Математика – особый язык описания окружающего мира.
материал по математике

Гольник Юлия Сергеевна

Иформационный материал для педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_golnik.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Математика – особый язык описания окружающего мира.

Занятия в группе № 12 проходят по ООП  ДО,  разработанной МБОУ «Гимназия №11» с учетом ООП  ДО «Радуга», под редакцией Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. Математика изучается в разделе  «Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления», под редакцией Е.В. Соловьевой.

Обращаю ваше внимание на то, что в программе «Радуга» впервые была снята «презумпция послушности» ребёнка; было подчеркнуто, что его участие в образовательных процессах может быть только добровольным, он не обязан выполнять инструкции педагога. Каждый ребенок учится в своем темпе. Если он не научился сегодня, это не значит, что он отстает в развитии. Научится завтра.

В чем особенность нашего изучения математики:

1. Само название по программе «От рождения до школы» - Формирование элементарных математических представлений, а по программе «Радуга» - математические представления.

2. Формирование элементарных математических представлений ребёнка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.

- Для детей 3-4 лет большинство заданий предполагает наклеивание ребёнком заранее вырезанных взрослым картинок, т.е. аппликации как такового занятия отдельно нет, а оно реализуется в математике.

- В среднем возрасте знакомство с числами первого десятка проходит посредством театрализации историй о числах, которые педагог рассказывает детям. Числа первого десятка появляются перед детьми как персонажи настольного плоскостного театра в коробке. Предполагается  постановка сказок с циклическим сюжетом, отражающих количественные и качественные, пространственные и временные закономерности. Для более устойчивого интереса к изучению математического материала (ознакомление с цифрами) в работе используется цифровые фризы – это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж. 

- Обучение счетным операциям, составление и решение задач перенесено в старшую группу. Счетная деятельность включает ряд операций, которые должны быть соподчинены и требуют произвольного контроля, а он становится доступен детям после 5 лет. Для детей среднего возраста отсчет и пересчет – напряженное занятие, в котором не все преуспевают.

- В подготовительной к школе группе дети совершенствуют умение правильно описывать пространственное расположение предметов друг относительно друга. Делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке.

3. В традиционной системе ребёнка знакомят с количественными изменениями, не акцентируя внимания на взаимосвязи количества и качества. Программа «Радуга» предлагает обратить внимание детей сначала на те явления, в которых количество выступает как существенный признак. Например: цветок сирени имеет четыре лепестка, незабудка - пять, лилия – шесть.

4. Знакомство с числами начинается раньше, чем предлагала традиционная система, но счетные операции вводятся позднее.

5. Так же по программе «Радуга» у детей предполагается продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность в развитии математических представлений дошкольника – это творческая, свободная деятельность детей, в процессе которой формируются такие важные качества личности как умственная активность, любознательность, память. Эта деятельность развивает образное и логическое мышление, внимание, воображение, фантазию. Старшие группы помогают младшим:  что – то вырезать, а когда те вырезанное наклеят, то придти посмотреть результат. Старшие группы показывают свои коллекции, сделают малышам сюрпризы, подарки.

 Некоторые фрагменты образовательного содержания программы повторяют традиционные, но перенесены из одной возрастной группы в другую.

Формы обучения математическим представлениям:

  • Групповые, коллективные, индивидуальные занятия
  • Образовательные театрализации с математическим содержанием
  • Беседы, чтение
  • Самостоятельная деятельность

С целью определения степени освоения материала проводится мониторинг. Данные о результатах мониторинга отражаются в специальных таблицах развития ребенка. Вопросы для таблицы мониторинга предложены в методической литературе, в конце каждого возрастного раздела.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся  в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Итоговое комплексное занятие в средней группе по математике и ознакомлению с окружающим миром.

Закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года....

«Математика, как средство познания окружающего мира» Консультация для воспитателей.

«Математика, как средство познания окружающего мира»Консультация для воспитателей.Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.С. М...

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.

Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...