Методическая разработка "Дружный хоровод матрешек"
презентация по математике

Гильманова Рамиля Наилевна

методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная кукла, давно уже ставшая символом России.  

   Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей, а для их развития неоценимое подспорье.       В  своей работе  я использую  Матрешку  как дидактический материал. В целях закрепления знаний  у детей   цветов, геометрических фигур, упражнения их в обследовательских  действиях контура предметов я разработала дидактическую игру « Дружный хоровод Матрешек». Дидактическая игра включает в себя 7 Матрешек (силуэтов) - 7 цветов спектра, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, разных размеров и разных цветов), которые я изготовила  сама. Плоскостные  фигуры отображают существенную  для  восприятия форму  предмета - его  контур.

   На  подготовительном   этапе я  знакомлю  детей с  народной  игрушкой – Матрешкой. Матрешка привлекает ребенка своей яркостью, к 3-м  годам ребенок должен  уметь разбирать и собирать трехместную  Матрешку.  К  удивлению некоторые дети не были знакомы с Матрешкой, есть дети, которые до сих пор Матрешку называют «Неваляшкой». Неваляшка -  музыкальная игрушка, не валяется, качнешь ее в сторону, а она упрямо возвращается в вертикальное положение, а Матрешка- игрушка  разборная, Показала  на  примере  разницу  между  матрешкой и неваляшкой. Каждая  встреча с народной  игрушкой у детей  вызывает радость,  развивает тактильное и зрительное восприятие. Матрешек мы рассматриваем, трогаем, выясняем, что Матрешка, деревянная, гладкая, объемная, разборная. Дети легко  разбирают  Матрешку, но  собирать  не  у всех  детей  хватает  терпения, интереса, тут  нужна моя   помощь. Я  направляю  ребенка  на  нужные  действия, (это  деталь  не  подходит, попробуй  другую)  в случае  ошибки помогаю заметить  их (ты  правильно  сделал? кто  поможет  Полине?). Потихоньку  у  детей  появляется  интерес, ребенок работает на результат.  Желание  получить  игрушку заставляет  ребенка действовать снова, искать  нужные  детали, сравнивать, примеривать и т.д. Игра с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, обогащает чувственный опыт детей. Каждую  встречу с  Матрешкой заканчиваю художественным  словом или  рассматриванием  альбома «Русская матрешка – душа  России».

  Дидактическая  игра « Дружный хоровод  Матрешек» помогает  мне  в определенной  системе  учить  детей полно  и расчленено воспринимать  предмет, его   свойства (цвет, форму, величину) и овладеть способами обследования.

      Утром, во время индивидуальной работы, раскладываю на столе 2 (маленькую и большую) силуэта Матрешек, отличающихся по размеру.

- Дети, кто к нам в гости пришел? (Матрешки)

- Сколько их? (две, много)

- Какие матрешки (красивые)

-Сарафан, какого цвета? (красного)

-Платок, какого цвета? (желтого)

-У Матрешек сарафан красного цвета, а платок – желтого.

-Глеб, покажи маленькую Матрешку.

-Амина, покажи  большую Матрешку.

-Где маленькая Матрешка? (Прячу под большую).

-Спряталась под большую. Почему она спряталась? (Она маленькая).

-А большая Матрешка спрячется за маленькой? ( Нет). Почему? Потому что она большая. Используя прием наложения, показываю детям отличие  между Матрешками.

-Матрешки разные по величине. (Раскладываю их  рядом и показываю различие).  Маленькая  и большая. Величина - свойство относительное, оно познается только в сравнении с другой величиной. Сравнение  помогает зрительно сопоставлять  предметы.

Потрогайте Матрешек, обведите по контуру. Указательным пальцем правой руки снизу-вверх обводим Матрешку, сопровождая речью - туловище, голова, туловище. Большое  значение  имеет обучение детей приему  обведения  контура с одновременным зрительным  контролем за  движением  руки и сопровождении речи.  Использование  приема обведения контура  предметов учит детей обследовательским действиям.

   При следующей встрече с детьми в целях развития цветового  восприятия раскладываю на столе семь Матрешек одинаковых по размеру, но в разных платочках    (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов).

-Дети, кто это? (матрешки).

-Как вы думаете, что они делают? (водят хоровод).

- Правильно, хоровод собрал  подружек (показываю круг)

- Посмотрите, какие они? (нарядные, красивые).

- Сколько  их? (много)

 -Посмотрите внимательно, чем они отличаются? (Платочками). Задание сложное. Дети на глаз определяют отличие.

-У Матрешек платочки  разного  цвета.

-Амир, у этой матрешки платок, какого цвета? (красного, желтого …и т. д .)

- Анита,  покажи мне Матрешку с зеленым платком.

- А у этой  Матрешки  какого  цвета  платок?(голубого)

-Скажите  шепотом, какого  цвета  платок у этой Матрешки? (оранжевый, голубой, фиолетовый) Закрепляю в речи названия цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый

-Чем похожи Матрешки? (Сарафаны белого цвета).

- Ещё чем? (Все Матрешки собираю в стопку).

-Матрешки одинакового размера, в одинаковых белых сарафанах.

Так  я  знакомлю детей с последовательностью расположения основных цветов спектра – эталонами  цвета.

   На четвертом этапе в целях развития сенсорного  восприятия формы предметов (ощущения, восприятия, представления) я вношу Матрешек в сарафанах, украшенных  контурами геометрических фигур  - круг, квадрат, треугольник. Рассматриваем Матрешек, выясняем цвет, контур каких геометрических фигур использован для украшения сарафана. Задача детей найти нужную по размеру и цвету геометрическую фигуру и украсить сарафан. Обводим  контур  геометрических фигур, находим  различие путем  наложения и приложения. При  обследовании геометрических фигур с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного осязательного) у детей развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер, речь. Совместная работа  анализаторов способствует  более полному восприятию формы предметов. Сарафаны украшаем последовательно:  круг, квадрат, треугольник.

   Задание усложняю, предложив детям украсить сарафан геометрическими фигурами в возрастающем и убывающем порядке. Так дети подходят к усвоению отношений между  величиной  предметов, т.е. сериационного  ряда.

   Дидактическая игра - основное средство сенсорного  развития, формирует у детей  сенсорные  процессы (ощущения, восприятия, представления), развивает представления о сенсорных  эталонах, знакомит  способами  обследования предметов.

Спасибо  за  внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательно -исследовательской деятельности» Цель: распространение опыта работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности. Ожидаемый результат: для педагогов: -использование в образовательной деятельности дидактической игры: «Дружный хоровод Матрешек» для формирования у детей обследовательских действий и исследовательских умений, обогащение предметно-пространственной среды; для детей: -ознакомление с сенсорными эталонами, формирование основ познавательно- исследовательской деятельности.

Слайд 2

Деятельность Исследовательская деятельность – получение ответа на вопрос: «как?»и «почему?» Деятельность Истина Исследование Познание

Слайд 3

Последовательность познания ребенком окружающего мира (чувственное восприятие, сенсорное восприятие, развитие психических процессов, познавательный интерес, речь)

Слайд 9

Удачи, Вам, в развитии у детей исследовательских умений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по аппликации на тему «Хоровод матрешек» в подготовительной к школе группе

Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие музыкальное развитие, познавательное развитие.Задачи: учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету;продолжать учи...

Конспект НОД по ФЭМП "Хоровод матрешек"

Подробный конспект занятия с детьми 2-3 лет по  образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлении)....

НОД по ФЭМП в первой младшей группе «Хоровод матрешек».

НОД по ФЭМП в первой младшей группе«Хоровод матрешек»Цель: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров.Задачи:1) учить детей выполнять действие с матрешкой; обращать в...

Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Хоровод матрешек».

Программное содержаниеРазвитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал. Двухме...

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Хоровод матрешек».

Цель: развитие предметной деятельности. Задачи:Образовательные:- формировать умение детей выполнять действие с матрешкой;- развивать умение различать предметы контрастной величины;- обращать...

Экскурсия в мини-музей "Хоровод Матрешек"

Краткая экскурсия для юных экскурсоводов в музей Матрешек...