Методическая разработка дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста: «Для человека какой профессии это нужно»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Григорьева Светлана Александровна

Описание. Дидактическая игра состоит из нескольких заданий.  Данный комплект заданий  можно использовать для детей 3-4 лет. Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, поможет развить мышление и внимание.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания.
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний.

 Ход игры: Участникам предлагается назвать профессии, изображенные на картинке, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, (доктор- лечит, строитель — строит и т. д.).

Игра номер 2. «Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу (очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, один ребенок  будет пожарным, а у другой -полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный, он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель, шлем, костюм и. т. д

Ход игры. Ребенок берет картинку с изображением человечка  данной профессии (пожарного, полицейского, строителя или доктора) и называет эту профессию. Затем подбирает те предметы, которые необходимы для данной профессии.  Ребенок кладет нужный предмет к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий и предметов, необходимых  для данной профессии.

Игра номер 3 «Назови, что лишнее»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Ход игры. На картинках изображены профессии :пожарный, строитель, полицейский и доктор. А  так же предметы соответствующие данным профессиям. Нужно назвать лишний предмет. Например, на картинке с пожарным - лишний зонт и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Методическая разработка дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста:

«Для человека какой профессии это нужно»

 

Авторы:

Григорьева                                  Светлана Александровна

г. Самара, 2021 г.

Введение

Актуальность: Знакомить детей с профессиями в детском саду начинаем с младшего возраста. Чтобы  было интереснее и доступнее освоить новый материал, я разработала игру  " Для человека какой профессии это нужно". Ставила перед собой задачи не только познакомить детей с профессиями, но и развивать их речь и коммуникативные способности. 

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Цель методической разработки: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их.

Задачи: 

-воспитывать уважение к труду взрослых;                                                                                                                            - активизировать, закрепить и обобщить знания детей по теме «Профессии»;
-способствовать развитию связной речи;
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы.
       
Основная идея: формирование представлений о профессиях и предметах, необходимых для этих профессий, у детей 3-4 лет будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике детского сада  разнообразных дидактических игр направленных на нравственно-патриотическое воспитание.

  1. Дидактическая игра и её значение

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Настольные (дидактические) игры знакомят детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы.

Эти игры расширяют кругозор и словарный запас, помогают овладеть способами образования новых слов, активизируют слуховое внимание, быстроту реакции, развивают память и умение общаться, позволяют весело и с пользой провести время.
2. Методическая разработка дидактической игры « Для человека какой профессии это нужно?»

Описание. Дидактическая игра состоит из нескольких заданий.  Данный комплект заданий  можно использовать для детей 3-4 лет. Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, поможет развить мышление и внимание.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания.
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний.

 Ход игры: Участникам предлагается назвать профессии, изображенные на картинке, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, (доктор- лечит, строитель — строит и т. д.).

C:\Users\Григорьевы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20210309_141257.jpg

Игра номер 2. «Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу (очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, один ребенок  будет пожарным, а у другой -полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный, он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель, шлем, костюм и. т. д

Ход игры. Ребенок берет картинку с изображением человечка  данной профессии (пожарного, полицейского, строителя или доктора) и называет эту профессию. Затем подбирает те предметы, которые необходимы для данной профессии.  Ребенок кладет нужный предмет к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий и предметов, необходимых  для данной профессии.

C:\Users\Григорьевы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20210309_141243.jpg                                                                                                                           Игра номер 3 «Назови, что лишнее»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Ход игры. На картинках изображены профессии :пожарный, строитель, полицейский и доктор. А  так же предметы соответствующие данным профессиям. Нужно назвать лишний предмет. Например, на картинке с пожарным - лишний зонт и т.д.

             C:\Users\Григорьевы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20210309_141317.jpg     

Заключение

Игры и беседы с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации младших дошкольников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала, элементов занимательности может создать у младших дошкольников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.

В нашей работе изучались вопросы формирования представлений о видах профессий и орудий труда, предметов и транспорта, используемых в этих профессиях. у детей 3-4 лет.

Предложенная нами дидактическая игра позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым

По результатам нашей работы дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о видах профессий.

Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей.

Список использованной литературы

1.Багрова О. Е., Федоркина Н. Г. «Введение в мир профессии», издательство «Учитель». Волгоград, 2008 год. 

2.Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», «Просвещение», Москва, 1991 год. 

5.Настольная игра – «Все профессии важны» № 1, ОАО «Радуга», г. Киров, тел.: (8332) 60-51-47, 60-62-09, e-mail: sales@raduga. Kirov.ru, www.raduga. kirov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

Методическая разработка. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Дни недели».

Методическая разработка.Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Дни недели».Цель: Сформировать знание дней недели. Развивать такие качества, как организованность, точность, ...

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Раскрась предмет в нужный цвет»

Дидактическая игра «Раскрась предмет в нужный цвет» Задачи:  Знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом пре...

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...

Методическая разработка "Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста"

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения...

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста: Математический турнир «Знатоки математических наук»

Данная методическая разработка направлена выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.Основная идея: формирован...