Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста: Математический турнир «Знатоки математических наук»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Калашникова Ольга Николаевна

Данная методическая разработка направлена выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.

Основная идея: формирование о математических представлениях будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igra.docx955.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Методическая разработка дидактической игры для детей

старшего дошкольного возраста:

Математический турнир

«Знатоки математических наук»

Авторы:

Калашникова Ольга Николаевна

Сарызина Оксана Юрьевна

г. Самара, 2021 г.

Введение

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль

Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.

В соответствии с программой «От рождения до школы» дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически. По мнению Т.И. Ерофеевой причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать возможности использования дидактических игр в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.
  • формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
  • развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности.
  • накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с математическими представлениями.
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

Основная идея: формирование о математических представлениях будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

  1. Дидактическая игра и её значение

Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Продолжая работу Д. Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы.

А.А. Столяр отмечает, что игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театрализованные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Место игры в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр. Б.П. Никитин отмечает, что обучающие игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, различают их. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на занятиях математики в детском саду.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр заключается в следующем:

- В дидактических играх уточняются, закрепляются и расширяются представления об окружающем.

В дидактических играх дети получают и новые знания, преимущественно о свойствах предметов: правильное название цвета, геометрической формы, пространственных отношений.

- В каждой дидактической игре развиваются мышление и речь; формируется умственная деятельность: выполнение игровой задачи требует от ребенка сосредоточенности, умения управлять своим вниманием, восприятиями, рассуждать, сравнивать, делать некоторые обобщения, выводы; во всякой дидактической игре от детей требуется словесное выражение своих мыслей. Все это делает эту игру важным средством подготовки ребенка к школьному обучению.

- Дидактические игры служат средством нравственного воспитания.

Таким образом, многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов.

Целесообразность дидактических игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.

  1.  Значение дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания; знакомство с социальным миром; развитие элементарных математических представлений. Математика входит в образовательную область познавательное развитие.

Целью направления познавательного развития является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи по ФГОС ДО: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование первичных представлений о планете.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте по Программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО дается следующее предметное содержание развития представлений о геометрических фигурах:

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые и т.д.

В нашей группе для закрепления представлений о геометрических фигурах, сенсорного восприятия и развития мелкой моторики была выбрана дидактическая игра математический турнир «Знатоки математических наук»

(Приложение 1).

Методическая ценность

Содержание дидактической представляет собой одно из направлений образования в области «Познавательное развитие»-формирование элементарных математических представлений, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет развитие математических представлений. Столь необходимых для познания окружающего мира. Познавая мир, ребенок выполняет различные действия, в результате которых исследует, сравнивает. Устанавливает соответствие, считает, измеряет, группирует, запоминает, рассуждает и объясняет свои действия. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Наглядность, сознательность, активность, доступность и мера, научность и учет возрастных и индивидуальных способностей детей, систематичности последовательность, прочность усвоения значений, связь теории с практикой, вариативный подход, вот содержательная полнота, актуальная для развития ребенка.

Данная дидактическая игра позволяет дошкольникам узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой для развития интегративных качеств: любознательность, активность; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Дидактическая игра имеет яркое оформление в виде сменных карточек с изображением цифр от 1 до 9, геометрических фигур и различных предметов, так же используются пластиковый шары с наклеенными на вершине цифрами, фигурами и предметами. Для выполнение заданий игровое поле разделено на квадраты с помощью пластиковых трубочек. Игра ориентирована на детей 5-6 лет. В процессе игры предусматривается совместная деятельность ребенка со взрослым (педагогом, родителями), самостоятельная деятельность детей, а так же использование игры в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Цель дидактической игры: создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей.

Эта игра отвечает поставленным задачам:  

- закреплять знания детей о прямом и обратном счете в пределах;

- закрепить «соседей» числа;

- тренировать в распознавании основных геометрических фигур;

-развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать усидчивость, целеустремленность, совершенствовать коммуникативные качества, умение до водить начатое дело до конца.

Заключение

В нашей работе изучались вопросы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета возможно при использовании дидактических игр с математическим содержанием.

Предложенная нами дидактическая игра позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам.

По результатам нашей работы дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения дидактические игры, направленные на:

- узнавание и называние геометрических фигур.

- нахождение предметов различной формы.

- понимание значения слова "эталон".

Список использованной литературы

1. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Дошкольное воспитание. - 1992. -№7.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007.

3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.,2002

5. Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Изд. Просв.: 1991.

6.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,1991.

7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

8.  От рождения до школы [Текст]: программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014.

9. Перова М.Н Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).

11. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.,1988.

12.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1985.

13. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2000.

14.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2004.

Приложение 1

Методическая разработка дидактической игры математический турнир

«Знатоки математических наук»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель дидактической игры: создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей.

Задачи дидактической игры:

- закреплять знания детей о прямом и обратном счете в пределах;

- закрепить «соседей» числа;

- тренировать в распознавании основных геометрических фигур;

-развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать усидчивость, целеустремленность, совершенствовать коммуникативные качества, умение до водить начатое дело до конца.

Игровая задача: У вас есть возможность продемонстрировать свои знания, умения навыки по математике. За правильные и быстро выполненные задания игроки будут получать карточки. По итогам турнира получает статуэтку мудрого слона.

Материал: Игровое поле, игровые конверты и карточки (Приложение 2)

Правила игры:

Выполнять действия в соответствии с игровой задачей.

  1. Ведущий предлагает игрокам взять конверт красного цвета и произвольном порядке выложить ряд карточки на игровом поле. Затем ведущий показывает из своего набора красного цвета карточку с геометрической фигурой (цифрой). Игроки находят ее на игровом поле и накрывают эту фигуру или цифру «бочонком». Победителем считается тот, кто первым закрыл «бочонками» ряд.
  2. Ведущий из своего набора желтого цвета показывает карточку с любой цифрой от 1 до 9. На игровом поле игрок из своего набора желтого цвета выкладывает эту цифру и подбирает к ней числа «соседей». Победителем считается тот, кто первым справился с заданием.
  3. Ведущий предлагает игрокам, по сигналу, из зеленого набора, разложить на игровом поле карточки от 1 до 9. Затем по сигналу, разложить их в обратной последовательности (9,8,7,6,5,4,3,2,1). Победителем считается тот, кто правильно и быстро справился с заданием.
  4. Ведущий предлагает игрокам из синего набора, на игровом поле правильно расположить карточки с героями сказки. Победителем считается тот, кто правильно и быстро справился с заданием.

Ход игры:

Каждый игрок получает свое игровое поле, набор конвертов разного цвета с карточками (с цифрами /геометрическими фигурами, персонажами сказка «Репка»), набор бочонков с цифрами /геометрическими фигурами. У ведущего свой набор карточек, определенного цвета.

Ведущий задает игрокам задание. Игрок, выполнивший первым задание, поднимает руку вверх и получает карточку. В каждом этапе турнира определяется победитель. Игрок, не выполнивший задание, не получает карточку. Игрок, набравший наибольшее количество карточек, становится победителем. Если игроки набирают одинаковое количество карточек, то проводиться дополнительный тур (на усмотрение ведущего), по которому определяется победитель.

Игровые действия: дети раскладывают карточки, отвечают на вопросы, поднимают руку при правильном ответе.

Тур № 1 «Красный»

Каждый игрок получает пустое игровое поле и набор красного цвета с карточками. Ведущий предлагает игрокам в произвольном порядке выложить 5 карточек в ряд до начала игры (менять карточки в ряду нельзя). Затем, ведущий показывает любую цифру от 1 до 9 /геометрическую фигуру из своего набора. Дети находят «бочонок» с данной цифрой/геометрической фигурой и ставят на игровое поле.

Тур 2 «Желтый»

Ведущий из своего набора желтого цвета показывает карточку от 1до 9. Детям предлагается достать из синего конверта набор цифровых карточек и выложить на игровом поле соседние цифры.

Тур 3 «Зеленый»

По сигналу ведущего игроки берут карточки из зеленого конверта и раскладывают их в порядке убывания и возрастания. Игрок, выполнивший задание первым, получает карточку. Детям предлагается на игровом поле выложить карточки с цифрами от 1 до 9 и от 9 до 1.

Тур 4 «Синий»

Ведущий предлагает игрокам достать из синего конверта карточки и в правильном порядке расставить героев сказки «Репка».

Игрок, набравший наибольшее количество карточек, считается победителем и получает статуэтку мудрого слона.

Возраст: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)

Приложение 2

C:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0880.jpg  C:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0879.jpgC:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0878.jpg   C:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0877.jpgC:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0882.jpg   C:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0876.jpgC:\Users\Оля\Desktop\Дид игра\IMG_0881.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Дни недели».

Методическая разработка.Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Дни недели».Цель: Сформировать знание дней недели. Развивать такие качества, как организованность, точность, ...

Методическая разработка познавательной игры для детей старшего дошкольного возраста «Пожарная безопасность.»

Методическая разработка познавательной игры для детей старшего дошкольного возраста«Пожарная безопасность.»...

Методическая разработка дидактической игры для детей старшей группы «Чудо на ладошке. Насекомые»

Интегрированная игра для развития зрительной памяти, логического мышления, расширение словарного запаса, развитие связной речи...

Методическая разработка "Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста"

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения...

Методическая разработка дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста: «Для человека какой профессии это нужно»

Описание. Дидактическая игра состоит из нескольких заданий.  Данный комплект заданий  можно использовать для детей 3-4 лет. Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пасс...