Мастер - класс "Геоконт или умелые пальчики"
методическая разработка по математике

Ус Валентина Александровна

Название игры «Геоконт» образовано от словосочетания «геометрический контур». Конструктор представляет собой дощечку из фанеры. На эту дощечку наклеена пленка с координатами и закреплены 33 гвоздика из пластмассы разных цветов. По центру крепится черный гвоздик, остальные же располагаются цветовыми группами, кроме белых гвоздиков сверху.

В. Воскобович использовал в конструкторе законы оптики, говорящие о том, что белый цвет состоит из 7 цветов. Лучик белого цвета, попадая на центральный черный гвоздик, распадается на 7 цветов радуги.

 

 

Это свойство помогает не только познакомить детей с основными цветами, но и упрощает знакомство детей с координатной системой. Лучи имеют буквенное обозначение в соответствии с цветом, где "Б" - белый, "К" - красный, "О" - оранжевый, "З" - зеленый, "Г" - голубой, "С" - синий, "Ф" – фиолетовый.

Гвоздики в лучах также пронумерованы от 1 до 4. С помощью этого, поиск необходимого гвоздика происходит по его обозначению, например Б1, З4, Г2. В комплекте к конструктору идет набор разноцветных резинок, пособие с иллюстрациями, в котором предложены творческие игры разного по сложности уровня.

В. Воскобович придумал сказку, приложением к которой является конструктор. Главные сказочные герои – это малыш Гео, ворон Метр и дядя Слава. Ребенок, своими иллюстрациями из резинок к сказке, совершает путешествие и помогает героям выбраться из различных сложных и опасных ситуаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Использование развивающей игры «Геоконт в процессе педагогической деятельности или Умелые пальчики»

Цель: (3 слайд)

Повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности.

Задачи:

- познакомить педагогов с использованием логической игры «Геоконт» ;

- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающей игры в педагогическом процессе;

- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

План проведения мастер-класса

1. Актуальность темы, проблема;

2. Ознакомление участников мастер-класса с игрой Геоконт  В. Воскобовича;

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию игры «Геоконт»; 4. Рефлексия:

• выводы, подведение итогов,

• вопросы участников мастер-класса.

Ознакомление участников мастер-класса с игрой Геоконт: (4 слайд)

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

Игра «Геоконт» является прекрасным средством для развития:

-  произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей);

- сенсорных способностей (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество);

- формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства;

- развивается моторика кистей и пальцев.

В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка – с жителями Фиолетового леса. На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.  Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели.

Проблема: (5 слайд) 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Поэтому  в технологию В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач; постоянно усложняющихся развивающих вопросов, познавательных заданий к каждой игре. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма его организации - игра. Все дошкольники имеют разный интеллект и разные творческие способности.  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.  

В связи с этим я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование развивающей игры «Геоконт в процессе педагогической деятельности или Умелые пальчики».

- Поскольку говорить сегодня мы будем об игре, то предлагаю Вам тоже включиться в игру.  У Вас на стульях лежат листочки – стикеры, напишите кратко, что Вы ожидаете получить от нашей с Вами встречи.

Педагоги пишут на листочках-стикерах свои ожидания.

- Давайте прикрепим листочки на волшебное «дерево добра».

Педагоги крепят свои листочки-стикеры на «дерево добра».

(Можно зачитать два – три ожидания)

 Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию игры «Геоконт»

Ход мастер-класса:

Сегодня нас ждет удивительное и интересное путешествие в «Фиолетовый лес», в котором придется пройти разные испытания. Вы согласны?

Давайте встанем, возьмемся за руки и каждый своему товарищу справа, улыбнется и скажет доброе вежливое слово.

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Мы пойдем с тобой в тот лес,

Полный сказок и чудес!

Мы получили положительный заряд энергии и с хорошим настроением отправляемся в путь.  Давайте мы свами закроем глаза и скажем волшебные слова «Раз, два, три фиолетовый лес прийди» (6 слайд).

 Вот мы и в волшебном Фиолетовом лесу – давайте внимательно посмотрим вокруг.  Что то случилось, почему то дедушка ЮК очень грустный.  Что случилось дедушка Юк?

- С Чудесной поляной Золотых Плодов произошла беда. Её заколдовал злой волшебник (слова паука ЮКА). (7 слайд).

Давайте поможем жителям Фиолетового леса и расколдуем чудесную поляну Золотых плодов,  но для этого нам надо выполнить  задания паука дедушки Юка.

И на чудесной поляне нас ждёт волшебное дерево с заколдованными плодами, каждый плод несёт в себе какой то секрет (8 слайд )

1. Первое задание помочь паучку Ромбику сделать ракушку, чтобы он смог показать дедушке Юку. Поможем?  По схеме С4-Б2-О4-З2-С4

Что у нас получилось? У нас получилась ракушка

Паучок Ромбик дарит нам букву «Д». (9 слайд)

А наше путешествие продолжается.

2.  И второе задание помочь паучку Лучику сделать цветные паутинки по схеме от Центра натягиваем синюю резинку до Б4, затем красную до К4, затем желтую до О4, затем зелёную до Ж4. Что у нас получилось?  У нас получились цветные паутинки.

Паучок Лучик дарит нам за это нам букву «О». (11 слайд)

3. А третье наше задание помочь паучку Плюсику. Когда утром Плюсик пришёл на чудесную поляну он увидел на ней  паутинку и совсем запутался, он должен был выполнить поручение дедушки Юка, сделать большой квадрат. Поможем паучку Плюсику. По схеме делаем квадрат Г4-С4-Ф4-Б4-К4-О4-Ж4-З4-Г4.

Что у нас получилось?  У нас получился большой квадрат. Паучок Плюсик дарит нам букву «Б». (13 слайд)

Физкультминутка под музыку «Паучок»

А наше путешествие продолжается.

4. И нам нужно помочь паучку Вопросику, загрустил паучок никто с ним не дружит.  Давайте подарим для паучка улыбку и будем его друзьями. По координатам  С4-Г3-З4-Ж3-О4-Ж2-З3-Г2-С4. (15 слайд)

Что у нас получилось? У нас получилась улыбка. Молодцы за это паучок Вопросик вам дарит букву «Р».

5. И последний кому нам надо помочь будет паучок Фантик. Фантик большой фантазёр. Пока он витал в облаках, забыл про записку дедушки Юка. Дедушка из волшебных паутинок попросил его сделать фигуру по следующим координатам, которые были в записке С4-Ф1-Б4-К1-О4-Ж1-З4-Г1-С4. Что у нас получилось? У нас получилась звезда.

И паучок  Фантик дарит нам букву «О». (17 слайд)

Заключительная часть (рефлексия).

Давайте соберем буквы, которые нам подарили и прочитаем, что получилось. (18 слайд)

Д О Б Р О

Добро всегда побеждает зло.  Мне очень приятно с вами сегодня общаться, и я уверена, что свою доброту вы пронесёте через всю свою жизнь. Наше путешествие подходит к концу. Все жители «Фиолетового леса», вам говорят «спасибо», вы  расколдовали чудесную поляну Золотых плодов! (Слова паука ЮКА) (19 слайд)

В завершении, хотелось бы попросить Вас, написать на цветочках – стикерах, несколько слов о том, что нового Вы узнали сегодня, на сколько интересна и полезна была наша встреча.

Педагоги пишут на цветочках-стикерах свои отклики о встрече.

- Давайте прикрепим цветы на «дерево добра».

 Педагоги прикрепляют стикеры к «дереву добра»

- Посмотрите, наше дерево распустилось множеством прекрасных цветов, на которых написано, а это значит, что сегодня мы собрались не напрасно.

-Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Я буду говорить небольшие фразы, если Вы согласны с ними, то выполняйте соответствующие движения: (21 слайд)

- если вы думаете, что при игре с ребенком, ЭМОЦИИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ - дотроньтесь до кончика носа.

- если вы уверены, что взрослые ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - топните ногой.

- если вы думаете, что игра способствует ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА - кивните головой.

- если вы считаете, что игра важна для РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - улыбнитесь.

- если вам ПОНРАВИЛОСЬ? похлопайте в ладоши.

Благодарю Вас за участие, СПАСИБО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 3 2 комбинированного вида» МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: « Использование развивающей игры « Геоконт в процессе педагогической деятельности или Умелые пальчики» Автор: Ус Валентина Александровна Пгт . Ярега, 2017 г.

Слайд 2

« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности ». В . А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель : Повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности. Задачи : - познакомить педагогов с использованием логической игры « Геоконт » ; - обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающей игры в педагогическом процессе; - развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии; - вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Слайд 4

Игра « Геоконт » является прекрасным средством для развития: произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов; сенсорных способностей (освоение цвета, формы, величины; мыслительные процессы; формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства; - развивается моторика кистей и пальцев. В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка – с жителями Фиолетового леса. На игровое поле " Геоконт " нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели.

Слайд 5

Проблема: Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Поэтому в технологию В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач; постоянно усложняющихся развивающих вопросов, познавательных заданий к каждой игре. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма его организации - игра. Все дошкольники имеют разный интеллект и разные творческие способности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.

Слайд 7

1. Задание помочь паучку Ромбику сделать ракушку, чтобы он смог показать дедушке Юку . Поможем? По схеме С4-Б2-О4-З2-С4 Буква «Д»

Слайд 8

Д

Слайд 9

2 . Задание помочь паучку Лучику сделать цветные паутинки по схеме от Центра натягиваем синюю резинку до Б4, затем красную до К4, затем желтую до О4, затем зелёную до Ж4 Буква «О»

Слайд 10

Д о

Слайд 11

3. Задание помочь паучку Плюсику. Когда утром Плюсик пришёл на чудесную поляну он увидел на ней паутинку и совсем запутался, он должен был выполнить поручение дедушки Юка , сделать большой квадрат. Поможем паучку Плюсику. По схеме делаем квадрат Г4-С4-Ф4-Б4-К4-О4-Ж4-З4-Г4. Буква «Б»

Слайд 12

Д О Б

Слайд 13

4. Нам нужно помочь паучку Вопросику, загрустил паучок никто с ним не дружит. Давайте подарим для паучка улыбку и будем его друзьями. По координатам С4-Г3-З4-Ж3-О4-Ж2-З3-Г2-С4. Буква «Р»

Слайд 14

Р

Слайд 15

5. И последний кому нам надо помочь будет паучок Фантик. Фантик большой фантазёр. Пока он витал в облаках, забыл про записку дедушки Юка . Дедушка из волшебных паутинок попросил его сделать фигуру по следующим координатам, которые были в записке С4-Ф1-Б4-К1-О4-Ж1-З4-Г1-С4. Буква «О»

Слайд 16

Р

Слайд 18

- если вы думаете, что при игре с ребенком, ЭМОЦИИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ - дотроньтесь до кончика носа; - если вы уверены, что взрослые ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - топните ногой; - если вы думаете, что игра способствует ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА - кивните головой. - если вы считаете, что игра важна для РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - улыбнитесь. - если вам ПОНРАВИЛОСЬ? похлопайте в ладоши.

Слайд 19

Спасибо за внимание! Творческих , Вам, успехов!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Умелые пальчики".

В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...

Мастер-класс для родителей детей младшей группы «Умелые пальчики»

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Мастер–класс для педагогов «Умелые пальчики»

laquo;Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает х...