Статья "Значение дидактических игр в овладении элементарными арифметическими действиями"
статья

Белохонь Инесса Геннадьевна

В статье ракрывается значение использования различных дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matem.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Белохонь Инесса Геннадьевна, воспитатель, ГБДОУ д/с №22 Невского р-на

г. Санкт-Петербург

Значение дидактических игр в овладении элементарными

арифметическими действиями дошкольниками

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач.

Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд. Это позволяет сделать работу более продуктивной. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые будут нужны ребенку в процессе будущего обучения в школе.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, чем вовлекают детей в активный процесс овладения математическими знаниями. Наряду с различными методами и приемами, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Также, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение и интерес к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, вызвать активную деятельность детей, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных, психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах первого десятка и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели и месяцами. Объясняется, что каждый день недели или месяц имеет свое название. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают быстро запомнить название и их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются. Задачей педагога является научить ориентироваться и определять свое местонахождения, местонахождение какого-либо предмета по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением называть словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры.

В четвертую группу входят игры, направленные для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, «Какую геометрическую фигуру напоминают часы?», «Какие предметы мы можем нарисовать из квадрата?», «Геометрическое лото». Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Задания могут быть разной сложности. Например:

 Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по образцу);

 Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье);

 Работа по собственному замыслу.

И к пятой группе относятся дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать можно с самых простых головоломок – с палочками. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Здесь дети знакомятся со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку различны по степени сложности. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Таким образом, регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, а также системы специальных игровых заданий и упражнений, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе и позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация преемственности в обучении младших школьников арифметическим действиям

Актуальность данной темы.1.Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного с...

"Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания"

Оглавление: 1. Современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению задач. 2. Этапы знакомства дошкольников с арифм...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Числа первого десятка. Числа «три» Изменения количества. Арифметические действия» Сентябрь 4 неделя (1)

Цель:Закрепление представлений у детей о составе чисел первого десятка и цифрах 1, 2,3.  Практиковать детей в операциях отсчёта и пересчёта в пределах первого десятка. Закрепить знание детей о тр...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Числа первого десятка. Числа «три» Изменения количества. Арифметические действия» Сентябрь 4 неделя (2)

Цель:Закрепление представлений у детей о составе чисел первого десятка и цифрах 1, 2,3.  Практиковать детей в операциях отсчёта и пересчёта в пределах первого десятка. Закрепить знание детей о тр...

Арифметические действия

В этой статье рассказывается, как родителям дошкольника объяснить арифметические действия сложения и вычитания....

Цветные палочки Кюизенера. Методика их использования с целью развития числовых представлений, овладения арифметическими действиями.

Цветные палочки Кюизенера. Методика их использования с целью развития числовых представлений, овладения арифметическими действиями.Математика играет важную роль в дошкольном образовании, помогая разви...