«Использование блоков Дьенеша на занятиях по развитию математических представлений в подготовительной группе»
статья по математике (подготовительная группа)

В современном мире проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены «математизации» и «компьютеризации». Дети, хорошо ориентирующиеся в математических символах, с хорошо развитым математическим языком, легко осваивают и другие области познания.    Меня, как педагога,  глубоко заинтересовала эта  проблема, и свой опыт я посвятила изучению формирования элементарных  математических  представлений посредством игр с помощью блоков Дьенеша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование блоков Дьенеша на занятиях по РЭМП»

   

    В современном мире проблема формирования элементарных

математических представлений детей дошкольного возраста становится

одной из актуальных, т.к. все сферы человеческой деятельности подвержены

«математизации» и «компьютеризации». Дети, хорошо ориентирующиеся в

математических символах, с хорошо развитым математическим языком,

легко осваивают и другие области познания.    Меня, как педагога,  глубоко заинтересовала эта  проблема, и свой опыт я посвятила изучению формирования элементарных  математических  представлений посредством игр с помощью блоков Дьенеша.

  В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Работа с блоками помогает не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.  

       Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Практически все  задачи можно решить с помощью игр с блоками Дьенеша. Предлагаемые детям задачи последовательно усложняются, при переходе к новому материалу не забываем о повторении, так реализуем принципы систематичности, последовательности, постепенности и, конечно, индивидуальный подход.

Для достижения поставленной цели мной были сформулированы следующие задачи:

1.Изучить теоретическую часть развития вопроса.

2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.

3. Разработать перспективный план работы.

4. Провести диагностику познавательных интересов детей

     При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме познавательного   развития.
Разработала перспективный план работы по2 возрастным группам.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (книги, компьютер) блоки Дьенеша. На основе логических блоков  изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий.

     Практика  моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

         В разделе « количество и счет» -  в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
    В разделе
« величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем   непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

      В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов.  Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
     «Ориентировка в пространстве»

 Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т.д.

     Приведу некоторые примеры игр, которые способствуют развитию математических способностей. Для развития количественных представлений, а именно нахождения в окружающей обстановке одного или много одинаковых предметов используем такие игры с блоками Дьенеша, как «Рыбалка», «Подарок от Незнайки», «Домашние животные».

    Сформировать понятия о величине предметов мы можем в следующих

играх: «Чудесный мешочек», «Слон», «Жираф», «Лошадка», «Кто как

кричит» и др. Дети должны составить изображение животного путем

накладывания блоков на рисунок этого животного. Путем проб и ошибок они

учатся вычленять размер блока, если возьмут большой блок, то изображение

не получится правильным. На изображение большого блока ребенок должен

положить только большой блок, а на изображение маленького только

маленький. В процессе этой операции дети проговаривают свои действия:

«Это большой красный квадрат», «Это маленький синий треугольник», тем

самым закрепляя понятие «большой», «маленький».

   Поскольку блоки представляют собой эталоны форм геометрических

фигур, они способствуют знакомству с геометрическими фигурами и

формами предметов, например, игры «Шофер», «Еж», «Мишка», «Загадочная

черепаха» и др. Детям задают вопрос: «Какой формы голова, лапы?». Если

ребенок не прав, ему предлагается проверить свой выбор и сравнить

правильность ответа. Ошибку дети должны исправить самостоятельно.

Таким образом, дети учатся находить во множестве блоков, блок

определенной формы: круглой, квадратной, треугольной.

    Умение ориентироваться в пространстве учат игры «Верблюд»,

«Самолет», «Лягушка-квакушка», «Найди не такую», «Что изменилось». В

этих играх детям предлагаем объяснить, где находится определенный блок.

Например, чтобы составить жирафа, сначала выкладываем туловище

(большой прямоугольник). Затем задается вопрос: «Какой блок находится

под прямоугольником справа?», «Какой блок под прямоугольником слева?»

«Какой блок над туловищем?» и т.д. В таких играх дети учатся оперировать и

ориентироваться в таких понятиях, как «слева», «справа», «над», «под»,

«сверху», «снизу».

 Результативность работы

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:

  • Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
  •  Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
  • Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
  • Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
  •  Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
  • Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
  • Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
  • Дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум. трем сходствам и различиям.
  • Все это послужит успешной подготовке их к школе.

Таким образом, подводя итог моей работы с блоками Дьенеша, можно сказать, что данная развивающая методика – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа

Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...

НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» с использованием палочек кюзинера

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.включены задания с испльзованием палочек кюзинера,геометрического материала....

Занятие по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики».

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности;уточнить знания о прямом и обратном счёте в пределах 10;продолжать учить детей составлять и решать...

Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: Число 0. Цифра 0

Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте и счёте через 1. Формировать представления о числе 0 и его свойствах. Закреплять представления о взаимосвязи целого и частей....