Математика в движении в младшем дошкольном возрасте
методическая разработка по математике (младшая группа)

Волкова Людмила Станиславовна

Дошкольное детство - важный период в жизни человека, накладывающий отпечаток на всю его последующую жизнь, время не только интенсивного физического и психического роста, но и накопления социального опыта. Педагогические задачи в отношении детей раннего возраста реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В основе цели воспитания лежит установка на высокий уровень здоровья, интеллекта, умст­венной и физической работоспособности, психологической надежности, толерантности и высо­ких социокультурных стандартов стиля жизнедеятельности и поведения.

В течение нескольких десятилетий система дошкольного образования была ориентирована на передачу детям знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам. Конечно, это хорошо, что ребенок овладевает определенными знаниями. Однако это привело к тому, что интеллекту­альная нагрузка детей значительно превосходит физическую, вопреки знаниям о том, что двига­тельная активность ребенка обусловлена естественной биологической потребностью и законами растущего организма.

И, как следствие, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90 % детей, поступающих в школу, имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Причи­ны сложившегося неблагополучия самые различные. Одна из них состоит в недооценке значения двигательной активности в формировании физического и духовного здоровья.

Младший дошкольный возраст - это время, когда у ребенка начинает складываться интерес к средствам и способам практических действий, что представляет для педагогов уникальные возможности для обучения дошкольников через включение их в продуктивную деятельность. Дети, например, рисуют, лепят и выполняют одновременно задания по математике или развитию речи.

Но такая организация процесса обучения в младшем дошкольном возрасте может оказывать и негативное воздействие на развитие младших дошкольников. Продуктивная деятельность, как правило, выполняется, когда ребенок сидит за столом. Долго находясь в таком положении, дети быстро устают, их внимание рассеивается. Как известно, для этого возраста движение является естественной биологической потребностью детского организма. При проведении занятий по ма­тематике и логике предлагается сделать акцент на оздоровительно-развивающую их направлен­ность, интегрировав в содержание материал по физической культуре.

В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач будет осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а, наоборот, как ее ре­зультат. То есть средства и методы физической культуры в дошкольном возрасте можно исполь­зовать не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познава­тельной и преобразующей деятельности детей. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Изучение математики способствует разви­тию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий по­тенциал, что так необходимо будущему школьнику.

Таким образом, в ходе интегрированных занятий по математике и логике осуществляется це­ленаправленная работа, направленная на укрепление здоровья дошкольников и развитие у них необходимых ключевых компетенций (социальной и эмоциональной), необходимых для возмож­ности эффективно реализовывать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Разработанные занятия предполагают в ходе их проведения активную самостоятельную интеллектуальную деятельность детей. Результатом такого обучения и воспитания становятся новые знания, которые дети могут сразу использовать в практике повседневных жизненных си­туаций.

Содержание занятий основывается на двух видах задач:

  • специфические - получение элементарных знаний по математике;
  • общепедагогические - направленные на повышение уровня умственного, сенсорного разви­тия дошкольников, развитие речи и обогащение словаря, воспитание волевых качеств, мораль­ных ценностей, эстетической культуры.

Физические упражнения, включаемые в содержание занятий по математике, способствуют решению не только общепедагогических задач, но и специфических. Знакомиться с понятиями, предлагаемыми программным содержанием, такими, например, как длинный - короткий, высо­кий - низкий, большой - маленький, можно не только сидя за столом, сравнивая предметы из на­боров конструктора или мозаики, но и «собирая» грибы или ягоды в игре «У медведя во бору», сравнивая затем их размер. В таких случаях подвижная игра приобретает дидактическую направ­ленность.

Подвижные игры с дидактической направленностью представляют собой особую форму дея­тельности, в которой создаются условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Особенностью данной ка­тегории игр является наличие связи дидактического содержания с движением, при этом роль движений ярко выражена при дидактическом содержании игры. Они мотивированы содержанием игры, ее темой и целью.

Главное достоинство занятий с использованием системы дидактических подвижных игр в том, что при выполнении дидактических заданий дети менее подвержены переутомляемо- сти, усваиваемые понятия приобретают системный характер. Поэтому самый эффективный путь, ведущий к прочному и быстрому усвоению материала, мы видим в использовании под­вижной игры дидактической направленности, в процессе которой дети преодолевают труд­ности, тренируют свои силы, развивают двигательные способности, оттачивают интеллекту­альные умения.

В структуру занятий тесно вплетены различные виды двигательной активности: физические упражнения для улучшения здоровья (формирование правильной осанки и свода стопы, укрепле­ние тонуса скелетных мышц, совершенствование работы органов и систем), закрепления двига­тельного навыка (совершенствование двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в развитии ребенка); психогимнастические этюды (снятие эмоционально­го напряжения на занятии). Все это обеспечивает участие высших психических функций в про­цессе овладения двигательным действием, оказывая тем самым положительное влияние на умст­венное развитие ребенка.

Существует несколько видов механизмов оптимального сочетания двигатель­ного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями:

  • синхронное - введение двигательных действий осуществлялось по ходу выполнения дидак­тических заданий при условии невысоких умственных и физических нагрузок;
  • последовательное - дидактическая подвижная игра или двигательное упражнение предше­ствуют выполнению дидактического задания или выполняются сразу после него.

Для развития у детей любознательности, познавательных интересов, творческих способно­стей все занятия, проводимые в течение учебного года, объединены общим сюжетом «Город цветных человечков».

Структура занятия традиционная - трехчастная:

  1. часть - мотивационно-организованная (2-3 мин).

Дети знакомятся с одним из жителей волшебной страны - Гномиком, который предлагает поиграть с ним в дидактическую игру, что способствует закреплению пройденного материала и создает мотивацию к получению новых знаний.

Необходимым условием при проведении дидактической подвижной игры являются желание ребенка и определение им самим, может ли он играть в данную игру. Каждая игра заканчивается вопросами, в результате ответа на которые для детей «открывается» новое знание или умение.

  1. часть - основная - «открытие» нового знания или умения (10-12 мин).

Воспитатель с помощью диалога на основе предметной деятельности приводит к «открытию» нового знания или умения. Рассказав детям о полученном результате, возвращает их в игру, для ее окончания использует новый способ действия.

Для закрепления полученных новых знаний детям необходимо зафиксировать их в рабочих тетрадях. Работа проводится детьми индивидуально.

На этом этапе происходит анализирование ребенком своей деятельности по освоению нового. Дети или убеждаются в том, что справились с заданием, или исправляют ошибки.

  1. часть - итоговая (1-2 мин). Дети рассказывают, что нового они узнали и где эти знания могут пригодиться.

Таким образом, во время занятия статическая работа занимает не более 5 минут. Подвижно­дидактические игры, перемещения из одного игрового пространства в другое, выполнение зада­ний позволяют максимально удовлетворить потребность детей в активных движениях в течение всего занятия, двигательная нагрузка способствует повышению умственной работоспособности и эмоционального тонуса ребенка, а также благополучному усвоению материала.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История маленькой машинки» Сценарий досуга по правилам дорожного движения для младшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий досугового мероприятия по правилам дорожного движения для младшего дошкольного возраста. По желанию в сценарий можно добавить несколько музы...

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

В статье рассказывается о том, какие методы и приемы лучше использовать для развития танцевально-ритмических навыков у детей в процессе обучения и развития на музыкальных занятиях, а так же о их непос...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ на тему: «Развитие движений детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий»

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе фи...

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...