Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему «Из сказки в сказку»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тарасова Наталья Видсоновна

Когда занятия проходит в игровой форме, детям вдвойне интересней узнавать что то новое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию

(формированию элементарных математических представлений)

на тему «Из сказки в сказку»

с детьми старшего возраста

 

 

 

 

                                     

Воспитатель Тарасова Н.В

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение составлять арифметические задачи, формулировать действие сложения, записывать его  с помощью цифр и знаков +; =;
  2. Упражнять  в сравнении смежных чисел; в воспроизведении последовательности чисел натурального ряда, обозначенных цифрами;
  3. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
  4. Закрепить состав чисел из двух меньших чисел;
  5. Совершенствовать умение обобщать геометрические фигуры по трём признакам (цвету, форме, величине) с их присутствием (или отсутствием);
  6. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, называть части листа.

Развивающие:  развивать внимание,  логическое мышление, мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация);

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, коллективные взаимоотношения.

Мультимедийные средства: интерактивная доска, ноутбук.

Демонстрационный материал: слайды с персонажами сказок «Мешок яблок», «Белоснежка и семь гномов», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Буратино», «Золушка», «Три поросенка»; слайд с изображением 7 гномов в шапочках зеленого и желтого цвета; разноцветные воздушные шары, конверты с загадками о сказочных героях; слайды с задачами - иллюстрациями (белка и яблоки, белка и орехи); цветы с цифрами.

 Раздаточный материал: блоки Дьенеша, коды Семадени, карточки с цифрами, листы бумаги в клетку, цветные карандаши.

Ход ОД  (занятия)

1.Вводная часть

Вносятся  разноцветные воздушные шары.

 Сколько  шаров?  Воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок.

 2.  Основная часть

1.  Упражнение «Составим и решим задачи для  Зайчика»

В желтом воздушном шаре конверт с загадкой:

«В какой сказке заяц собрал яблоки и угостил всех  зверей, остался сам без  яблок, которые хотел отнести своим зайчатам. Звери в ответ на его щедрость не оставили  в беде и угостили его зайчат  кто чем смог?» («Мешок  яблок») - показ иллюстрации.  Составьте по картинке арифметическую  задачу (на слайде).

«Заяц дал  белочке   6 красных яблок, потом еще  1 зеленое. Сколько  яблок стало у белочки?

Сколько частей в задаче? Повторите условие (вопрос) задачи.

Что известно в задаче? Что нужно узнать в задаче?  Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы решить задачу? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько яблок  у белки? (нужно к шести прибавить один, равняется числу 7)

Запишите решение задачи: 6 + 1 = 7 (один ребенок выкладывает на доске карточками, остальные дети на столах).

Прочтите запись задачи (шесть плюс один равно семь).

Давайте составим еще одну задачу по картинке. «Белочка  принесла зайчатам 7 маленьких  орешков, потом принесла ещё 1 большой орех.  Сколько всего орешков  принесла белка?

 Сколько частей в задаче? Повторите условие (вопрос) задачи.

Что известно в задаче? Что нужно узнать в задаче?  Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы решить задачу? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько орешков принесла  белка? (нужно к семи прибавить один, равняется числу 8)

Запишите решение задачи: 7 + 1 = 8 (один ребенок выкладывает на доске карточками, остальные дети на столах).

Прочтите запись задачи (семь плюс один равно восемь).

Продолжаем путешествие по Стране Сказок.

2. Упражнение «Поможем Белоснежке составить число»

 Зеленый воздушный шар, открывается конверт с отрывком из сказки «Белоснежка и семь гномом»,  детям предлагается отгадать название сказки.

На фланелеграфе картинки с изображением 7 гномов в шапочках зеленого цвета.

 Сколько всего гномов? Какого цвета у них шапочки?

 Белоснежка хочет поиграть с гномами (детям предлагается закрыть глаза, у одного гнома шапочка меняется на желтый цвет).  

Сколько всего гномов? Сколько гномов в шапочках зеленого  цвета? Сколько гномов в шапочках желтого  цвета? Из  каких чисел составили  число 7? (число 7 составили из чисел 6 и 1). Запишите состав числа 7 числовым примером.

Таким же образом рассматриваются остальные варианты состава числа 7  из двух меньших (5 и 2,4 и 3,3 и 4,2 и 5,1и 6). Запишите все способы состава числа 7 числовыми примерами.

3.Упражнение «Поможем Чебурашке сравнить числа» (работа с раздаточным материалом)

 Синий воздушный шар,   конверт с загадкой  и заданием.   

«Их приглашают с другом Геной на день рожденье непременно,

И любит каждую букашку забавный, добрый ….. Чебурашка».

 Из какой сказки этот герой? («Крокодил Гена»)

На слайде появляется Чебурашка.

 Чебурашка с Геной любят играть с карточками и вам предлагают.

 Найдите пропущенное число, обозначьте его цифрой.

 Какую цифру положили между цифрами 4 и 6 (5 и 7)? Почему? (число5 больше, чем 4, но меньше, чем число 6 и т.д.).

Какое число обозначает цифра 6 (7, 8)? Покажите цифру, обозначающую число больше (меньше) на один? Покажите цифру, обозначающую предыдущее (последующее, соседей)  числа 6 (7, 8).

4. Упражнение «Поможем Золушке посадить цветы»

Красный  воздушный  шар -   конверт  с  загадкой и заданием.

«Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу»
(Золушка)

Золушке мачеха дала задание посадить цветы. Сколько всего цветов надо посадить? Мачеха  все  цветы  перепутала, чтобы Золушке труднее было выполнять поручение. Нужно помочь Золушке разложить цветы с цифрами по порядку от числа 1 до 10. Назовите числа в прямом порядке, в обратном порядке.

 Теперь волшебные цветы  помогут Золушке стать прекрасной принцессой.

Угадайте, в какой следующей сказке мы окажемся?

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

5. Слуховой диктант «Поможем Буратино» (работа с раздаточным материалом)

  Оранжевый воздушный шар, в конверте  загадка и задание:

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спроса.

Даже дырку на картине

Носом сделал …(Буратино)

Буратино занимается с Мальвиной математикой и сейчас пытается выполнить ее задание. Давайте поможем Буратино. Нужно нарисовать геометрические фигуры в той части листа,  которую назовет Мальвина: в центре нарисуйте оранжевый овал; в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник; в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;  в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник; в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг. Расскажите какая фигура находится в каждой части листа.

Попрощаемся с Буратино и отправимся в последнюю сказку

6.Игровое упражнение «Построим домики для поросят» (работа с раздаточным материалом)

 Голубой воздушный шар, конверт  с загадкой и заданием.

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.

Трое их – до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? («Три поросенка»)

 Сколько поросят? Посчитайте их по порядку слева направо. На каком по счёту месте стоит Ниф-ниф (Нуф-нуф, Наф-наф)?  Три поросенка строили в сказке себе дом, но у  двух  поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить из геометрических фигур  прочные домики.    Поросята собираются строить домики, им нужно помочь подобрать строительный материал. Ниф-нифу нужны кирпичики: некрасные, квадратные, небольшие;  Нуф-нуфу- красные, нетреугольные, маленькие; Наф-нафу – нежёлтые, прямоугольные, нетонкие. Дети раскладывают «блоки» Дьенеша в обручи. Какие вы фигуры положили Ниф-нифу (Нуф-нуфу, Наф-нафу)? Почему?

Поросята Вас благодарят за помощь.

3.Заключительная часть

 Вам понравилось путешествие по Стране Сказок?

 В каких сказках мы побывали?

Кому и как мы помогли? Какие задания  были самыми трудными?

Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, Вы убедились, что математика – очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему «Поможем Маше сходить в магазин» с детьми средней группы

Конспект ОД (занятия) по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему «Поможем Маше сходить в магазин» с детьми средней группы...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему "Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста Цель:...