению новых знаний.

Необходимым условием при проведении дидактической подвижной игры являются желание ребенка и определение им самим, может ли он играть в данную игру. Каждая игра заканчивается вопросами, в результате ответа на которые для детей «открывается» новое знание или умение.

  1. часть - основная - «открытие» нового знания или умения (10-12 мин).

Воспитатель с помощью диалога на основе предметной деятельности приводит к «открытию» нового знания или умения. Рассказав детям о полученном результате, возвращает их в игру, для ее окончания использует новый способ действия.

Для закрепления полученных новых знаний детям необходимо зафиксировать их в рабочих тетрадях. Работа проводится детьми индивидуально.

На этом этапе происходит анализирование ребенком своей деятельности по освоению нового. Дети или убеждаются в том, что справились с заданием, или исправляют ошибки.

  1. часть - итоговая (1-2 мин). Дети рассказывают, что нового они узнали и где эти знания могут пригодиться.

Таким образом, во время занятия статическая работа занимает не более 5 минут. Подвижно­дидактические игры, перемещения из одного игрового пространства в другое, выполнение зада­ний позволяют максимально удовлетворить потребность детей в активных движениях в течение всего занятия, двигательная нагрузка способствует повышению умственной работоспособности и эмоционального тонуса ребенка, а также благополучному усвоению материала.