Познание формы, размера, количества в процессе сравнения в дошкольном возрасте.
статья по математике

Мубаракшина Диляра Наилевна

Познание формы, размера, количества в процессе сравнения в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание формы, размера, количества в процессе сравнения в дошкольном возрасте.

Сравнение — первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира.

Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. В процессе установления различий выявляются свойства отдельных предметов или же их групп. Каждая группа свойств связана со специфическими познавательными действия­ми. Так, установление сходства и различий по цвету является результатом зрительного обследования объектов, по форме — зри­тельного и осязательно-двигательного обследований, по размеру — зрительного, тактильного, осязательно-двигательного обследований и измерения, по количеству — зрительного и тактильного обследований счета.

В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, не похожие друг на друга, а есть одинаковые. Первоначально дети выделяют «сенсорные» различия, т. е. такие, которые делают предметы внешне не похожими друг на друга. Эта непохожесть может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. В процессе манипуляций с предметами дети открывают их свойства. Чем больше ребенок находит различий между объектами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированным становится его восприятие.

Постепенно ребенок открывает для себя, что не только отдельные предметы могут быть похожими или не похожими по каким-либо признакам друг на друга, но и одна группа предметов может быть похожей на другую или отличаться от нее. Так, подсолнухи, яблоки, помидоры имеют круглую форму, а огурцы и кабачки — овальную. В результате развивается способность выделять свойство группы и сравнивать между собой группы предметов. Такая способность является необходимым условием для перехода к познанию существенных признаков предметов и явлений. Ребенок стремится найти такой признак, благодаря которому один класс объектов отличается от другого (например, деревья — от кустов, автобусы — от троллейбусов, треугольники — от квадратов и т.д.).

Успешность познания количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения.

Сравнивать предметы можно «на глаз». Дети первоначально прибегают к этому самому простому, но не всегда результативному приему сравнения. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения (наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посред­ника. В основе этих приемов лежит установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств. В результате практических или графических действий дети образуют пары из предметов разных групп. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой.

Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. Для сравнения двух групп предметов по количеству каждый предмет одной группы дети поэлементно накладывают на предметы другой группы. Так, чтобы узнать, поровну ли конфет и печений, дети на каждое печенье накладывают по одной конфете. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая края полосок с одной стороны. Наложив одну геометрическую фигуру на другую (например, круг на квадрат), понимают, чем они отличаются друг от друга.

Приложение — более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.

В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются приемы соединения их линиями или предметы-посредники. Соединение линиями применяется при сравнении групп предметов по количеству. На­пример, чтобы правильно ответить на вопрос: всем ли куклам сшили новые платья, нужно попарно соединить линиями рисунки кукол и платьев.

Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют стол воспитателя и детская кроватка в спальне, дети используют третий предмет — посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом или фломастером длину каждого предмета. Затем он сравнивает «перенесенные» на предмет — посредник длины и делает вывод о том, что длиннее (стол воспитателя или детская кровать). Аналогично с помощью предмета-посредника сравнивается емкость сосудов.

При сравнении совокупностей предметов по количеству в качестве посредника используется третья совокупность предметов. Для того чтобы узнать, чего на участке больше — деревьев или кустарников, дети возле каждого дерева кладут по игрушке. Затем собирают их и заново раскладывают по одной возле каждого кустарника. Лишние игрушки «говорят» о том, что деревьев больше; недостаток игрушек — о том, что кустарников больше. Если возле каждого кустарника лежит игрушка, лишних игрушек нет, значит, деревьев и кустарников поровну.

Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, — это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов. Например, чтобы узнать, чего больше — яблок или груш, дети посредством счета определяют число яблок (например, 8 штук) и число груш (7 штук). Сравнивая полученные в результате счета числа (8 и 7), они устанавливают, что яблок больше на одно. Аналогичным образом дети определяют отношения между предметами по конкретным величинам с помощью измерения. Вывод о том, какой объект длиннее, короче, выше, ниже, тяжелее, легче и т. д., дети делают, сравнивая числа, которые выражают результаты измерений.

Таким образом, используя разные приемы сравнения, дошкольники познают свойства (форму, количество, размер), а также отношения равенства, подобия и порядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...

Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...

Познание формы, размера, количества в процессе сравнения

Познание формы, размера, количества в процессе сравненияПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна ВведениеРазвитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возра...

Эффективные формы работы с семьей в процессе сопровождения обучающихся дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Для того, чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно:приобщить родителей к коррекционной работе, ...