Дидактические игры для педагогов по теме: «Математическое развитие дошкольников»
картотека по математике

Дидактические игры для педагогов по теме: «Математическое развитие дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для педагогов по теме: «Математическое развитие дошкольников»

«Количество и счет»

1. Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Игровые действия: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет –5, а красных –10. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Убрать 6 красных карточек. Что теперь можно сказать?

2. Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим операциям – сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Игровые действия: спросить, например, какое число больше двух, но меньше четырех; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

«Геометрическая форма»

1.Дидактическая игра: «Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Игровые действия: Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям предоставляются по одной соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого изображена фигура, берет ее и кладет на свою карточку так, чтобы фигура совпадала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке фигуры расположены.

2. Дидактическая игра: «Отгадай»

Цель: закрепить умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

Игровые действия: дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Воспитатель показывает красный круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на яблоко, на помидор и т.д.

«Величина»

1.Дидактическая игра: «Раз, два, три – ищи!»

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Оборудование: одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Игровые действия: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому из них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое?»  Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины.

2. Дидактическая игра: «Кто скорее свернет ленту»

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к важному признаку, обращать внимание на длину, знакомиться со словами «длинный», «короткий».

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, второму короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Очевидно, побеждает тот, у кого лента короче. Далее педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

«Ориентирована в пространстве»

1.Дидактическая игра: «Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (спереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование: игрушки.

Игровые действия: расставить игрушки по разным местам в комнате. Спросите ребенка, какая игрушка находится впереди, сзади, сбоку, далеко и т. д. Спросите, что вверху, что внизу, справа, слева и т. д.

2.Дидактическая игра: «Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

Игровые действия: игроки делятся на две равные команды, встают один за другим. Задача каждой команды пройти игру полностью, без проблем, строго соблюдая правила. До финиша можно добраться быстрее: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

«Ориентирована во времени»

1.Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания детей о временах года, их особенностях; развивать связную речь, внимательность и находчивость, выносливость.

Оборудование: картинки по временам года.

Игровые действия: дети садятся за стол. У воспитателя есть несколько картинок разных времен года, по 2-3 картинки на каждое время года. Воспитатель объясняет правила игры, воспитатель дает каждому картинку. Затем вращайте стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно изучает свою картинку, а затем рассказывает о ее содержании. Затем снова крутят стрелку, и тот, на кого она указала, угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиске изображений с соответствующим содержанием.

2. Дидактическая игра: «Светофор»

Цель: закрепить представления детей о временах года.

Игровые действия: Педагог говорит, например, «Кончилось лето, наступила весна». Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщения опыта работы по теме:"Математическое развитие дошкольников на занятиях и в свободной деятельности"(младший возраст)

Огромное значение развитии устной и в будущем письменной речи ребёнка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления....

Логические игры и упражнения как средство математического развития дошкольников

В статье описывается роль логических игр в математическом развитии дошкольников....

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.Задачи:1.Вызвать ...

Консультация для педагогов по теме: «Математическое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов по теме: «Математическое развитие дошкольников»...

Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.Цель: повышение уровня ...