Интегрированное занятие по ФЭМП «Прямоугольник» в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

мошкоркина наталья владимировна

Открытое занятие по ФЭМП. Цель: сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШАТУРА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 20 поселка Центральной усадьбы совхоза «Мир»

Городского округа Шатура»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе

«Прямоугольник»

Подготовила:

воспитатель

Мошкоркина Н.В.

г.о. Шатура 2021

Ведущая образовательная область – «Познавательное развитие»

В интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.

Закрепить геометрические и пространственные представления у детей, счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур.

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, логическое мышление.

Задачи

Обучающие:

- способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах,

- умение выделять свойства предметов, находить признаки, сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому - либо признаку.

- умение находить «на глаз» и путём приложения предметов равных по длине и ширине.

- упражнять в умении раскладывать правой рукой, слева направо, правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, овал, длина, ширина, длиннее, шире, короче, уже, равные по длине, ширине.

Развивающие:

- развивать фантазию, мыслительные операции, речь, творческие способности, внимание.

Воспитательные: 

- воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.

Виды деятельности:

двигательная, игровая, восприятие художественного слова.

Формы организации:

фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Формы реализации:

отгадывание загадки, дидактические игры, двигательная активность, игры с речевым сопровождением.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

игрушка Кот Матроскин, елка, модели квадрата и прямоугольника, нарисованная девочка, речка, мольберт, карточки с цифрами 1-5, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы, геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Раздаточный материал:

карточки с геометрическими фигурами, по одному квадрату и прямоугольнику, по 1 полоске бумаги голубого цвета, листок с изображением кота Матроскина, карандаши.

Ход:

Приветствие. «Утром встали дети в круг».

Мотивация (сюрпризный момент)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс для вас конверт, давайте посмотрим, что в нём. Какая-то записка: «Ждите меня сегодня в гости. А кто я угадайте»

Воспитатель читает загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Кто же это? Как вы думаете? (ответы детей)

(Раздаётся стук, воспитатель выглядывает за дверь, заходит Кот Матроскин).

Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель и дети: Здравствуй, Кот Матроскин, проходи, пожалуйста. Мы очень рады видеть тебя в гостях.

Котенок: Я слышал, что вы любите заниматься математикой и знаете много геометрических фигур. А как они называются, вы мне  расскажите?

(Воспитатель выставляет их на доске, а дети называют) 

Затем выставляется прямоугольник.

Кот Матроскин: А с этой геометрической фигурой я не знаком. А вы знаете, что это?

Воспитатель: Ребята, кто сможет назвать эту фигуру? (Прямоугольник). На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? А чем отличается? (ответы детей)

Кот Матроскин: Ребята, я вспомнил историю, которая случилась с моим другом, дядей Федором. Хотите послушать и посмотреть? А вы знаете, где можно увидеть спектакль?

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть спектакль и поучаствовать в нем? Давайте отправимся в театр.

Игра «Билет в театр» (ответы по цепочке)

Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр? Правильно, нужно купить билет. (Дети подходят к воспитателю и он продает билет- карточку, на которой изображено разное (от 1 до 5) количество одинаковых геометрических фигур). Найдите, пожалуйста свое место. А Матроскин проверит у вас билеты. (Детям нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете и соответствующая им по цвету). «Сколько фигур на твоем билете?» (согласовывая существительное и числительное).

Матроскин: Сколько фигур на твоем билете? (Дети отвечают, согласовывая существительное с числительным: пять кругов, три квадрата).

Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно вести себя в театре?

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким (демонстрация)

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким (демонстрация)

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись (демонстрация).

Но однажды случилось вот что. Однажды дядя Федор гулял лесу и заблудился. Он не знал, в какую сторону ему идти, где его дом. И вдруг он встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, мальчик обратился к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» Он забрался сначала на одну его сторону, но не чего не увидел из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидел, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, дядя Федор забрался на него и оказался выше деревьев. Он увидел свой дом и узнал, куда идти. «Спасибо, - сказал Дядя Федор геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой». «Вы очень полезная фигура», - сказал Федор Прямоугольнику. «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Кот Матроскин: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие).

А сейчас давайте отправимся в путешествие и поможем дяде Федору добраться до дома? Ведь на пути у него глубокая река.

Физминутка. «Речка»

К речке быстрой мы спустились,                     Ходьба на месте.

Наклонились и умылись.                                  Наклоны вперед.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.                             Хлопки в ладоши.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:                                Круговые движения руками.

Вышли на берег крутой                                   Прыжки на месте.

И отправились домой.                                     Ходьба на месте.

Игра «Мост через реку»

Воспитатель: Ребята, дом дядя Федора находится за рекой. Как же ему перебраться через речку и попасть домой? (ответы детей). Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к еще одному варианту –построить мост. Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлен прямоугольник из бумаги голубого (река), а также квадрат и прямоугольник коричневого цвета (ширина реки чуть больше стороны квадрата).

Воспитатель: Ребята, у нас есть дощечки (показывает квадраты и прямоугольники), из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.

Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Какой формы дощечку вы взяли? Почему вы не взяли для строительства квадрат?» (река шире, чем квадрат). Дети с помощью воспитателя еще раз фиксируют вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие.

Воспитатель предлагает детям перейти через мост, перебирая средним и указательным пальцами, как ножками.

Игра «Наведем порядок в доме» (работа в группах)

Воспитатель: Вот мы и добрались до дома дяди Федора. А в доме такой беспорядок. Давайте поможем Матроскину и дяде Федору навести порядок. Нужно разложить все предметы по местам. Чтобы нам было удобнее работать, давайте разделимся на группы.

(Дети делятся на три группы с помощью геометрических фигур: квадрата, прямоугольника и треугольника). Каждая команда выбирает из набора картинок предметы только определенной формы. Воспитатель спрашивает, почему выбрали именно эти картинки?

Рефлексия:

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что нового вы узнали? Кому помогли?

Кот Матроскин: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось у вас. Теперь я знаю про прямоугольник всё. У меня есть мои «фото» и я предлагаю вам нарисовать мне улыбающуюся мордочку, если вам понравилось наше путешествие или грустную, если нет. (Дети дополняют рисунки и дарят Матроскниу).

К речке быстрой мы спустились,                     Ходьба на месте.

Наклонились и умылись.                                  Наклоны вперед.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.                             Хлопки в ладоши.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:                                Круговые движения руками.

Вышли на берег крутой                                   Прыжки на месте.

И отправились домой.                                     Ходьба на месте.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Матрёшки - путешественницы».

Упражняться в счете в пределах  трех и в   сравнении количества предметов          Закреплять умение  соотносить цифры 1-3 с количество...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП "Помощники Айболита" средняя группа

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП "Помощники Айболита" (средняя группа)....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в средней группе с элементами ФЭМП "Путешествие в мир Птиц"

Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию в средней группе....

Конспект итогового интегрированного занятия по фэмп для детей средней группы.

Обобщение, закрепление, систематизирование  знаний у детей полученных в течение учебного года....

Конспект занятия по ФЭМП № 16 в средней группе Тема: «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни-зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, вни­зу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года»...

Конспект занятия по ФЭМП № 23 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о порядковых числительных, установ¬ление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о порядковых числительных, установ­ление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге...