Конспект интегрированного занятия по математике "Стрекоза и муравей"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по математике "Стрекоза и муравей" для старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Стрекоза и муравей»

Дасаева Г.И.

Программное содержание

1. ФЭМП:

  • Совершенствовать умение детей считать в пределах 10 (прямой и обратный счёт).
  • Закрепить порядковый счет; состав числа 5 из единиц; знание смежных чисел; умение последовательно называть дни недели; ориентироваться в пространстве, составлять из частей целое.
  • Проверить умение делить целое на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к математике.

2. Художественная литература:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

3. Нравственное воспитание:

  • Воспитывать желание прийти на помощь, быть чутким к чужой беде.

Оборудование

Демонстрационный материал.  

 Раздаточный материал.   Счетные палочки. Числа 0т 1 до 10. Линейки.

Ход занятияМуравей Мартин..

В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. 

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем! И опять играть начнем!

Скажите, как вы стоите по отношению друг к другу?

Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Здравствуйте!

(Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом).

- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие.

Для начала нам надо разгадать кроссворд. Что такое кроссворд? (Игра, состоящая в разгадывании слов по определениям).

- Посмотрите внимательно на доску, кого вы там видите? (Стрекозу). Она с какого произведения? («Стрекоза и муравей»). Это сказка? (Нет, это басня). Как называется басня? (Стрекоза и муравей). Кто автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов). А какие еще вы знаете басни И.А.Крылова? («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Ворона и лисица», «Слон и моська», «Свинья под дубом»). - Молодцы, правильно назвали все басни. В любой басне есть мораль. Что такое мораль? (нравоучение, урок).

В чем мораль басни «Стрекоза и муравей»? (Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом).

Закончилось лето, наступила осень. Облетели с деревьев листья. Зарядили дожди. Стрекозе негде было спрятаться от холодных капель, и она сделала из сухих тонких листьев зонт.

Выставляет схему. Дети выкладывают зонт из счётных палочек.

Воспитатель. Но от порыва ветра у зонта сломалась ручка. Переложите две палочки так, чтобы зонт превратился в три треугольника.

Что решила сделать Стрекоза? (Она попросилась к Муравью перезимовать.) Что ответил Муравей? («Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши») Всё верно.

Воспитатель. Басня закончилась тем, что Муравей не пустил Стрекозу в свой муравейник. А можно придумать другой конец басни? (Дети предлагают свои варианты.) Помните, я говорила, что у Муравья был не один муравейник. Давайте представим, что он предложил Стрекозе поселиться в одном из них. Для этого нужно решить задачку:

- 4 гусенка и двое утят, в озере плавают, громко кричат.

А ну посчитай поскорей, сколько всего в воде малышей?  (6)

  Посмотрите на карточки какая цифра нарисована? Это и будет муравейник, в котором Муравей разрешил Стрекозе перезимовать.

Но все дорожки к этому муравейнику Муравей зашифровал. «Пусть Стрекоза немного потрудится», — решил он. Стрекоза сказала, что больше не будет лениться, но задания Муравья слишком трудные, и она попросила вас помочь ей расшифровать дорожки.

Посмотрим, что же за задания приготовил  муравей? Поможем?

Задание 1. «Быстро отвечай ».

- Сколько спинок у трех свинок? (3) 

- Сколько хвостов у двух котов? (2) 

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5) 

- Сколько рогов у двух быков? (4) 

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) 

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4) 

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1) 

- 1 Ослик нес 5 кг сахару, а другой – 5 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

- Гусь весит 2 кг. Сколько будет весить, если встанет на одну ногу?

- Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?

Задание 2. «Подели яблоко поровну».

Муравей пожалел стрекозу и решил поделиться яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать стрекозе? Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).

- Сколько частей получилось? (Две части.)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.)

- Что больше: целое яблоко или его половина?

- Что меньше: половина или целое яблоко?       

- Итак, выполнено и это задание. http://basni.net/kartinki/basnya_krylova_strekoza_i_muravej_360330.jpg

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/493000/492171-d0f8f0e60cba814b.jpg

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения).

Задание 3. Игра «День-ночь»

Используя числовую прямую, решить примеры.

Выйти к доске и записать выражения (примеры), остальные считают с помощью линеек.

- У нас сегодня в гостях героиня басни Стрекоза.

 - Сколько у нас гостей? Покажите эту цифру. (Дети показывают цифру 1)

- Сегодня герои сказок помогут нам в игре «День-ночь». Вы же знаете, что ночью происходят сказочные чудеса, замечательные превращения.

- Ночь! (Дети закрывают глаза, показывают, что они «спят») Воспитатель добавляет игрушку – Муравья.

- День! Что изменилось? (Пришел Муравей).

- Сколько теперь героев басни? (2)

- Как получилось число 2? (1+1=2)

- Ночь! Дети «спят» - (появляется Комар)

- День! Что изменилось? Покажите цифру 3, как получилось число 3? (2+1=3)

- Ночь! Дети «спят» - появляется Бабочка.

- День! Что изменилось? Покажите цифру- (4)

- Как получилось число 4? (3+1=4)

- Ночь! Дети «спят» появляется Пчелка.

- День! Что изменилось? Покажите цифру - 5

- Как получилось число 5? (4+1=5)

Мы с вами составили число 5 из двух меньших.

Как еще мы можем составить число 5 из двух меньших чисел? (4+1, 3+2, 5+0).

Задание 4. «Живая неделя».

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Сколько всего дней в неделе?

- Как называется первый день недели?

- Какой день недели стоит между вторником и четвергом?

- Вторник, - какой день недели по счету?

- Четверг, - какой день недели по счету?

- Суббота, - какой день недели по счету?

Задание 5. Решите задачки  (показать соответствующие цифры)

- В саду росло четыре яблони. Одну из них сломало бурей. Сколько яблонь осталось в целости? 

- Один мальчик пас пять овец, а другой – на одну овцу больше. Сколько овец пас другой мальчик? 

- В пруду плавают старая утка и семь молодых уток. Сколько всего уток в пруду? 

- Рыбак поймал четыре щуки и два карася. Сколько всего рыб поймал рыбак? 

- У мухи шесть ног, а у паука на две больше. Сколько ног у паука? 

Ну, вот мы справились со всеми заданиями, и помогли Стрекозе добраться до нужного муравейника. Теперь она перезимует, и больше так не будет делать (т.е. петь все лето), а будет готовиться к зиме летом, также как и муравей.

VIII. Итог.

На этом наше занятие закончилось. Все старались, потрудились.

- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что было трудным для вас?

Стрекоза благодарит вас за помощь и угощает конфетками.http://www.concours-dessin.com/published/publicdata/ARTSKLADMAIN/attachments/SC/products_pictures/big2568.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в Муравию"

Цель данного занятия : Выявить уровень знаний программного материала за год у детей средней группыпо различным образовательным областям:-"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы",...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Наш друг - муравей»

Развитие познавательного интереса детей к миру насекомых; формирование понимания того, как человек охраняет природу....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...