"Шахматное королевство"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Огорельцева Татьяна Николаевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_shahmatah.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«Шахматное королевство» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель НОД:Учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.

Задачи:

Образовательные:

-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

-Учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

-Учить читать простейшую графическую информацию обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево. Снизу вверх, сверху вниз;

-Устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

-Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками.

-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

-воспитывать отзывчивость,

- устойчивое внимание.

Технические средства:проектор, ноутбук, интерактивнаядоска, музыкальный центр.

Оборудование: ИКТ – мультимедийная презентация в SMARTNotebook,разные виды шахмат.

Ход НОД:

Организационный момент:

Посмотрите - ка вокруг слева друг и с права друг.

Смело за руки возьмёмся.

Встанем в круг и улыбнемся!

Воспитатель:Посмотрите внимательно вокруг, в каком мы королевстве находимся?

ДетиШахматном.

Воспитатель: Ребята, а здесь ворота, и они закрыты. Посмотрите на экран и скажите, что здесь необычного?

Дети: Цифры расположены на шахматном поле, они стоят не по порядку.

Воспитатель:Для того чтобы отправится дальше мы должны помочь цифрам они перепутались.

ВоспитательПоможем?

Дети: Да

Воспитатель:Сережа показывает, а мы хором считаем от1 до 20. А теперь Ева показывает, а мы считаем в обратном порядке.

Дети: дети считают.

Воспитатель:Как вы считаете, можно ли выполнять математические задания с помощью шахмат.

Ответы детей:

Воспитатель: А хотите попробовать?

Ответы детей:

Воспитатель:Игра в шахматы предполагает игру в паре. Поэтому нам нужно разбиться на пары. Один из вас будет работать с белыми фигурами, а другой с черными. Пары будут работать с разными видами шахмат.

1. Пара проходит к интерактивной доске.

2. Пара проходит к настенным шахматам.

3. Пара проходит к напольным шахматам.

4. Пара проходит к настольным деревянным шахматам

5. Пара проходит к настольным магнитным шахматам

Дети: делятся на пары, проходят парами к шахматам

Воспитатель: 1.Задание: Правильно расставьте шахматные фигуры на шахматной доске.

Дети выставляют шахматные фигуры на шахматной доске.

Воспитатель: Проверьте друг друга.

Дети: расставляют фигуры.

Воспитатель: Перед вами королевство белых и черных фигур. Внимательно посмотрите на свое королевство шахматных фигур.

1. Сколько всего фигур в белом, сколько в черном королевстве? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель: Если их сравнить по количеству, что можно сказать их по сколько?

Ответы детей

Воспитатель: В шахматном королевстве пешки- это солдаты. Сколько их? Посчитайте. Ответ покажите на математическом веере.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель: А король и его свита- главные жители королевства. Сколько их? Посчитайте. покажите ответ.

Дети: показывают ответ на математических верах.

Воспитатель:Пешек по отношению к главным жителям королевства: больше, меньше или поровну?

Ответы детей

Воспитатель:А сейчас будем работать с главными жителями королевства. Уберите с поля пешки.

Каких фигур меньше всего? Назовите их.

Детикороль и ферзь

Воспитатель:По сколько их? - по одному или много?

Дети: поровну

Воспитатель:Каких фигур больше? Поскольку их?

Дети: по 2

Воспитатель:Или по-другому…

Дети: поровну

Воспитатель:Молодцы! Пожалуйста уберите фигуры с доски

Дети: убирают фигуры с доски.

Воспитатель:Как вы думаете, а задачи можно решать с помощью шахматных фигур?

Ответы детей

Воспитатель: Внимание! Кто работает с белыми фигурами, поднимите руку. Вы выставляете шахматные фигуры на доске.

А кто с черными фигурами, работают с цифрами! Решение задачи выкладывает с помощью цифр на столе.

1. На поле выпустили всех шахматных животных

Сколько фигур вы поставили на поле.

Ответы детей

Воспитатель: Какие это фигуры?

Ответы детей

Воспитатель: К шахматным животным приставили охрану 2 пешки.

Сколько фигур на поле?

Ответы детей

Воспитатель:Ребята уберите шахматные фигуры с шахматной доски.

Дети: убирают фигуры с доски.

Воспитатель:Слушайте следующую задачу, она посложнее.

На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек (охрана) и 2 коня.

Сколько всего фигур на поле?

Ответы детей

Воспитатель:Прогулка была пешая и коней отправили домой.

Сколько фигур осталось на поле?

Ответы детей

Воспитатель:Молодцы! Все фигуры убирайте с доски.

Дети: убирают фигуры с доски.

Физминутка

Воспитатель:Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Ведь шахматы – это вид спорта. Давайте вместе с ними сделаем шахматную разминку:

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем на поле прямо….

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь шагают кони,

И кивают головой слоны

Замедляй фигуры шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь проходим дружно:

Нам еще работать нужно!

После физминутки дети расходятся по центрам.

Воспитатель:Следующее заданиевы будите выполнять вдвоем оно называется «Шахматный почтальон»

Шахматному почтальону необходимо доставить письма (фигуры) по адресам. У вас на столах конверты. Открывайте конверты, адреса написаны на карточке Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там поставьте фигуру.

Черная пешка А-8

Черный ферзь В-8

Белая ладья Е-8

Черный король Н-8

Белый король Е -5

Белая пешка Н-4

Черный слон А-1

Белый слон Д -1

Белый ферзь Н -1

Дети: расставляют фигуры

Воспитатель:Внимательно смотрите на поле. Я буду задавать вопросы, один отвечает. Если у вас также, хлопаем в ладоши.

Какая фигура находится в правом верхнем углу.

В нижнем левом углу

В центре

Какая фигура находится между черным ферзем и черным королем

Какая фигура стоит справа от белого слона.

А слева.

Какая фигура находится над королем

Рефлексия

Воспитатель:Какие вы молодцы, справились со всеми математическими заданиями, а помогли нам шахматы.

Выходите ко мне Я начну, а вы продолжите мое предложение

Я узнал…

Я научился…

Мне было ….

- Удалось ли нам выполнить математические задания с помощью шахмат?

- Что помогло вам в достижение успеха? Молодцы! Мы выяснили, что математические задания можно выполнить с помощью шахмат.

Воспитатель:Пройдите к настенным шахматам встаньте в полукруг.

Для вас приготовила шахматные фигуры: вы будите выставлять их на поле.

1. Если было интересно и легко выполнять задания. - Ладья

2. Если было интересно, но возникали небольшие трудности. - Коня

3. Если было трудно и непонятно. -Пешку

Воспитатель:Я выставляю ладью, потому что мне было с вами очень интересно и легко.

Спасибо большое за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?  Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

Приключение в шахматном королевстве

Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....