Доклад по теме:"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
материал по математике

Ошроева Любовь Валерьевна

Формирование математических представлений в раннем детстве тесно связано с развитием сенсорного опыта детей   : форма, величина, ориентировка в пространстве и т. п. Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования работы органов чувств и накапливания представлений об окружающем их мире.

Условия необходимые для успешного освоения математического материала, возникают не сразу, они формируются постепенно. Нужно особенно подчеркнуть значение, которое имеет для формирования математических представлений такого вида деятельности, как игра. В результате игровой деятельности формируются и совершенствуются память, мышление, внимание, развивается коммуникативная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_femp_2022.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Формирование математических представлений у детей раннего возраста»

Выполнила: Ошроева Л.В.

Математика возникла очень и очень давно. Она, как и другие науки, развивается, обогащается, новейшими теориями преобразовывается в ответ на запросы современной жизни. В мир математики дети входят с раннего детства. Ведь ранний возраст это стартовый период жизни человека, где закладываются первоосновы мышления, интеллекта, познавательной активности.

Формирование математических представлений в раннем детстве тесно связано с развитием сенсорного опыта детей   : форма, величина, ориентировка в пространстве и т. п. Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования работы органов чувств и накапливания представлений об окружающем их мире.

Условия необходимые для успешного освоения математического материала, возникают не сразу, они формируются постепенно. Нужно особенно подчеркнуть значение, которое имеет для формирования математических представлений такого вида деятельности, как игра. В результате игровой деятельности формируются и совершенствуются память, мышление, внимание, развивается коммуникативная деятельность.

Наиболее лучшей формой обучения формированию математических представлений – дидактическая игра, где задания даются в игровой форме. Играя, ребенок видит свой результат, что вызывает чувство радости.

При освоении первых представлений о форме и величине обращаем внимание на размер предметов. Например, показывая маленькую матрешку, передаю её в руки ребенка с проговариванием «Маленькая матрешка». После того как ребенок её исследовал, передаю ему большую матрешку с проговариванием «Это большая матрешка». Потом ставим обе матрешки на стол и сравниваем, а затем просим показать, где большая матрешка, а где маленькая. Чтобы дети научились различать предметы по форме : кубик и шарик, учим их сравнению – шарик катиться, а кубик нет, мешают уголки. Далее используется прием обведения предмета пальчиком ребенка. По шарику пальчик движется плавно, а по кубику бежит, раз и об уголок укололся.

Для развития представлений о форме и величине используем различные манипулятивные действия с предметами : собирание кубиков и шариков (медвеженок нес кубики и шарики зайчатам, запнулся и все рассыпал - нужна наша помощь); собирание пирамидок; составление картинки из двух пазлов; игрушки – вкладыши (матрешки, ягодки, грибочки); игры «Построим матрешек на зарядку», «Найди тех, кто меньше (больше….», «Пригласим большую (маленькую) матрешку в гости» и т. д.

В раннем возрасте накапливаем опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. В начале, ориентировка в частях собственного тела – глаза, ушки, ноги, руки т. д., далее обращаем внимание на то что их окружает в детском саду: на участке (прогулка, приемная (раздеваются и одеваются на прогулку и домой) групповой комнате (играют, спальне (спят, туалетная (моют руки, ходят на горшочек). Пространственной ориентировке способствуют игры: «Где сидит собачка?»«Куда спрятался котенок?»«Спрячем шарик от зайки» и т. д.

В раннем возрасте формируется представление  о сезонных признаках в природе снег, мороз – зима: ручьи бегут, листочки появились – весна; и т. д. ; частей суток: утро – солнышко встает, детки идут в детский сад; день – все родители на работе, а дети в детском саду и т. д.

Для знакомства с простыми знаниями о множестве используем группы однородных игрушек, например

 «Соберем зайчиков» и определяем их количество словом – «много» или «Кто к нам пришел?» - определяем их количество словом – «один». С целью закрепления этих понятий используем: игрушки, пальчиковые игры, рассматривание картинок и т. д.

Вывод: Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий полноценного развития ребенка, которые служат основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения общих и математических понятий далее в детском саду и в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаю вашему вниманию доклад на тему: "Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности"...

Доклад на тему: Развитие математических способностей детей старшего возраста через знакомство с родным городом.

Как используя занимательные математические задачи познакомить с достопримечательностями родного города....

Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...

Доклад на тему: "Познавательное развитие у детей раннего возраста"

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимо...

Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...