Логика образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Игра — путешествие «От одного до двадцати»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Нечаенко Ольга Александровна

Конспект НОД по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста представлен в виде игры - путешествия. Такая форма позволяет провести образовательную деятельность активно и познавательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логика образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

«Игра — путешествие «От одного до двадцати»

Цель: создание условий для математического развития дошкольников старшего возраста.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно — эстетическое развитие.

Задачи.

1. Познавательное развитие:

- продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку;

 - упражнять в счете в пределах 20;

- учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения;

- закрепить знания о четырехугольниках;

- закрепить умение ориентировки во времени.

2. Речевое развитие:

 - продолжать работу по согласованию существительных, числительных и прилагательных в роде, числе и падеже с усложнением заданий  

- продолжать работу по согласованию несклоняемых существительных (пошел в новом пальто; ехал в метро).

 -учить образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных (умный – еще умнее – умнейший; добрый – еще добрее – добрейший);

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3. Социально — коммуникативное развитие:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

 - развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- воспитывать интерес к математическим занятиям.

4. Физическое развитие:

- воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, формировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.

5. Художественно — эстетическое развитие:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Предварительная работа с детьми:  отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Цель: воспитание самостоятельности, умения понимать учебную задачу.

Методические приемы:

Практический (использование сюрпризных моментов)

Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

Поощрение, анализ образовательной деятельности.

Материалы и оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, цифры, знаки,  usb-устройство (музыкальная колонка),  карточки для физминутки, доска, мольберт.

Демонстрационный материал: картинки для составления арифметических задач, набор цифр и знаков >, <, =.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, листы бумаги А4, наборы математические на каждого ребенка, листы бумаги в крупную клетку, линейки, красные круги.

Формы организации Совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка, динамическая пауза

Игровая

д/игры «Назови день недели», «Посчитай — ка», «Найди своё место», игровые упражнения «Числовой парк», «Сквер геометрических фигур»,  «Реши задачу», «Измерительный проспект»

Изобразительная

графический диктант (добавление изобразительных элементов)

Познавательно-исследовательская

поиск сюрпризного предмета, выбор транспорта, правила поведения за столом, сравнение чисел, ориентировка в пространстве, отгадывание загадок

Коммуникативная

утреннее приветствие, словесное сопровождение двигательных пауз, беседы

Музыкальная

музыкальное сопровождение, музыкальная динамическая пауза

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя,

слова воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Предлагает всем поздороваться.

- Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга и наших гостей.

- Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесет нам много нового и интересного.

Дети повторяют за воспитателем слова и движения:

-Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Сформирована мотивация на продуктивную деятельность, психологическая ситуация имеет положительную динамику.

2.

Вводит детей в игровую ситуацию.

- Дети, профессор Всезнайкин прислал нам сегодня письмо, но вот куда я его положила — не помню. Помогите, пожалуйста, мне его найти.

- Профессор предлагает нам отправиться в занимательное путешествие по стране математика. На чем мы сможем совершить это путешествие?  (Ответы детей)

Встали ровненько, ребята, слушайте внимательно.

Вы к занятию готовы?

 Здравствуй, математика!

- А как вы считаете математика предмет - интересный или нет?

- Почему вы считаете, что интересный?

- А мы сегодня это проверим!

Дети проявляют заинтересованность. Вступают в игровое взаимодействие с воспитателем. Дети передвигаются по группе и ищут письмо, которое спрятано на видном месте.

- На автобусе, на самолете, на машине.....

- Да

- Да (Нет)

Дети понимают поставленную задачу, находят искомый предмет, выполняя условия.

3.

  Динамическая пауза с шарами Фребеля под музыку.

-Я буду задавать вопрос, а отвечает тот, кому я кину цветной шарик.

- Сейчас день или вечер?

- Какие части суток есть еще?

- Сколько дней в неделе?

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Сколько в неделе выходных?

- Назови рабочие дни недели по порядку, начиная с понедельника.

- Какое сейчас время года?

- Назовите все времена года.

- Какой сейчас месяц?

- Сколько месяцев в году?

- А теперь передавайте мячик друг другу по очереди и называйте цифры от 1 до 10.

- Сейчас наоборот от 10 до 1

- Попробуйте назвать посчитать от 1 до 20.

Дети играют в игру, соблюдая ритмичность музыкального произведения

- День

- Утро, вечер, ночь

-7

-Среда

- Вторник

- Четверг

- 2

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

- Весна

- Зима, весна, лето, осень

- Апрель

-12

- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

-10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

Дети выполняют движения под счет, работая с шарами Фребеля.

4.

Педагог предлагает детям выбрать свои места, сосчитав количество точек на карточках – билетах.

- Сейчас я вам раздам карточки - это будут ваши билеты. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе, там и будет ваше место.  

Дети считают количество точек на карточках и выбирают свое место.

Дети проявляют интерес к работе с карточками, заменяющими билеты. Они погружаются в ситуацию игры – путешествия.

5.

Воспитатель напоминает правила поведения за столом.

- Но прежде, чем начать наше путешествие. нужно усвоить некоторые правила:

- За столом сиди спокойно и веди себя достойно

- Стол –  это не кровать и на нем нельзя лежать

- Ответить хочешь-не шуми, лучше руку подними.

Дети повторяют правила и следуют им.

Дети заняли свои места, в соответствии с поставленной задачей,  выбрали транспортное средство, мотивируя целесообразность выбора.

6.

Игровое упражнение «Числовой парк»

- Тогда помогайте управлять нашим транспортным средством. Возьмите листы бумаги и красный круг - это будет пульт управления. Ставим его на середину. Переводим пульт управления в правый верхний угол.

Сравнение чисел: 6…7, 5…4, 14…10 (работа детей у доски)

Работа за столами: карточки на сравнение количества предметов, поставить знаки > или <.

Дети проводят сравнительные операции с числами, двигают «кнопку» в соответствии с заданным направлении.

- 6 меньше 7

- 14 больше 10

Дети проявляют интерес к проводимым операциям.

7.

Игровое упражнение «Геометрические фигуры»

- Двигаемся дальше. Переводим пульт в верхний левый угол. Мы находимся в сквере «Геометрических фигур».

- Он давно знакомый мой каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны одинаковой длины.

- Растянули мы квадрат и представили на взгляд

На кого он стал похожим не кирпич, не треугольник .

Стал квадрат… (прямоугольник)

- А вы знаете еще фигуры похожие на эти?

- Чем похожи эти фигуры?

- Как называются одним словом?

- А теперь давайте немножко отдохнем.

Дети отгадывают загадки.

- Квадрат

- Прямоугольник

- Ромб, трапеция

- 4 угла, 4 стороны

-Четырехугольники

Дети активируют мыслительные процессы, находя отгадки.

8.

Динамическая пауза

Дети под музыку двигаются по группе, когда музыка останавливается дети собираются вместе по тому количеству человек, какую цифру показывает воспитатель (3, 2, 4, 1, 13)

Дети выполняют задание, затем проходят на свои места.

У детей сформировано умение быстро реагировать на поставленную задачу и выполнение условий задания.

9.

Игровое упражнение «Математические задачи».

- Продолжаем наше путешествие

- Переведите пульт в левый нижний угол.

- Нас встречает площадь «Математических задач»

(на доске картинки для составления задач на сложение и вычитание)

- Прежде, чем вы составите задачи, давайте вспомним:

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

- Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить?

- Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

Дети составляют задачи на сложение и на вычитание.

(спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они?)

Вопросы для разбора задачи:

Какое условие в этой задаче?

Составьте вопрос.

Эта задача на какое действие?

Покажите решение с помощью чисел и знаков.

Проговорите выражение.

Какой ответ у этой задачи?

У кого такой же ответ?

Веселые задачи:

- 6 веселых медвежат за малиной в лес спешат.

Но 1 малыш устал: от товарищей отстал.

А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6-1=5)

- 5 ворон на крышу сели, 3 еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело (5+3=8)

- 10 мальчишек в футбол играли одного домой позвали,

Он глядит в окно, считает сколько их теперь играет? (10-1=9)

Молодцы, все задачи решили правильно!

Дети решают  задачи, выкладывая на карточке цифрами из математического набора.

- Условие, вопрос, решение, ответ

- Минус

- Плюс

- 6-1=5

- 5+3=8

-  10-1=9

Дети проводят аналитические операции, выявляя способ составления решения задачи.

10.

Игровое упражнение «Измерительный проспект»

Наше путешествие продолжается. Будьте внимательными.

Переводим пульт в нижний правый угол. Мы на «Измерительном проспекте».

Измерение линейкой отрезков, с записью в квадрат ответов соответствующими цифрами (распечатанные листы на каждого).

- Ребята, посмотрите, что у вас получилось?

- Это же автобус, на котором мы путешествовали.

Дети выполняют графический диктант на слух на листе в крупную клетку «Автобус».

- Автобус

Дети  имеют представление об ориентации на листе бумаги.

11.

Итог.

- А теперь мы должны вернуться в детский сад, переводим пульт на середину.

- Понравилось вам путешествие?

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Кто ответит профессору Всезнайкину на главный вопрос нашего занятия: математика предмет - интересный?

- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?

- Какое было самым легким?

- Какое трудное?

- Кто считает, что он занимался хорошо?

- Вы мне тоже очень понравились, были очень настойчивыми, внимательными. Спасибо всем за работу.

Дети ведут беседу с воспитателем, отвечая на вопросы.

- Да

- В математическом городе

- Интересный

- Всезнайкин

Дети имеют определенные практические навыки; стремятся расширить сферу знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема «Путешествие в сказку»

Занятие прописано полно с прямой речью педагога, также прописаны используемые приемы, словарная и предшествующая работа....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема "Путешествие в сказку"

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе  Тема: "Путешествие в сказку"...