Конспект непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Рыбакова Елена Владимировна
Конспект по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_alenki.docx148.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Конспект  непосредственно

                                                                    образовательной деятельности

                                                                     «Формирование  элементарных

математических представлений»

                                                             (ФЭМП) в старшей группе

                                                           подготовила воспитатель

              группы «Аленушка» Рыбакова Е.В.

Конспект занятия по (ФЭМП) в средней группе « Аленушка»

Программное содержание:

Цель: Закреплять умение считать до 10, обозначать результаты счета цифрами

1. Образовательные: Закреплять счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

 Закреплять представления о геометрических фигурах, пространственные отношения, умение ориентироваться на плоскости листа. 

2. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

3. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике и желание работать в коллективе, вызывать желание помочь герою.

Материал: игрушка Буратино, красивая коробка, геометрические фигуры; цифры от 1-10, листочки бумаги, карандаши, монеты, медали, 2 дорожки

( узкая и широкая), мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в сказку. И отправимся мы на волшебном сказочном ковре - самолете, садитесь удобно и закройте глазки.

Руки вверх я подниму, в сказку нас перенесу.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Посмотрите вот мы с вами и очутились в сказочной стране.

 А кто это у нас тут прячется. Ой, так это сказочный герой нас встречает, отгадайте загадку про него.

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

Буратино пришел к нам не с пустыми руками он принес нам подарки, но подарит их вам, если вы ему поможете. Мальвина, папа Карло и черепаха Тартилла задали ему задания, а сам он справиться не может. Поможем Буратино?

Воспитатель открывает конверт, с которым пришел Буратино и читает задание.

1 задание:

Папа Карло дал Буратино монеты на покупку азбуки, давайте поможем их сосчитать.

Воспитатель размещает монеты на фланелеграфе, под монетами выкладывает цифры (дети пересчитывают монеты в прямом порядке от 1-10).

А теперь давайте пересчитаем их в обратном порядке от 10 до 1.

Затем с детьми проводится дидактическая игра.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

Молодцы справились с заданием.

Физминутка:

Воспитатель: А теперь встаньте в кружок. Мы с вами оказались в театре Карабаса Барабаса. Идём  тихо, на цыпочках, чтобы нас не увидел страшный Карабас Барабас.

На нашем пути – высокие ступеньки, ноги надо поднимать выше.

Потолок всё ниже, надо нагнуться.

А тут и вовсе гуськом по кругу надо идти!

Ну, вот и выбрались мы с вами из театра. Встаем, оглядываемся не заметили нас с вами.

Воспитатель: Чтобы помочь Буратино выполнить 2 задание нам нужно сесть за столы. Но на пути у нас 2 дорожки:

(Какие они?)  узкая длинная и широкая короткая, нам с вами нужно дойти до столов по узкой длинной дорожке.

2 задание:

Мальвина подготовила карту секретную, на ней расположены фигуры.

Что же это за фигуры?

Посмотрите, какие они по цвету и назовите их.

Назовите,  как они расположены на карте?

(Дети рассказывают расположение геометрических фигур).

Например: в левом верхнем углу два зелёных квадрата, в центре жёлтый овал и т. д.

Ваша задача посмотреть, запомнить и разложить фигуры в том же порядке на листочках, которые лежат перед вами.

(Воспитатель на некоторое время, до 10 секунд показывает карту)

(Дети должны по памяти выложить то же самое на своих листах).

Все молодцы, с заданием справились, пора выполнить последнее 3 задание, которое подготовила для нас черепаха Тартилла.

3 задание:

Ребята, у вас на столах конверты. Откройте их. Что вы там нашли? Для того, чтобы найти предмет, который спрятан на листочке, нужно правильно соединить точки. (У каждого ребёнка лист бумаги, на котором проставлены точки). Какой предмет у вас получился? (ключ).

Ну что же все задания мы с вами выполнили, давайте теперь вернемся на коврик по широкой короткой дорожке.

Давайте вспомним, что мы сегодня  с вами делали?

Кому помогали? Какие задания мы выполнили?

Воспитатель раздает медальки, которые принес Буратино.

Воспитатель: наше путешествие окончено, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на коврик, закрывают глазки и возвращаются в детский сад).

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

http://borisova.3dn.ru/kartinki/geroiskasok/34.png

Тема: « На поиски золотого ключика»

Выполнила: Рыбакова Елена Владимировна

             

 ЗАДАЧИ

              ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

« Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений:

Раздел «Количество и счет»

            Содействовать развитию умения  считать до 10, обозначать результаты счета цифрами.

            Стимулировать  закреплять счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

            Создавать условия для упражненния в определении последующего и предыдущего числа к названному      

              Раздел «Форма»

              Создавать условия для закрепления представлений о геометрических фигурах

Раздел «Величина»

          Содействовать развитию умения в определении понятий: узкий широкий, длинный, короткий.

Раздел «Ориентировка в пространстве»

          Способствовать умению ориентироваться на плоскости листа.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Социально-коммуникативное развитие»

          Способствовать формированию  интереса к математике

          Содействовать  желанию работать в коллективе.

          Вызывать желание помочь герою.

          Развивать логическое мышление, внимание, память,

«Речевое развитие»

               Способствовать активизации словаря.

« Физическое развитие»

          Способствовать формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, выполнению основных движений.

           ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ:  групповая

            ФОРМА РАБОТЫ: интегрированная образовательная деятельность

             ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

             ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Буратино, красивая коробка, геометрические фигуры, листочки бумаги, карандаши, доска, конверты с заданием.

                    Демонстрационный материал: монеты, медали, 2 дорожки

( узкая и широкая), мяч, числовые карточки от 1 до10                

МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность): Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в сказку. И отправимся мы на волшебном сказочном ковре - самолете, садитесь удобно и закройте глазки.

Руки вверх я подниму, в сказку нас перенесу.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Посмотрите вот мы с вами и очутились в сказочной стране.

 А кто это у нас тут прячется. Ой, так это сказочный герой нас встречает, отгадайте загадку про него.

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

Буратино пришел к нам не с пустыми руками он принес нам подарки, но подарит их вам, если вы ему поможете. Мальвина, папа Карло и черепаха Тартилла задали ему задания, а сам он справиться не может. Поможем Буратино?

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап)

Содержание ОД

Деятельность детей

Образовательные задачи

1 задание:

Папа Карло дал Буратино монеты на покупку азбуки, давайте поможем их сосчитать.

Воспитатель размещает монеты на доске, под монетами выкладывает цифры.

А теперь давайте пересчитаем их в обратном порядке от 10 до 1.

Затем с детьми проводится дидактическая игра.

«Какое число рядом»

Физминутка:

Воспитатель: А теперь встаньте в кружок. Мы с вами оказались в театре Карабаса Барабаса. Идём  тихо, на цыпочках, чтобы нас не увидел страшный Карабас Барабас.

На нашем пути – высокие ступеньки, ноги надо поднимать выше.

Потолок всё ниже, надо нагнуться.

А тут и вовсе гуськом по кругу надо идти!

Ну, вот и выбрались мы с вами из театра. Встаем, оглядываемся не заметили нас с вами.

Воспитатель: Чтобы помочь Буратино выполнить 2 задание нам нужно сесть за столы. Но на пути у нас 2 дорожки:

(Какие они?)  узкая длинная и широкая короткая, мальчикам  нужно дойти до столов по узкой длинной дорожке, а девочкам – по короткой и широкой дорожке.

2 задание:

Мальвина подготовила карту секретную, на ней расположены фигуры.

Что же это за фигуры?

Посмотрите, какие они по цвету и назовите их.

Назовите,  как они расположены на карте?

Ваша задача посмотреть, запомнить и разложить фигуры в том же порядке на листочках, которые лежат перед вами.

(Воспитатель на некоторое время, до 10 секунд показывает карту)

Все молодцы, с заданием справились, пора выполнить последнее 3 задание, которое подготовила для нас черепаха Тартилла.

Ребята, у вас на столах конверты. Откройте их. Что вы там нашли? Для того, чтобы найти предмет, который спрятан на листочке, нужно правильно соединить точки с цифрами, начиная от 1 до 10.

Какой предмет у вас получился? (ключ).

Ну что же все задания мы с вами выполнили, давайте теперь вернемся на коврик по широкой короткой дорожке.

дети пересчитывают монеты в прямом порядке от 1-10).

Дети пересчитывают числовые карточки в обратном порядке.

Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

Дети выполняют движения.

Динамическая пауза

Дети проходят по дорожкам к столам.

(Дети рассказывают расположение геометрических фигур).

Например: в левом верхнем углу два зелёных квадрата, в центре жёлтый овал и т. д.

Дети должны по памяти выложить то же самое на своих листах).

У каждого ребёнка лист бумаги, на котором проставлены точки).

Дети выполняют задание, каждый на своем листочке.

Закреплять умение считать до 10, обозначать результаты счета цифрами

Закреплять счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

          Способствовать формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, выполнению основных движений

Упражнять в определении понятий: узкий широкий, длинный, короткий.

Закреплять представления о геометрических фигурах

Способствовать умению ориентироваться на плоскости листа

Закреплять умение считать до 10, обозначать результаты счета цифрами.

Развивать логическое мышление, внимание, память,

Упражнять в определении понятий: узкий, широкий, длинный, короткий.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Давайте вспомним, что мы сегодня  с вами делали?

Кому помогали? Какие задания мы выполнили?

Воспитатель раздает медальки, которые принес Буратино.

Воспитатель: наше путешествие окончено, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети рассказывают, какие задания они выполняли.

(Дети садятся на коврик, закрывают глазки и возвращаются в детский сад).

Развивать внимание, память

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

http://www.char.ru/books/8374435_Pled_Neposeda_Masha_i_Medved_applikaciya_160h130_sm.jpg

Тема: «На помощь к Маше»

Выполнила: Рыбакова Елена Владимировна

              ЗАДАЧИ

              ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

« Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений:

Раздел «Количество и счет»

               Способствовать знакомству  детей с тем, что результат сравнения можно выразить с помощью математических знаков «больше», «меньше», «равно».

                Содействовать развитию умения  различать значение этих знаков.

                Совершенствовать умение определять взаимообратные отношения между смежными числами.

               Содействовать развитию умения соотносить цифры с количеством предметов.

             

Раздел «Форма»

             Создавать условия для закрепления  геометрических фигур.

             Содействовать развитию умения составлять фигуры из счетных палочек.

Раздел «Величина»

             Создавать условия для закрепления   величины (маленький, большой).

Раздел «Ориентировка в пространстве»

            Содействовать развитию умения  детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Социально-коммуникативное развитие»

               Способствовать формированию  у детей интереса к математике, умению работать в коллективе.

«Речевое развитие»

               Способствовать активизации словаря.

«Физическое развитие»

              Совершенствовать умение выполнять основные движения.

              ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ:  групповая

               ФОРМА РАБОТЫ: интегрированная образовательная деятельность

               ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  Обучение счета до 10, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

               ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры, числовые карточки от1 до 5, доска

                  Демонстрационный материал: : плоскостные изображения( пирожки, грибы), знаки «больше», «меньше», «равенство», цифра «5», цифра «4», кукла Маша.

                  МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):

Ход занятия:

Дети сегодня к нам  пришел  очень интересный гость. Узнаем и увидим мы его, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Из какой сказки гость, ребята?

Ответы детей:

- Маша и Медведь

Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. Маша мне рассказала, что скучно ей стало в лесу, и она решила прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?

Детям предлагается пройти на свои места за столы.

                 

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап)

Содержание ОД

Деятельность детей

Образовательные задачи

1.Сегодня мы с вами познакомимся с новыми математическими знаками и познакомим Машу с ними.

А вы знаете, что это за знаки? Раньше видели их где-нибудь? А на что они похожи? (ответы детей). Ребята,  этими знаками пользуются для сравнения чисел.

- Ребята, Мишка передал для вас грибочки.

-Сколько их?

А Маша напекла для вас пирожки.

-Сколько их?

 Мы узнали, что в верхнем ряду 5 грибочков, а в нижнем ряду 4 пирожка, а какое число больше 5 или 4.

-На сколько больше?

 Для того, чтобы записать, что число 5 больше чем 4 мы возьмем вот этот знак «больше».

Посмотрите, раскрытый клюв всегда смотрит на большее число, а его острый угол – на меньшее число.

Он дружит с цифрами и стоит между ними.

Теперь давайте заменим пирожки и грибочки на цифры.

-Сколько грибочков – 5.

-А сколько пирожков - 4

Значит можно записать так: что число 5 больше, чем число 4.

У вас на столах лежат счетные палочки, с их помощью поставьте между своими цифрами нужный знак. Давайте повторим: ( число 5 больше  числа 4).

Ребята, а какое число меньше 4 или 5? Давайте поменяем цифры местами 4, 5 и поставим между ним знак «меньше». Правильно ли я сделала? А почему? А какой знак нужно поставить? Правильно нужно поставить знак так, чтобы его острый угол показывал на меньшее число. Положите между своими цифрами нужный знак.

Воспитатель сравнивает количество (грибов и пирожков) в двух рядах и предлагает детям посчитать, сколько в верхнем и сколько в нижнем ряду. Выкладывает на доске, а дети на столах нужные цифры 4 и 4.

В. Ребята, подумайте, а подходят ли эти знаки к цифрам 4 и 4. Воспитатель подставляет знаки «больше, меньше»

Ребята, оказывается, есть еще один знак (показывает знак «равенство») у него нет угла и он обозначает, что и с одной и с другой стороны числа равны. Давайте поставим его между нашими цифрами, вот теперь правильно число 4 равно числу 4

2. Ребята  перед вами лежат геометрические фигуры. Положите, пожалуйста слева 3 круга, а справа 2 квадрата, а теперь с помощью счетных палочек положите знак « больше», «меньше» или «равно» между кругами и квадратами.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну- ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

4.Маша очень любит играть со счетными палочками и составлять разные картинки,

 я предлагаю для нашей гостьи выложить два домика: маленький для Маши из 6 палочек и большой для Медведя из 8 палочек.

- Сколько палочек использовали для домика Маши? Из каких фигур состоят домики?

Какие красивые домики у вас получились.

Давайте с вами пройдем и присядем на коврик и поиграем еще в одну игу.

5. «Молчанка».

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько спинок у 3 свинок?

- Все верно, показали. Молодцы.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выкладывают перед собой числовые карточки и с помощью счетных палочек ставят правильный знак.

дети отвечают правильно или нет

Дети выкладывают перед собой фигуры и с помощью счетных палочек ставят правильный знак.

Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения.

Динамическая пауза

Дети выкладывают из счетных палочек домики.

Дети рассаживаются и с помощью числовых карточек показывают правильные ответы.

Способствовать знакомству  детей с тем, что результат сравнения можно выразить с помощью математических знаков «больше», «меньше», «равно».

               

Содействовать развитию умения  различать значение этих знаков.

               

Совершенствовать умение определять взаимообратные отношения между смежными числами.

Создавать условия для закрепления  геометрических фигур.

Содействовать развитию умения  различать значение этих знаков

Совершенствовать умение выполнять основные движения

Создавать условия для закрепления  геометрических фигур.

           

 Содействовать развитию умения составлять фигуры из счетных палочек.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление

Содействовать развитию умения соотносить цифры с количеством предметов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Чем мы сегодня занимались с вами? С каким знаками мы сегодня познакомились?

-Для чего нужны эти знаки? (для сравнения чисел)

-На какое число он показывает открытым клювом? (на большее)

-На какое число он показывает острым углом? (на меньшее)

Ответы детей

Способствовать активизации словаря.

Развитию мышления, памяти.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительная группа Непосредственная образовательная деятельность по математическим представлениям. Изменим конец сказки «Колобок».

Подготовительная группа Непосредственная образовательная деятельность по математическим представлениям. Изменим конец сказки «Колобок»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...

Непосредственно образовательная деятельность "Элементарные математические представления". Средняя группа.

Занятие по математике в средней группе. Цели: 1) Закрепить знания детей о временах года и времени суток; 2) Закрепить знания величин (широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, большой-маленький...

Методическая разработка по непрерывной образовательной деятельности элементарных математических представлений "Веселый счет"

Развитие математических способностей воспитанников.Задачи:1. Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке;2. Развивать слуховое внимание и координацию движений;3. Развивать логическое...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...

Путешествие в страну Математики. Конспект образовательной деятельности по математическим представлениям в подготовительной группе «Рябинка»

Путешествие в страну Математики  Конспект образовательной деятельности по математическим представлениям в подготовительной группе «Рябинка»...