Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
консультация по математике (старшая группа)

Матвеева Надежда Владимировна

Консультация для родителей. Приведены упражнения, с помощью которых можно с детьми дома развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

 Что такое логическое мышление и зачем оно нам необходимо?

 Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек пользуется чёткими и конкретными понятиями. Данный вид мышления позволяет человеку рассуждать, применять имеющиеся знания на практике, анализировать их. Ребёнку логическое мышление позволяет успешно решать поставленные перед ним задачи.

Логическое мышление начинает своё активное формирование как раз в старшем дошкольном возрасте. И именно в этот период необходимо стимулировать его развитие. И делать это необходимо не только нам, педагогам, в детском саду. Также и родители должны дома заниматься с ребенком.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Кроме того, логическое мышление развивает не только умственные способности, но и творческие, формирует познавательный интерес, развивает речь и познавательные мыслительные процессы: память, внимание, воображение.

 Ребёнок, овладевший навыками логического мышления, способен решать задачи, требующие умственных усилий, умеет выделять главное в задачах, умеет рассуждать.

В ДОУ логическое мышление развивается на занятиях по ФЭМП, в самостоятельной и игровой деятельности детей, при чтении и обсуждении с детьми художественной литературы, рассматривании различных иллюстраций. Примеры упражнений и игр, развивающих логическое мышление, используемых в ДОУ на занятиях с детьми: найти недостающую фигуру, найти лишнюю фигуру, классифицировать предметы по какому-либо признаку, найти связи между предметами, различные загадки, математические задачи, игры-головоломки, пазлы, игры на сравнение предметов (один-много, больший-меньший) и т. д.

 У детского сада и семьи единая цель – всесторонне и грамотно подготовить ребёнка к школе. Поэтому родителям необходимо подключиться к этому и заниматься с ребёнком дома, развивая его логическое мышление.

Задание №1 «Занимательная математика»

Задача 1. Если 3 морковки варятся 20 минут, то сколько минут будут вариться 5 морковок? (20 минут)

Задача 2. У трёх братьев мышат по одной маме. Сколько у них мам? (одна)

Задача 3. На столе лежали 2 апельсина. Каждый апельсин девочка разрезала пополам. Сколько апельсин лежит теперь на столе? (два)

Задача 4. Сколько глаз у трёх котят? (шесть)

Задача 5. Сколько ног у двух щенят? (восемь)

Задача 6. У зайца были 4 морковки. Две морковки он с краю надкусил. Сколько морковок осталось у зайца? (четыре)

Задание №2. «Математические задачи»

Задача 1. К белочке на день рождения пришли гости. Сначала пришли две лисички-сестрички и взяли каждая по конфетке. Затем прискакал зайчик и съел ещё 1 конфетку. Потом пришли 3 медвежонка и также съели каждый по конфетке. И сама белочка-именинница съела конфетку.

- Сколько всего было съедено конфет? (7)

- А сколько всего было гостей на дне рождения у белочки? (6)

Задача 2. Медведица угощала всех зверей в лесу вкусным вареньем. Первой прибежала к ней мышка с наперстком. За ней пришла красавица-лисичка с кувшином. Следом за лисичкой прибежал зайчик со стаканчиком. И последним пришёл кабанчик с тазиком. И каждый налил себе вкусного варенья.

- Каким по счёту прибежал зайчик? (третьим)

- А кто прибежал первым? (мышка)

- У кого посуда оказалась самая большая? (у кабанчика)

- А у кого посуда оказалась самая маленькая? (у мышки)

- Сколько всего зверей прибежали за вареньем? (четыре)

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания другого типа.

Задание №3 «Фигуры и формы»

     Отгадайте загадку.

«Я геометрическая фигура. У меня есть 3 угла, 3 вершины, а также 3 стороны. Как я называюсь?» (треугольник)

А теперь скажите мне, что в окружающем нас пространстве бывает треугольной формы? (Крыша, морковка, пирамидка, линейка, шляпа и т.д.).

Таких предметов не так уж и много. Согласитесь, что в окружающем нас пространстве гораздо легче найти предметы квадратные и круглые?

А назовите мне квадратные предметы? (Телевизор, стол, дом, кубик, подушка, шкаф и т.д.).

А теперь назовите круглые? (Яблоко, солнце, часы, арбуз, апельсин, мяч, шарик и т. д.).

Задание №4 «Лишняя фигура»

     Посмотрите на иллюстрацию на иллюстрацию и ответьте мне, какая фигура здесь лишняя? (На картинке изображены: маленький круг, большой круг, маленький овал, большой овал и прямоугольник).

Правильный ответ – прямоугольник, потому что у него есть углы, а у остальных фигур углов нет.

Задание №5 «Классификация геометрических фигур»

 Перед вами лежат подносы с пластмассовыми геометрическими фигурами (большие и маленькие треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и овалы). Все фигуры одного цвета, но разной формы. Вам необходимо разделить их на две группы.

По какому признаку вы их разделили? (1 группа – треугольники, квадраты, прямоугольники; 2 группа – круги и овалы. Все фигуры разделены на те, которые имеют углы, и те, которые не имеют углов).

Подобные упражнения очень хорошо развивают логическое мышление детей. Похожие упражнения можно придумать и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...