Методическая разработка «Математические игры для детей 4–5 лет»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Мишина Людмила Петровна

Дети  проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным.

Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности : сюрпризности, поиска, отгадывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Математические игры для детей 4–5 лет»

    Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету.

Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра.

Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой. Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы

Как показывает педагогическая практикавоспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным.

Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности : сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной.

Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

• заинтересовать ребёнка математическим материалом;

• углубить его математические представления;

• закрепить усвоенные знания, умения и навыки;

• учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

• совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;

• формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;

• развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации — в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.

Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез.

Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота.

Так путём исследования постигается понятие высоты.

Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.

Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них — отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти — согласно программы для средней группы).

Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного

Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий.

Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка, принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше).

На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.

Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.

Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.

Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:

• игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз»«Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);

• игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур»«Теремок»«Чудесный мешочек»«Монгольская игра»«Составь из треугольников» и др.);

• пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);

• игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева, расположении предметов в пространстве («Березка»«Лабиринты»«Аквариум» и др.);

• пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия»«Весёлые мышата»«Тени сказочных героев» и др.).

Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.

«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире.

Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик.

Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.

Подвижные игры.

Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик».

Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник.

Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).

Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру

Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся»Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)

Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг, а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.

«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников)Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате.

Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.

Логические игры.

Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.

«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.

Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию

Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:

1. Если два больше одного, то один… (меньше двух).

2. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).

3. Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).

4. Если правая рука справа, то левая … (слева).

5. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).

«Догадайся, что я вижу»Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

Методическая разработка "Математические игры"

В методической разработке предствавлены дидактические игры для развития математических представлений с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка "Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих...

Методическая разработка "Математическая игра с использованием смарт-доски по сказки Три медведя"

Данная игра позволит познакомить детей со значением большой маленький....

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста: Математический турнир «Знатоки математических наук»

Данная методическая разработка направлена выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.Основная идея: формирован...

Методическая разработка "Математические игры в жизни дошкольника"

Математические игры для развития дошкольника...