Конспект занятия (ФЭМП) - измерение длины
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Рустамова Эсмира Фархадовна

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализация занятия по данному конспекту позволит создать необходимые условия для обучения дошкольников способам измерения длины объектов и сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_femp_-_izmerenie_dliny.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Э.Ф. Рустамова

Конспект занятия по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

«Измерение длины»

Цель занятия: формирование умения измерять и сопоставлять объекты по длине.

Задачи занятия:

  • Формировать умение составлять упорядоченный ряд (от меньшего к большему, от короткого к длинному);
  • Развивать умение измерять длину путем последовательного накладывания нескольких равных мерок; подбор предметов в пространстве по формам.

Ход занятия:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что человеку кроме еды, воды и сна нужно для жизни? (ответы детей) 

- Конечно, каждому человеку нужен дом! А для чего он? (ответы детей)

-Хорошо, а скажите мне, пожалуйста, кто же эти дома строит? (ответы детей) Строители, действительно, а они просто так строят или у них есть какой-то план? Для чего нужен план? (ответы детей) 

- Все верно, чтобы дом был крепким, устойчивым и красивым, все детали должны быть просчитаны. А скажите мне, какие средства измерения вы знаете, что используют строители для измерения? Какие инструменты вы знаете? (ответы детей: линейка, сантиметр, рулетка) 

- Но раньше таких инструментов не было, а дома все-равно нужно было строить и люди для измерения использовали различные предметы (палки, веревки, длинна руки или стопы человека)

- Вот и мы сегодня с вами попробуем измерять длину с помощью условной мерки - в нашем случае это будет прямоугольник. Но прежде, чем начать измерять, давайте проверим ваш глазомер и построим лесенку без измерения.

- Давайте попробуем построить ряд из полосок, где каждая следующая полоска будет длиннее предыдущей, но короче последующей. Раскладываем полоски сверху вниз: от самой короткой к самой длинной. Но нам нужно не забывать, чтобы получилась лесенка, как нужно выкладывать полоски?

- Все верно, выравнивая полоски по левому краю, т.е. все концы должны создавать прямую линию по вертикали слева.

- Молодцы, у всех получилось? Готова ли наша лесенка? В каком порядке мы с вами выложили полоски? Посчитайте, пожалуйста, полоски по порядку сверху вниз.

- Ровная ли получилась лесенка? Одинаковые ли у нее ступеньки? Как вы думаете, почему она получилась ровной?

- Давайте мы с вами проверим ваши предположения и измерим наши полоски. Для измерения нам понадобятся маленькие прямоугольники. На каждую полоску нужно положить столько прямоугольников, сколько поместиться. Но раскладывать их нужно внимательно, слева направо, точно друг за другом, вплотную к друг другу.

- Разложили? Молодцы, а теперь давайте считать. Итак, чему равна длина первой полоски? А второй? Третьей? А четвертой? Ну и пятой? Какая полоска самая короткая и почему? А какая полоска длиннее первой? А самая длинная? Какая полоска длиннее/короче: первая или вторая; вторая или третья? На сколько вторая полоска длиннее первой? На сколько третья полоска короче четвертой? На сколько пятая полоска длиннее третьей? На сколько вторая полоска короче четвертой? Что можно сказать про длину третьей и второй полосок? На которой полоске больше мерок поместилось: на третьей или на четвертой? На четвертой или на пятой? Почему?

- Здорово, все полоски сравнили, но первоначальный вопрос был другой, ровная ли была лесенка? Как вы это докажете? (вспомогательные вопросы: одинакового ли размера ступеньки? Насколько мерок каждая из полосок длиннее или короче соседней?)

- Какие вы умницы, действительно, каждая полоска на 1 мерку длиннее полоски, которая идет перед ней, и короче полоски, которая идет за ней. Все ступеньки у нашей лесенки равные. Поэтому лесенка ровная. Давайте теперь по нашей лесенке погуляем: я буду называть полоску, а вы – ее длину: первая полоска равна… - одной мерке (и так до конца и обратно).

- Молодцы, все получилось у нас. А теперь давайте поиграем с фигурами и формами: мы с вами уже знаем, что есть фигуры, которые лежат на плоскости – плоскостные и есть еще какие –то фигуры…? (объемные). Давайте сперва найдем предметы, формы которых, похожи на плоскостные геометрические фигуры: квадратной формы? Треугольной? Прямоугольной? Треугольной? А теперь поищем предметы, форма которых повторяет объемные фигуры: форму шара, форму конуса, форму цилиндра, куба, форму пирамиды?

- Здорово! Молодцы вы, ребята! А теперь давайте усложним задачу, я загадаю предмет, опишу его, а вы постараетесь найти его по описанию и назвать его форму (среди предметов на столике): не имеет углов, может катиться, зеленый (мяч, шар); не круглый, его стороны не равны по длине и ширине, желтого цвета (книга, прямоугольная форма; призма); имеет круг в основании, высокий, прозрачный (банка; цилиндр); не круглый и не квадратный, у него 4 угла, летает (воздушный змей; ромб); не плоскостной, имеет острую вершину, в основании квадрат (пирамида); имеет равные стороны, много углов (кубик Рубика; форма куба); имеет острую вершину, в основании круг, состоит из нескольких деталей (пирамидка; форма конус; детали - кольца).

-Отлично, все предметы отгадали! Вот как различные геометрические фигуры прячутся в нашей жизни. Вы большие умницы и на этом мы с вами сегодня закончим наше занятие. Про что вы сегодня узнали? Что было нового? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Единица измерения длины"

Ознакомление детей с единицей измерения длины - метр....

Конспект НОД Единица измерения длины

Ознакомление детей с единицей измерения длины - метр....

Конспект по ФЭМП тема « Длина».

Цель: Воспитывать внимание и усидчивость. Учить детей правильно называть и раскладывать предметы разной длины в порядке убывания и возрастания, сравнивать их по длине. Закреплять умение детей рисовать...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе по ФЭМП "Измерение длины"

формировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки...

Конспект занятия по математике "Длинный-короткий", "длиннее-короче"

Конспект занятия по математике во второй младшей группе...

Конспект занятия по ФЭМП "Измерение длины"

Занятие для детей старшей группы по ФЭМП...