Доклад «Инновационный подход в ДОО при формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике

Елена Щербакова

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_pedsovet.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационный подход в ДОО при формированию элементарных математических представлений у дошкольников» 

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Актуальность:

       Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить  их  с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических  представлений.

     Овладев логическими операциями,  ребенок  станет  более внимательным, научится ясно и четко  мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

  Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

1. Формировать мотивацию к познанию окружающего мира.

Способствовать формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение , классификация, аналогия) и развитию мышления.

2.Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  Увеличение объёма внимания и памяти.

 3.Формирование умений и навыков обдумывать и планировать свои действия.

4.Осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.

5. Развитие математических представлений средствами занимательного материала

Игры - забавы, головоломки – это задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Цель - развивать наглядно – образное, логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.2

Игры на составление целого из частей .Такие игры развивают образное мышление, внимание, зрительное восприятие. Игра ориентирует на установление логической связи, цветового единства. 

Игры из серии  « Форма и цвет» Закрепить знания о геометрических формах квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть четыре основные цвета, развитие мыслительных операций и внимания. Активизировать словарный запас. Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику.

Игры на плоскостное моделирование. Такие игры повышают интерес детей к сознательной поисковой работы, вносить в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, обогащает словарный запас школьников, чтобы потом включить их в активную речь.

В основу положен принцип доступности и посильности, т. е. составление из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям изображения фигур животных, птиц, растений и предметов быта, букв, цифр. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность, что способствует более активному и осознанному запоминанию буквы и звука.

Использование игр на плоскостное моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками.

 

Игры на объёмное моделирование . Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: Обучающие. · выделение многогранников из предметной среды окружающего мира; · изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе.

  • Игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.

Палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

1.Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

2.Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Блоки ДЬЕНЕША

Цель:  Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.                                                                                                                   Обогащение чувственного опыта детей, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи: создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом –

блоками Дьенеша.

  1. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  2. Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  3. Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  4. Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

Заключение: 

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютериза...

Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».

laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Доклад на тему: Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности....

"Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Презентация "Интегрированный подход в прцессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников".МАДОУ "Детский сад села Сабуровка" Воспитатель: Кузьменко Анна ...

"Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета....