Учебный материал
картотека по математике (старшая группа)

Иванникова Ольга Андреевна

Математические упражнений на величину

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichina_uprazhneniya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа.

  1. Спрячь шарик в ладошках

Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький, поднос.

Ход игры: Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.

2. Спрячь игрушки

Цель: Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование: Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие, коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры: Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом, он побуждает детей пробовать.

3. Опусти шарик в коробку

Цель: Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой»«маленький».

Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.

Ход игры: Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педагог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.

4. Помоги мишке и кукле

Цель: Та же.

Оборудование: Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п., разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда, коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.

Ход игры: Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз,но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое отверстие.

Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его.

Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает другого ребенка. Игра повторяется.

5. Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)

Цель: Та же, учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные, но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры: Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.

Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.

Подготовительная группа

1. Большой – маленький

Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники)2-х размеров: большие и маленькие.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Содержание игры: Учитель кладет на стол 2 круга. Около большого круга ученики кладут большие фигуры, а около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот кто не имеет фантов или имеет наименьшее количество.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек).

2. Матрешки.

Материал игры: матрешки.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Содержание игры: Матрешки учитель раскладывает на столе, вокруг которого сидят 4-5 детей.

Первый ученик берет самую большую матрешку и говорит «Это самая большая матрешка», следующий ученик берет матрешку поменьше и ставит рядом, приговаривая «Это матрешка поменьше» и т. д. Последний ученик ставит самую маленькую матрешку. Если ученик ошибется, то он пропускает ход и получает фант. По окончанию игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот у кого наименьшее количество фантов или и нет совсем. Он и вкладывает матрешку в матрешку.

3. Что в руке?

Материал игры: природный материал (шишки, камешки, желуди и т. д.)

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Содержание: Учитель вкладывает в руки ученика 2 однородных предмета, различных по величине,например 2 шишки: большую и маленькую. Ученик, не глядя, должен сказать в какой руке (правой или левой) большая шишка, а в какой маленькая. Затем ученик должен проверить правильно ли он сказал.

4. Круги.

Материал игры: круги большие и маленькие (радиусами соответственно 1 см и 2 см). общее количество кругов равно количеству учеников в классе, но больших кругов в два раза дольше, чем маленьких.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам, развитие пространственных представления учащихся.

Содержание игры: Учитель показывает детям 2 круга – большой и маленький. Ученики различают их по величине. После этого учитель раздает круги учащимся. Получая круг, ученик должен назвать, большой это круг или маленький. Затем учитель предлагает ученикам, которые получили большие круги, построится с лева от него, а остальным – перед ним. Теперь ученики должны выполнить задание. Взять в левую руку большие круги. Взять в правую руку маленькие круги. Круги. Поднять круги в верх. Опустить круги в низ. Положить большие круги в большую коробку. Положить маленькие круги в маленькую коробку.

5. Лото.

Материал игры:

1)Карточки (8см x 4см, которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

2)Трафареты предметов или геометрических фигур. Равные по величине нарисованным на карточках.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Развитие внимания, наблюдательности, совершенствование зрительных восприятий, моторики. Научить дифференцировать предметы по величине,сопоставлять, сравнивать.

Содержание игры. Каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал в раздел "Детский сад".

Данный методический материал   будет интересен воспитателям  и специалистам  дошкольного образовательного учреждения....

Учебный материал в разделе "Начальное образование"

Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....

План-график распределения учебного материала

План-график учебного материала  с первого по четвертый квартал для второй младшей. средней и старшей групп...

Учебный материал по хатха-йоге

Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....

Учебный материал

Учебный материал...

распределения учебного материала по плаванию в доу

распределения учебного материала по плаванию в доу...

Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"

Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...