Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР по развитию элементарных математических представлений. Тема "Весна"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Используя игровое пособие Коврограф у детей с ОНР осваиваются новые и развиваются уже имеющиеся знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе детей с общим недоразвитием речи

по развитию элементарных математических представлений.

Тема «Весна»

Воспитатель: Касперович И.Г.

Цель:  Создание условий для развития математических представлений у детей с общим недоразвитием речи осваивать новые и развивать уже имеющиеся знания с помощью активных форм познавательного развития.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствование  навыков  количественного  и   порядкового счета,  правильного использования количественных и порядковых числительных.  Закрепление умения отвечать  на вопросы  «Сколько всего?»,  «Который по счету?».

Развитие умения сравнивать множества в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам, и уравнивать неравные группы предметов двумя способами.

Развитие представлений о смене времен года и их очередности.

Развивающие:

Развитие  мыслительных операций, речевой деятельности,   зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики, конструктивных навыков.

Воспитательные:

Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Оборудование: коврограф, плоскостные изображения ручейка, дерева, кустика, подснежника, солнца, медвежонка, контейнеры с геометрическими фигурами и схем корабликов на каждого ребенка, магнитная доска с магнитными фигурами корабликов, рабочие листы, цветные карандаши.

  1. Организационный момент, начало совместной образовательной деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в деятельность добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремление быть вместе со всеми.

-«Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам!

Доброе утро! – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!»

- Предлагаю поприветствовать друг друга с помощью солнышка.

- Я передаю солнышко  соседу справа и произнесу шепотом: «Доброе утро, Варя!»

- Теперь Варя берет солнышко,передают соседу справа и шепотом проговаривает: Доброе утро, Максим!»

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Дети проявляют интерес к новому объекту – солнцу.

  1. Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ребята проявляют интерес к объекту.

Ответы детей:

-Медвежонок!

Ответы детей:

-Про осень.

Ответы детей:

Ответы детей:

-Наступила весна.

Ответы детей:

- Да.

Ответы детей:

-Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Ответы детей:

-Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Ответы детей:

-Нет, не меняется.

Ответы детей:

-Второй.

Ответы детей:

-Четвертый.

Ответы детей:

-Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Ответы детей:

-Один, два, три, четыре, пять. Всего пять корабликов.

Ответы детей:

-Можно поставить их парами.

Ответы детей:

-Зеленых корабликов больше, чем синих.

Ответы детей:

-Синих корабликов меньше, чем зеленых.

Ответы детей:

-На один.

Ответы детей:

-Один зеленый кораблик лишний.

Ответы детей:

-Надо сделать еще один синий кораблик.

Ответы детей:

-Пять.

Ответы детей:

-Их стало поровну, одинаково.

Ответы детей:

- Надо убрать один зеленый кораблик.

Ответы детей:

-Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Ответы детей:

-Их стало поровну, одинаково.

Ответы детей:

-Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Ответы детей:

-У всех корабликов флажки квадратные, а у этого -  треугольный. У всех корабликов флажки синие, а у этого – красный. У всех корабликов есть якорь, а у этого – нет.

Ответы детей:

-Да.

Упражнение  «Весенние ручейки»

Воспитатель: - Посмотрите-ка, ребята, кажется, кто-то проснулся?

Медвежонок:

-Когда я собирался спать, было холодно, листья желтые кругом, шел дождь.

Воспитатель:

- Ребята, про какое  время года говорит Медвежонок?

Медвежонок:

-Ребята, я проснулся, а все изменилось. Помогите мне, расскажите, что случилось?

Воспитатель:

-Поиграем с Медвежонком в кораблики.

Упражнение  «Разноцветные кораблики»

Воспитатель:

-Вот какие разноцветные кораблики плывут по ручейку. Сосчитайте их по порядку слева направо.

-Хорошо. Еще раз сосчитайте кораблики  по порядку справа налево.

-Меняется ли количество корабликов от того, что мы их считали слева направо или справа налево?

-Который по счету желтый кораблик, если считать слева?

-Который по счету желтый кораблик, если считать справа?

-Молодцы. Вы очень хорошо считали.

Упражнение  «Сложи кораблик»

-Чудесные кораблики! Сосчитайте, сколько корабликов с синим парусом?

-А сколько корабликов с зеленым парусом?

 -Как можно узнать, каких корабликов больше?

-Каких же корабликов больше?

-Каких же корабликом меньше?

-На сколько больше зеленых корабликов?

-Почему?

-Как сделать так, чтобы корабликов стало поровну?

-Сделайте.

-Сколько теперь синих корабликов?

-И зеленых корабликов тоже пять. Что можно сказать о количестве синих и зеленых корабликов?

-Как можно по-другому сделать так, чтобы корабликов стало поровну?

-Сколько теперь зеленых корабликов?

-И синих корабликов тоже четыре. Что можно сказать о количестве синих и зеленых корабликов?

Физминутка: упражнение «Зима прошла»

-Воробей с березы на дорогу – Прыг!

Больше нет морозов, чик-чирик!

Вот журчит в канавке быстрый ручеек,

И не зябнут лапки -  скок, скок, скок!

Высохнут овражки- прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки-чик, чирик!

Пальчиковая гимнастика «Капель»

Кап-кап-кап – 2 раза

(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)

Капает тихонько.

(встряхивают кисти обеих рук)

Кап-кап-кап – 2 раза

(стучат пальчиком левой руки об ладошку праой руки)

Капли пляшут звонко.

(встряхивают кисти обеих рук)

Кап-кап-кап – 2 раза

(стучат пальчиком об ладошку)

Капли побежали.

(бегут на месте)

Потому что солнышко капли увидали.

(руки поднимают кверху)

Работа на рабочих листах. Упражнение «Лишний кораблик»

-Посмотрите, какие красивые бумажные кораблики. Посчитайте их.

-Рассмотрите кораблики внимательно и найдите один кораблик, который отличается от других. Обведите не такой, как все, кораблик в кружок.

-Молодцы! Чем же это кораблик отличается от всех остальных?

-Вы нашли все отличия. Мы с Медвежонком гордимся вами.

Упражнение «Гимнастика для Медвежонка»

-У Медвежонка заболели глаза.

-Научим Медвежонка делать гимнастику.

Медвежонок потянулся

(движения глазами вверх)

Раз - направо посмотрел,

(движения глазами направо)

2 - налево посмотрел.

(движения глазами налево)

Лапы в стороны развел,

(смотрят вдаль и разводит руками)

Меда видно не нашёл.

(закрыть глазки)

Перед детьми стоит коврограф.

На коврографе размещена картинка с приметами весны.

Воспитатель помещает на ручеек пять разноцветных корабликов.

Один ребенок стоит у коврографа и показывает на кораблики рукой, а дети хором считают.

Другой ребенок стоит у коврографа и показывает на кораблики рукой, а дети хором считают.

У детей  контейнеры с набором геометрических фигур и разными уровнями сложности схемами корабликов.

После того как дети их собрали, перед ними размещается  магнитная доска, на которой  расположены  именно эти кораблики.

Дети расставляют кораблики парами на магнитной доске.

Дети собирают на магнитной доске кораблик.

Дети  убирают один зеленый кораблик.

Дети ритмично прыгают. Хлопают себя по бокам.

Бегут на месте.

Ритмично прыгают.

Дети активно выполняют гимнастику для пальцев рук.

Дети работают на рабочих листах.

Гимнастику для глаз дети выполняют, глядя на плакат.

  1. Заключительная часть.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети подходят к коврографу.

Высказывают свое мнение, что понравилось больше всего в играх с Медвежонком – помещают кораблик на ручеек.

Рефлексия «Лодочки»

-Медвежонок нашел на полянке один ручеек для вас: давайте пустим в наш ручеек эти разноцветные лодочки.

-Подойдите к ручейку, выберите кораблик и скажите, что вам понравилось больше всего.

Дети подходят к коврографу, на котором изображена лесная полянка с ручейком.

Обеспечение психологического комфорта, эмоциональная разгрузка.

Литература:

1. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 – 5 и 5 до 6 лет)  -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.- 448 с.  

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группепо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности в средней группе «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ» (формирования элементарных математических представлений)

Конспект аттестационного интегрированного занятия.  Цель:  доставить детям радость и удовольствие; воспитывать у детей интерес к сказкам; продолжать знакомить детей с русскими народными...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по математике. Тема: Математическая игра «Звездопад»

В процессе математической игра"Звездопад" дети демонстрируют свои знания, полученные в течении учебного года....

КОНСПЕКТ непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие по сказке» (формирование элементарных математических представлений)

КОНСПЕКТ непрерывной непосредственно-образовательной деятельности  в старшей  группе по теме:  «Путешествие по сказке» (формирование элементарных математических представлени...