Технологическая карта по ООД по ФЭМП " Удивительное путешествие в страну Математики"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лариса Викторовна Колосова

Технологическая карта ООД по формированию элементарных математических представлений и основ финансовой грамотности

старшая группа №111, «Лунтики»

                                                                                                                                         «Удивительное путешествие в страну Математики»

 

                                                                                                                                           Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Цель: формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Задачи

Образовательные:

  • Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закрепить с детьми знания о геометрических фигурах.
  •  Закрепить знания числового ряда, порядкового счета, называть соседей числа.
  • Закрепить знание понятий: предыдущее и последующее число.
  • Совершенствовать знания последовательности дней недели, части суток.
  • Формировать чувство уверенности в своих знаниях.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, активность детей.
  • Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие:

  • Развивать зрительную память, творческое воображение, смекалку, мышление.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Планируемый результат:

  • знать прямой и обратный счет в пределах 10; дни недели, геометрические фигуры.
  • Иметь представление об ориентировке в пространстве и на листе бумаги.
  • Уметь действовать в соответствии с указаниями воспитателя, решать задачи, называть дни недели

Оборудование: мяч, карточки «соедини по точкам», геометрические фигуры, поезд с вагонами, карточки с цифрами, музыка, линейка и простой карандаш на каждого ребенка.

Методы: наглядные, словесный, практический, сюрпризный.

Приемы: объяснение, указание, показ, самоанализ.

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

  

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Собирает детей вокруг себя. Предлагает проблемную ситуацию – «Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Сегодня утром я получила письмо от королевы Математики. Вам интересно, что в нем?

Тогда давайте откроем письмо и прочитаем его.»

Открываем письмо и читаем вслух.

Принимают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои гипотезы.

 

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Читает письмо: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие в страну Математики, на поиск сокровищ. В пути вас ждут интересные задания, для выполнения которых, вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. Желаю вам удачи. С уважением к вам королева Математика.»

- Ребята, ну что вы согласны отправиться в путешествие на поиски сокровищ в страну Математика?

- Вы готовы к этому путешествию?

Отвечают на вопросы

умению аргументировать свои высказывания.

3.

4.

5.

         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Самостоятельное применение на практике, либо актуализация  имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Отлично, а сейчас давайте выясним в какой день недели и какого числа мы с вами отправляемся в путь, так как путешественники должны знать точную дату своего отправления.

- Скажите какой сегодня день недели?

- А если сегодня___________, то какой день недели был вчера?

- А какой день недели будет завтра?

- Давайте скажем какое сегодня число_________ и месяц ___________?

- А какая сейчас часть суток?

- Ну, вот мы с вами выяснили дату и время начала нашего путешествия. ________________________

- Ребята, а сейчас отгадайте, на чем мы с вами отправимся в путешествие. У меня для вас есть подсказка:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок. (ПОЕЗД).

-Да, правильно. На этом поезде мы отправимся с вами в страну Математика. Но посмотрите внимательно, некоторые вагоны без цифр. Нам нужно срочно исправить эту неполадку.

Дидактическая игра «Числа соседи».

- Давайте сосчитаем сколько у нас вагончиков.

- Молодцы, с заданием справились. А сейчас садимся в поезд и отправляемся в путь.

    Звучит музыка.

- Стоп. Остановка. Впереди разобранный мост. ----Ребята, посмотрите, из каких фигур он состоит?

Чтобы наше путешествие продолжилось, нам необходимо восстановить мост, а для этого нужно продолжить логическую цепочку из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Мост».

- Молодцы! Занимаем свои места в вагончиках и продолжаем наш путь.

        Звучит музыка.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами едем по красивой поляне. Вокруг растут красивые цветы, и вы чувствуете их запах.

- Давайте сделаем остановку и разомнёмся не много на этой поляне.

  Физ. Минутка

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите-опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Пола ручками коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте поскакали.

- Вот мы с вами не много размялись, а сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».

Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий.

Длинный – короткий, один – много,

Большой – маленький, высокий – низкий,

Далеко – близко, быстро – медленно,

Впереди – сзади, широкий – узкий и т.д.

- Молодцы, и мы с вами отправляемся дальше.

                    Звучит музыка.

- Стоп, остановка. Ребята, посмотрите перед нами большое море. Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю.

- А вот, что изображено у вас на листах, вы узнаете, соединив точки от 1 до 10.

     Работа с карточками «Соедини по точкам»

- Что у вас получилось?

- Правильно, кораблик.

- Ребята, пока вы выполняли задание, на море опустился туман. Чтобы он рассеялся надо решить нам с вами веселые задачки. Слушайте внимательно:

  Дидактическое упражнение: «Задачки в стихах»

  1. Семь веселых поросят  у корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться. Сколько свинок у корытца? ( 5 )
  2. Три пушистых кошечки уселись на окошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? ( 4 )
  3. Четыре гусенка и двое утят в озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей – сколько всего в воде малышей? ( 6 )
  4. На поляне у дубка еж увидел два грибка. А подальше у осин он нашел еще один. Сколько еж нашел грибов? ( 3 )
  5. Белка с ранка возвращалась и с лисою повстречалась.

- Что ты, Белочка, несешь7 –задала Лиса вопрос

- Я несу своим детишкам два ореха и три шишки. Ты, Лиса мне подскажи, сколько будет два плюс три. ( 5 )

- Молодцы, вы верно решили задачи и туман над морем рассеялся. Я, думаю, что вы сейчас легко найдете сокровища от королевы Математики. Подходите все ко мне и слушайте внимательно: нам нужно сделать ____ шагов прямо, затем повернуть направо (налево) и сделать ___ шагов вперед, повернуть налево (направо) и сделать еще ____ шага и вот он сундук с сокровищами! Давайте откроем его и узнаем, что в нем лежит.

      Открываем сундук, а там……….

Отвечают на вопросы

Ребенок выбирает карточку с цифрой, называет вслух и размещает в пустой вагон.

Дети считают.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют движения под текст

Ребенок кидает мяч обратно воспитателю и называет противоположность названному понятию.

Выдвигают предположения. Отвечают на вопрос.

Выполняют самостоятельно практическое задание.

Ответы детей.

Решают задачи.

Выполняют задание.

Умению аргументировать свои высказывания.

Знание дней недели, части суток.

Знать прямой и обратный счет в пределах 10; предыдущее и последующее число.

Знания о геометрических фигур.

Умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя.

Развитие речи, логического мышления (называть слова противоположные по значению).

Знать счет в пределах 10.

Умение ориентироваться на листе бумаги.

Умение работать самостоятельно.

Умение решать задачи на сложение и вычитание.

Умение ориентироваться в пространстве.

6.

Рефлексия

 - Ребята, вы все сегодня были молодцы! Все старались и выполняли задания.

- А куда мы с вами сегодня путешествовали?

-Что вам понравилось больше всего?

- Какое задание было для вас трудным?

- Каждый просто молодец!

  Путешествию конец.

  С математикой дружите

  Знания свои копите.

  Пусть помогут вам старания

  Память, логика, внимание!

В благодарность от совместного путешествия, я хочу подарить вам игру.

Всем большое спасибо!

Ответы детей

Умение аргументировать свои высказывания

      

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Технологическая карта итогового занятия по речевому развитию

 в подготовительной к школе группы № 111 «Лунтики»

                                                                                      Подготовил: воспитатель группы № 111 «Лунтики» Колосова Л.В.

Старый Оскол, 2020

Название темы. «Грамотеи».

Возраст детей, образовательная область. 6-7 лет, речевое развитие.

Цель и задачи:   

Цель: Повторение и закрепление пройденного материала.

Задачи: 

- Закрепить знания детей по обучению грамоте.

- Совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений.

- Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

- Воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости

- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Планируемые результаты: Развитие всех компонентов устной речи.

Образовательные ресурсы: 

Демонстрационный материал: Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки – схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, карточки со схемами предложений, картинки сказочных героев.

Раздаточный материал: красные, зелёные, синие фишки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: дидактические игры «Скажи наоборот», «Цепочка». «Магазин», «Кто внимательный», «Угадай-ка».

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1 мин)

Круг радости

I.  Орг. момент. Ребята,  к  нам сегодня  на занятие  пришло много

гостей. Давайте с ними поздороваемся. 

Дети: – Здравствуйте.

Ребята,  к  нам сегодня  на занятие  пришло много

гостей. Давайте с ними поздороваемся. 

Дети: – Здравствуйте.

Воспитатель: – Ребята,  к  нам сегодня  на занятие  пришло много

гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

- Сегодня у нас девиз -

 «Не просто слушаю, а слышу

 Не просто смотрю, а вижу

 Думаю и отвечаю -

 Все вокруг замечаю».

Дети стоят кругом

Организация мотивации к образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный.

Поисковый

(3 мин)

Беседа

Вопросы

- У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже будете не дошколятами, а станете настоящими учениками.

- Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы в сентябре идти в 1 класс.

- А при входе в детский сад мне сегодня передали конверт и сказали открыть его только в вашем присутствии.

- Как вы думаете, что в нем? 

- Здесь письмо. Прочитаем его?

Содержание письма:

«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»

- Ребята, нам желают: Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

- Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова:

- Мы спокойны, мы спокойны,

 Говорим всегда красиво,

 Четко и неторопливо,

 Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Чтение письма.

Желание детей узнать новое и интересное

Практический

(24 мин)

Беседа

Вопросы

Звуковой анализ слова школа.

Вопросы.

Физкультминутка

Звуковой анализ

слов-картинок.

Вопросы

Дидактическая игра

«Скажи наоборот».

Дидактическая игра

«Назови ласково»

- Первый лепесток. Первое задание - разминка.

Ответьте на вопросы.

- Из чего состоит наша речь (из слов)

- Из чего состоят слова (из слогов)

- Из чего состоят слоги (из звуков).

- На какие две группы они делятся (гласные и согласные)

- Какими бывают гласные (ударные и безударные, обозначаем фишкой красного цвета) (объясняют ответы)

Согласные (твердые и мягкие, обозначают синими и зелеными фишками)

- Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа».

- Произносим слово.

- Сколько слогов в слове?

- Сколько звуков в слове?

- Сколько гласных в слове?

- Сколько согласных в слове?

- Какой звук ударный?

/ш/-начальный звук согласный, всегда твердый.

/к/-согласный твердый звук.

/о/-гласный ударный звук.

/л/-согласный твердый звук

/а/- гласный звук.

- Назовите пары к согласным звукам в нашем слове. (/ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/.

- Какие однокоренные слова образовались от слова «школа»

- Кто такой «школяр» (устар. слово, то же, что школьник, ученик)

- Буквой Л расставим ноги,

 Словно в пляске – руки в боки.

 Наклонились влево, вправо,

 Получается на славу.

 Звуки нужно четко знать!

 Научились мы писать.

 Отдыхать умеем тоже –

 Голову поднимем выше

 И легко – легко подышим!

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Занимаемся опять.

- Третье задание - Третий лепесток.

- Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой.

- Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:

1) на какой звук начинается слово

2) фишкой какого цвета обозначается данный звук

3) посчитать количество слогов в слове (на парте указано цифрой количество слогов)

Предлагаемые слова (картинки):

 Мальвина, Пьеро, Арлекин, Буратино, Дуремар.

- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные.

- В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы? /ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?

- Четвертое задание - Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот».

Слов вы знаете много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т. е говорить наоборот.

- Предлагаю пройти на ковер и сделать круг.

- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь …

- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …

- Грустный; слабый; высокий; толстый; большой, широкий, слева, говорить, работать.

     

- Пятое задание - Пятый лепесток.

- Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково». 

(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)

Слова: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, кукла, портфель, пенал.

- Все ли слова, названные вами, понадобятся в школе?

- Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности).

- Составьте предложение со словом кукла.

- Шестое задание -  Шестой лепесток. Задание «Составь предложение».

Со словом «кукла» вы придумывали предложения.

- А чем отличается слово от предложения?

- Как пишется первое слово в предложении? 

 - Что ставится в конце предложения? 

- Какие еще знаете знаки, завершающие предложения?

- Запишите предложение графически.

- Проверьте правильность написания друг у друга.

Ответы детей.

Работа у доски и за столами.

Ответы детей

Составление однокоренных слов.

Ответы детей

Выполнение задания.

Определение количества слогов в слове

Называние антонимов.

Ответы детей.

Запись предложения графически

Называние отличий звуков от букв.

Знание обозначений звуков.

Умение определять количество звуков в слове.

Умение проводить звуковой анализ слова.

Умение находить синонимы.

Умение определять количество слогов в слове

Умение называть антонимы.

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Правильная запись предложения графически.

Рефлексивно- оценочный

(2 мин)

Оценка занятия

А вот и седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова:

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старания, за труды, смекалку

Вам вручают этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаниям,

Пусть лишь радость каждому несет.

- Понравилось вам путешествие?

- А что именно понравилось?

-  Какое задание вызвало у вас затруднение?

- А с каким заданием вы справились легко?

- Всем спасибо.

Ответы детей.

Выводы.

Вручение ключа от мира знаний.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Удивительное путешествие в страну Математики»

Программное содержание:·        Закреплять представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать круг, квадрат, треугольник;·...

"Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...

Технологическая карта интегрированного занятия по математическому развитию "Путешествие по станциям математики"

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...

Открытое занятие "Удивительное путешествие в страну Математики."

Открытое занятие по данной теме, целью которой является обучение детей в специально подготовленной обстановке хорошо ориентироваться в пространстве...

Технологическая карта ООД в группе среднего дошкольного возраста. ФЭМП тема: " Путешествие в страну Математика"

Обобщить полученные знания , умения, которые дети получили в течение года....

Технологическая карта открытого занятия в старшей группе Путешествие на планету математики

Обучающие:  - Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- Закрепить знания детей о геометрических фигурах; - Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,...