Проект "В стране занимательной математики"
проект по математике (подготовительная группа)

Николенко Татьяна Олеговна

Проект " В стране занимательной математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад  № 57

Проект

«В стране занимательной математики»

по познавательному развитию детей .

                                                   

Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории :Николенко Т.О. Пронская Т.И.

Солнечногорск-7

2019г.

   


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости проекта.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Проект «В стране занимательной математики» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

Направленность проекта:

Проект «В стране занимательной математики» имеет познавательную направленность.

Место и роль Проекта в образовании детей:

Разработка проекта «В стране занимательной математики»  объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания  в  познавательном развитии дошкольников.            

Новизна 

Проект  «В стране занимательной математики»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание проекта представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность проекта:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же ,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Цель и задачи проекта.

Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи :

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

       

 Целевые ориентиры и способы

определения их результативности

Целевые ориентиры

    К концу обучения по проекту «В стране занимательной математики» у детей должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать  рисунок со схемой, с чертежом предмета;

–  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

–  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии  проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                              

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по познавательному развитию  детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

Формы подведения итогов

реализации Проекта:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический  КВН , математическая викторина, мини-олимпиада.

Учебно-тематический план подготовительной к  школе группы

Сроки

проведения

Кол-во часов

Тема занятий:

Задачи

1 неделя

1

1. Выложи сам

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

2. Коврик для куклы

1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать внимание, мышление.

1

3. Магазин ковров

1.Учить находить изображение по описанию.

2. Развивать внимание, мышление.

1

4. Архитектор

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2. Развивать внимание, мышление.

2 неделя

1

5. Что такое длина, ширина, высота

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

1

6. Волшебная палитра

1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

7. Угадай что спрятано

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

2. Развивать восприятие внимание.

1

8. Угадай, как нас зовут

1.Учить точно, выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове.

2. Развивать слуховое внимание.

3 неделя

1

9. Трудные виражи

1. Учить проводить непрерывную линию.

2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук.

1

10. Пляшущие человечки

1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

2. Развивать внимание.

1

11. Где ошибся Буратино?

1. Учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

1

12. Пары картинок

1. Учить устанавливать смысловые  связи между предметами.

2. Развивать внимание, воображение.

4 неделя

1

13. Запишем сказку

1.Учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

14. Водители

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать мышление, внимание.

1

15. Собери пирамиду

1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой.

2. Развивать образное представление, внимание.

1

16. Что значат знаки?

1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

2. Развивать мышление, образное представление.

5 неделя

1

17. Говорящие рисунки

1.Учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

18. Дома зверей

1.Учить соотносить предметы по размеру.

2. Развивать внимание, восприятие.

1

19. Бывает - не бывает

1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

20. Нарисуй и построй»

1Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому.

2. Развивать внимание, пространственное воображение.

6 неделя

1

21. Что плавает, что тонет?

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

1

22. Секреты

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать логическое мышление, воображение.

1

23. Четвертый лишний

1.Продолжать учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

24. Чудесные превращения

1.Учить в деталях, видеть целое и уметь дорисовывать их.

2. Развивать творческое мышление, воображение.

7 неделя

1

25. Волшебный лес

1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

26. Задом наперед

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

2. Развивать логическое  мышление, воображение.

1

27. Поезд

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

2. Развивать логическое мышление.

1

28.Изобретатель

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать  предметы двойного назначения.

2. Развивать воображение, творческое мышление.

8 неделя

1

29. Назови соседей

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

1

30. Угадай

1.Учить решать  задачи, определяя состав числа.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

31. Волшебник

1.Учить  определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук.

2. Развивать слуховое внимание.

1

32. Разноцветные цепочки»

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2. Развивать внимание,  логическое мышление.

9 неделя

1

33. Найди ошибки

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

1

34. Звезды в небе

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.

1

35. Разные дома

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.

2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление.

1

36. Перевертыши

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

Подготовительная к  школе группа.

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • кубики Никитина;
  • блоки Дьенеша;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • небольшие ножницы;
  • наборы цветной бумаги;
  • счетный материал;                                
  • наборы цифр;
  • конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну занимательной математики"

Для детей младшего школьного возраста....

Занятие "В стране занимательной математики"

Занятие "В стране занимательной математики"...

Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.

Игра - путешествие "В стране Занимательной Математики". Старшая - подготовительная группы. Задачи:- познакомить детей с днями недели, их названиями, последовательностью;- рассказать дет...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Занимательной математике»

Конспект открытого занятия по ФЭМП вподготовительной группе«Путешествие в страну Занимательной математике»...

Конспект занятия «Страна занимательной математики»

Тема :Страна занимательной математике.Программное содержание:1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10-ти в прямом  и обратном  направлении;Закрепить  умение на н...