Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме: КВН «Академия логических задач».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Рогачева Татьяна Ивановна

 В  данном материале представлены занимательные задания для формирования у детей интереса к самостоятельному решению логических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akademiya_logicheskih_zadach.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме: КВН «Академия логических задач». 

Автор конспекта ООД: Рогачева Татьяна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6»

       Цель: развитие у детей интереса к самостоятельному решению логических задач.

      Задачи: 

- развивать умение решать логические задачи;

- закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;

- закреплять навыки детей в прямом и обратном счёте в пределах 10;

- формировать умение анализировать и делать выводы.

- развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать интерес к занятию математикой, стремление оказать помощь    тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.

       Интеграция образовательных областей: познание, социально-  коммуникативное развитие, физическое развитие.

      Работа над словарем: логические задачи.

      Методы:

  - конструктивный;        

  - информационно-рецептивный;

  - проблемное изложение;

  - частично-поисковый (эвристический);

  - исследовательский .

        Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

       Планируемые результаты:

- дети активны в деятельности; умеют подчиняться разным правилам;

- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;

- проявляют любознательность;

- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь.

          Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: ИКТ, презентация с изображением сказок, гонг, флажки- 9 шт.,  9 конвертов с заданиями, несколько пустых конвертов – по количеству детей, диск со стрелкой для имитации игры «Что? Где? Когда?», верёвка для физминутки.

         Демонстрационный материал:  ИКТ, презентация с изображением сказок.

          Раздаточный материал: плоскостные геометрические фигуры для игры «Собери узор», игры «Танграм», комплекты цифр (от о до 10) для игры «Гусеницы», счётные палочки, чистые листы бумаги в крупную клетку, простые карандаши (для подгруппы детей).

         Ход организованной образовательной деятельности.

Таблица «Технологическая карта ООД».

Виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационный

Звучит музыка из телепередачи "КВН".
     
Воспитатель: Здравствуйте!
     Друзья, сегодня вы пришли
     На наш веселый КВН
     Мы вам улыбку принесли
     Чтоб улыбались каждый день.

Дети входят под музыку в групповую комнату.

Позитивный эмоциональный настрой.
Дети инициативны, дружелюбно настроены по отношению друг к другу.

2

Мотивационный

Воспитатель: Сегодня, в клубе веселых и находчивых впервые в этом сезоне выступает команда «Эрудиты», во главе с капитаном Шапкиной Машей. Вся наша группа будет соревноваться с  телезрителями, которые прислали нам свои вопросы (демонстрирует конверты с вопросами).
- А у нас в гостях – мудрое и доброе жюри, которое будет внимательно следить за нашей игрой, подводить итоги.
- За каждый правильный ответ команда будет получать флажок.

Дети становятся вокруг  диска со стрелкой.

Дети дружелюбны, нацелены на победу.

Дружелюбное взаимоотношение детей и педагога и членов жюри.

3

Образовательный

Воспитатель: А теперь, я вам объясню правила игры. После того как я задам вопрос, у команды будет время обсудить его и прийти к правильному ответу.
После этого вам нужно будет ударить в гонг, который находится на ваших игровых столах. За правильно выполненное задание команда получает балл (флажок).

Дети слушают правила игры. 

Дети внимательны, сконцентрированы на игре..

Первое задание  «Разминка».
Открывается первый конверт. Задание:
- Вспомнить  сказки, в названии которых присутствуют числа: два, три и семь.
(После ответа детей, показ слайда  с иллюстрацией к данной сказке ).
- За верно выполненное задание команда получает флажок.

«Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три поросёнка», «Два мороза, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Проявляют инициативу и самостоятельность в рассуждениях.

Второе задание  «Собери узор».
 
Воспитатель: На листах бумаги вы должны будете собрать узор из геометрических фигур.
- В правом верхнем углу положите два больших треугольника разного цвета.
- В левом нижнем углу положите два больших круга одного цвета.
- В правом нижнем углу две геометрической фигуры разной формы и разного цвета.
- В верхнем левом два маленьких треугольника одного цвета.
- В середине – маленький круг.

Дети выполняют задание. 

Внимательны, развита ориентировка в пространстве. Имеют представление о геометрических фигурах.

  Воспитатель: Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
 Команда получает флажок.
 
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
 Команда получает флажок.
 
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
 Команда получает флажок.
 
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
 Команда получает флажок.

- Девять геометрических фигур 

Владеют навыками счёта в пределах 10.

Третье задание  «Танграм».
Задание из следующего письма.
-Уважаемые «Эрудиты»! Следующим заданием у вас будет игра «Танграм».
- Вам даны геометрические фигуры и образцы, по которым вы будете работать.
- Вы должны собрать из геометрических фигур, фигуру по образцу.

Собирают фигуры из геометрических фигур по образцу. 

Дети
сравнивают,
анализируют, называют геометрические фигуры.

Назовите фигуры, которые у вас получились.
За правильное выполнение задания команда получает флажок.

- Кот, собака, машина, ракета.

 

Четвертое задание «Блиц-турнир» Воспитатель: Давайте немного подготовимся к заданию.
- Вам предложены следующие вопросы:
- если стол выше стула, то стул…? (ниже)
- если река шире ручья, то ручей…? (уже)
- если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)
- если сестра младше брата, то брат…? (старше)
- Если в банке воды больше, чем в кружке, то в кружке…? (меньше)

-Ниже, уже, легче, старше, меньше.

Дружелюбное отношение. Могут выражать свои мысли и предположения
, опираясь на свои знания и умения.
Умеют работать в коллективе.

Умеют сравнивать предметы, устанавливают логические связи между предметами окружающего мира.

  Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
- Если нам известно что-либо об одном предмете, который связан с другим, то мы можем догадаться и о втором.
Обратите внимание – такие связи называются логическими.
-Повторите, как называются данные связи?(Логическими)
Можете ли вы, сами привести примеры каких-либо зависимостей? (Дети отвечают)

Дети отвечают, на заданные вопросы.

Дети учатся делать выводы, умозаключения; Идёт развитие логического мышления.

Далее,  по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):
- сколько хвостов у четырех котов?(четыре)
- сколько ног у воробья?(две)
- сколько ушей у пяти журавлей? (нет)
- сколько лап у двух ежат?(восемь)
- чего на поле больше ромашек или цветов?(ромашки это и есть цветы)
- кого в лесу больше медведей или зверей?
- снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?(утёнок)
- что в суп кладут, а не едят? (лавровый лист)
Если команда ответила на большинство вопросов правильно, то получает флажок.

- Четыре хвоста, две ноги, у журавлей нет ушей, восемь лап, вылупится утёнок, лавровый лист.

Дети внимательны, старательны.

Идёт накопление логико-математического опыта.

 

Пятое задание « Графический диктант».
  Воспитатель:  Следующее задание в конверте для капитана команды.
- А задание такое - графический диктант.
- Вы, уважаемые участники команды, можете попробовать выполнить это задание на своих листах бумаги в клетку.
- Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем: Две клеточки вверх, одна вправо, две вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо, три вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, две вниз, десять влево.
( Полученные изображения сравниваются, определяются ошибки и их причины.)
-Команда получает флажок за выполненное задание

Дети выполняют данное задание, сравнивают результат.

Дети внимательны, умеют ориентироваться на листе. Развита мелкая моторика пальцев рук.

 

Шестое задание.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?"
 
Воспитатель: Внимание, "Черный ящик".
- В ящике лежит фигура. Какая фигура в  Черном ящике вы увидите, если отгадаете загадку:
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
Вручение флажка.

Шар.

Развитие мыслительных операций. 

 

Физминутка: «Волшебники».
Воспитатель: Ребята, хотите стать волшебниками?(Да).
Сейчас мы с вами будем превращаться в геометрические фигуры .Будем превращать круг в овал, треугольник- в квадрат ,а прямоугольник- опять в круг.
Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными концами, берутся за неё обеими руками и по сигналу воспитателя образуют различные геометрические фигуры. При этом повторяются особенности геометрических форм: у овала и у круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата и прямоугольника- четыре угла и четыре стороны; у квадрата все стороны равны. А у прямоугольника -только противоположные стороны. При необходимости воспитатель помогает детям.

Выполняют команды воспитателя

Активны в деятельности. Развитие умения

логически мыслить.

Имеют представление о геометрических фигурах и их свойствах.

Дети подчиняются правилам.

 

 

Седьмое задание. 
Марафонцы вперед идут
Математику с собой ведут
Без неё никак нельзя!

Открываем конверт друзья!
В конверте гусеница с цифрами. Предлагается детям собрать двух гусениц. Одну из чисел от 0 до 10; другую от 10 до 0.

Дети выполняют задание. (выкладывание числового ряда в прямом и обратном порядке, в пределах 10)

Активны в деятельности, владеют навыками прямого и обратного счёта, в пределах 10. 

 

 

Восьмое задание. «Кто быстрее?»
- Из 7 палочек составить 3 равных квадрата.
- Победитель приносит команде флажок.
 Девятое задание.

Дети выполняют задание.

Развитие внимания, логических приёмов мышления..

 

 

- Следующее задание в конверте «Логические задачи». 
Отвечает каждый участник по очереди, если ответа нет, то отвечает следующий. Флажок вручается победителю, ответившему на большее количество вопросов. Он приносит флажок в команду.
1. На забор взлетел петух,
     Повстречал ещё там двух.
     Сколько стало петухов?
       (Три петуха)
2. Шесть веселых медвежат
     За малиной в лес спешат
     Но один из них устал,
     А теперь ответ найди:
     Сколько мишек впереди?
         (Шесть медвежат)
3. Четыре гусёнка и двое утят
     В озере плавают, громко кричат.
     А ну, посчитай поскорей -
     Сколько всего в воде малышей?
          (Шесть малышей)
4. Пять цветочков у Наташи,
     И ещё два дал ей Саша.
     Кто тут сможет посчитать,
     Сколько будет два и пять?
         (Семь цветов)
5. Четыре спелых груши
     На веточке качалось
     Две груши снял Павлуша,
     А сколько груш осталось?
         (Две груши осталось)
6. Внуку Шуре добрый дед
     Дал вчера семь штук конфет.
     Съел одну конфету внук.
     Сколько же осталось штук?
           ( Шесть конфет)

- Три петуха, шесть медвежат, шесть малышей, семь цветов, две груши, шесть конфет.

Дети внимательны, умеют логически мыслить, имеют навыки счёта в пределах 10.

4

                                                                                                                                        Рефлексивный

  Воспитатель: В:  Итак, ребята, давайте посчитаем и сравним ,на какое количество вопросов телезрителей мы ответили .( Дети считают открытые конверты – 9).
- А сколько флажков получила команда?  
(Дети считают и сравнивают количество конвертов с количеством флажков).

- Какой вывод мы можем сделать?

-Справились ли мы с заданием?

- Конвертов девять, флажков тоже девять.
(Дети считают  и
сравнивают количество конвертов с количеством флажков).

- Количество конвертов и

Дети внимательны, умеют сравнивать, делать выводы.

 

 

 

- Вам было интересно соревноваться с телезрителями?

флажков одинаковое

- Да

- Очень интересно!

5

Итоговый

Слово жюри.
-  Ребята, вы сегодня были большими молодцами! Вы очень умные, дружные, умеете работать в коллективе. Спасибо вам за старание!
- У меня к вам будет пожелание: если вы сами придумаете задание или задачу, то нарисуйте или запишите его и положите в конверт.(Каждому ребёнку раздаются конверты).
- Готовые задания в конвертах вы принесёте в группу и все вместе их выполните. Согласны? (Да).
- А ещё, для каждого из вас мы приготовили сюрприз- воздушные шары с пожеланиями.
(Дети награждаются воздушными шарами).
- До свидания, друзья! До новых встреч!

Дети слушают подведение итогов.
Вручение конвертов для творческих заданий, воздушных шаров. Благодарят членов жюри,
прощаются с гостями.

Дети умеют радоваться своим успехам и успехам других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки»(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы на тему «Прогулка в лес»

Задачи: Приобщать детей к здоровому образу жизни через:Формирование культурно - гигиенических навыков;Поддерживание духовной установки по отношению к окружающему миру.Закрепить знания предметов туалет...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе на тему "Царевна - лягушка"

Образовательная область: аппликация.Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, развитие речи.Цель: Закрепление технических навыков и приемов техники оригами.Развитие творческих способ...