Методическая разработка "Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Смирнова Наталья Валентиновна

Дидактические игры  это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее

на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Автор: Смирнова Наталья Валентиновна

Дидактические игры  это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее

на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Значение дидактических игр:

  • являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;
  • выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
  • развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
  • развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
  • формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
  • воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
  • свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
  • способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической  игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т.д.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и , наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
  • речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
  • музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой  и неживой природы);
  • для ознакомления с окружающим миром (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

Математические:

«Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

«Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование: игрушки.

Ход игры: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

 «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

«Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Оборудование: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке).

Ход игры: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

 «Точка – путешественница»

Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Оборудование: тетрадь в клетку, ручка.

Ход игры: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради т.д.

Сенсорные:

«Угости зайчика»

Цель: учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры: воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. 

«Какой это формы»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: по четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры: проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».    

«Круг, квадрат»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

«Волшебная коробочка»

Цель: учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход игры: воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции. 

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

«Веселые человечки»

Цель: учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно. Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

 

Речевые:

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Оборудование: мяч.

Ход игры: бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как-то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: -Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. 1

Цель: повторять короткие звукоподражания за взрослыми.

Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения:

Ясное солнышко

Рано встает

Песни петух

На заборе поет:

Ку-ка-ре-ку

Ку-ка-ре-ку

Свинка на завтрак

Ведет поросят

Круглые глазки

Как бусы блестят,

Хрю, хрю, хрю.

Утки спешат

Искупаться в пруду

Желтой цепочкой

По тропке идут,

Кря, кря, кря.

Скачет козленок

По траве:

Скок-скок.

Весело лает

У будки щенок:

Гав-гав.

Рыжий Бобик

Кошку Мурку напугал:

Гав-гав-гав.

Ссоры все пора забыть,

Лучше весело дружить

Долго не сердить, быстро помирись.

Вместе весело играли,

И друг друга догоняли:

Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Оборудование: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

 

Музыкальные:

«Кого встретил колобок»

Цель: воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.

Оборудование: игрушечные: заяц, лиса, медведь.

Ход игры: воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.

«Заяц» - в высоком,

«Лиса» - в среднем,

«Медведь» - в низком

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.

«Музыкальный кубик»

Цель: развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу. Доставить радость от совместной игры.

Оборудование: кубик, бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик, маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика).

Ход игры: на столе лежат музыкальные инструменты. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.

«Ритмический кубик»

Цель: развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Оборудование: кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 1 бабочка, 2 цветка, 3 клубнички, 4 листика, 5 шишек, 6 елочек.

Ход игры: дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

«Передай кубик»

Цель: побуждать детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст.

Оборудование: кубик.

Ход игры: воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет:

Мы идем, мы идем, Тра-та-та,

Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля.

Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку:

Я иду, я иду,

Тра-та-та

Я пою, я пою

Тра-ля-ля

Я шагаю далеко

Раз, два, три

Я шагаю далеко

Посмотри

Я пою, я пою:

Баю-бай

Баю-бай, баю-бай

Засыпай

Баю, баю, баю

Куколку качаю

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай.

«Кубик - оркестр»

Цель: чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Оборудование: кубик.

Ход игры: дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.

Природоведческие: 

«Где спрятано растение?»

Цель: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.

Ход игры: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два – три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

«Что сначала, что потом»

Цель:  закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Оборудование:  яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака.

Ход игры: детям предъявляются предметы. Им необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

«Времена года»

Цели: различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы; уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

Игра дает общие представления о признаках лета, весны, зимы, осени.

Оборудование: иллюстрации времен года, карточки в конвертах с изображением соответствующего времени года.

Ход игры: педагог делит детей на 4 группы и каждой выдает большую сюжетную картинку об одном из времен года. Дети должны ответить, какое время года изображено на картинке и почему они его узнали. Далее дети находят у себя в конвертах карточки с изображением соответствующего времени года и помещают их под большой картинкой. Педагог просит детей рассказать, что характерно для данного времени года. Затем обобщает рассказы детей, говоря о характерных приметах лета, зимы, осени и весны и их отличиях между собой.

Например, приметы лета.

Летние месяцы — июнь, июль, август. Стоят длинные теплые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни проходят грозы с сильными дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и вечером на траве появляется роса.

Поспевают в лесу ягоды и грибы, созревают орехи. В цветниках и парках распускаются цветы. Созревают овощи, фрукты и ягоды.

«Расскажи о животных которые живут в твоем доме»

Цели: гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; учить детей различать диких зверей и домашних животных; распознавать детенышей и взрослых животных; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

Оборудование: игрушки ( домашние животные), произведения по выбору педагога.

Ход игры: педагог дает детям задание рассказать, какие животные есть в их доме и как они за ними ухаживают. По выбору педагога может быть прочитано одно из художественных произведений: М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»; Л.Толстой «Пожарные собаки», «Котенок»; А. Барто «Уехали»; К. Ушин-ский «Петушок с семьей», «Коровка» и др.

 «Мой портрет»

Цель: дать детям представление о чувстве собственного достоинства.

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Оборудование: картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают — большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они это еще не знают.

Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.

Читает стихотворение:

Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звезд.

На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисовать свой автопортрет.

 

Для ознакомления с окружающим  миром:

«Путаница»

Цель: учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. 

Оборудование: части от целой картинки (цветок).

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:

- Назови, что это? (части растения)

- Можно ли их расположить так? (перепутать).

- Почему нельзя расположить так?

- Сделай правильно.

- Объясни, почему именно так нужно расположить части растения. Выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.

«Летает, прыгает, плавает…»

Цель: развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Оборудование: карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Ход игры: воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят: «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры. Затем выставляется следующая картинка – кузнечик… Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка).

«Ищи и найдешь»

Цель:  упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Оборудование: карточки с временами года.

Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки. Кто заработает большее количество фишек, тот и победил.

«Кто где живет?»

Цель: систематизировать представления о животных. Учить устанавливать связи, особенности их строения с местом обитания.

Оборудование: иллюстрации мест обитания животных.

Ход игры: воспитатель показывает картинку, спрашивает, что на ней изображено, кто может жить в этом месте. Дети отвечают на вопросы. Можно использовать загадки.

«Опиши, я отгадаю!»

Цель:  выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Оборудование: карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развлечения для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у Сказки"

Данная методическая разработка  будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД

В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...

Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"

Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...

Методическая разработка НОД для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Наши меньшие друзья - насекомые"....

Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями

Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное сл...

Методические рекомендации «Знакомство детей с якутскими настольными играми для детей среднего дошкольного возраста».

Актуальность: В настоящее время большинство якутских настольных игр забываются, поэтому эти игры внесли в повседневную жизнь детей. Якутские настольные игры с правилами развивают мелкую моторику,...