Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей с ТНР
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Морозова Мария Игоревна

тема: "Домашние животные" подготовительная группа ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия –  формированию математических представлений у детей  с ТНР в старшей группе

Тема: «Лексическая тема Домашние животные»

Цель: Совершенствовать  навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти.
Задачи

Образовательные: Формирование навыка счета двойками. Формировать умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Соверенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.

Развивающие: Развивать математическое мышление, речевой слух, пальчиковую моторику.

Воспитательные: Формироватье положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.

Предварительная работа: 

Беседы на заданную тему. Рассматривание иллюстраций домашних животных.  Составление и решение задач в совместной деятельности, разучивание стихотворения «Кошка» Н. Бутенко с детьми.

Материально- техническое оснащение: 

Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения ягод, лукошка и кошек, коней, карточки для игры в домино, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей, карточки с цифрами и математическими знаками.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, активизация словаря; подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Прослушивание стихотворения Н. Бутенко «Кошка». Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие математического мышления, речевого слуха. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти.

(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске. Дети садяться на стульчики, стоящие полукругом.)

Педагог: сегодня мы начинаем разговор о домашних животных и их дитенышах. И в начале занятия послушаем стихотворение «Кошка», которое расскажут нам Маша, Ваня, Кирилл и Ариша. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, какие ягоды собрала кошка и в каком порядке.

1-й ребенок:

Собирала кошка

Ягоды в лукошко:

Кисточку калинки,

Горсточку малинки,

Веточку клубнички,

Кустик землянички,

Вишенки на вкус

И большой арбуз.

2-й ребенок:

Разместила кошка

Все на дне лукошка:

В самый низ-калину,

А затем-малинку,

Далее-клубничку,

После-земляничку,

Вишенки на вкус,

А наверх-арбуз.

3-й ребенок:

Притащила кошка

В дом свое лукошко:

Кисточку калинки,

Горсточку малинки,

Веточку клубники,

Кустик земляники,

Вишенки на вкус

И большой арбуз.

4-й ребенок:

Как взглянула кошка

Что на дне лукошка:

Лопнула калинка,

Сплющена малинка,

Расползлась клубничка,

Плачет земляничка…

Цел и тостопуз

Лишь один арбуз!

Педагог: что несла кошка в лукошке?

Дети: кошка несла в лукошке ягоды.

Педагог: перечислите название ягод, называя их порядковые номера.

Дети: первая калинка, вторая малинка, третья клубничка, четвертая земляничка, пятая вишенка, шестой арбуз.

Педагог: запомните, что арбуз-тоже ягода, а не фрукт или овощ, как часто считают.

2.        Игра «Ягодное домино»

Цель: формировать умения считать двойками.

(педагог помещает на магнитную доску в ряд пять карточек и плоскостное изображение арбуза. Перед доской он ставит контейнер с плоскостными изображениями ягод и цифр.)

Педагог: я предлагаю вам игру «Ягодное домино». Сколько ягод калины нарисовано на первой карточке?

Дети: на первой карточке нарисованы две ягоды калины.

Педагог: правильно. Поместите в нижнюю часть карточки цифру «два».

(дети выполняют задание)

Педагог: вспомните, какие ягоды должны быть на второй карточке. И учтите, что их будет на две больше, чем калины.

Дети: на второй карточке будет четыре ягоды малины.

Педагог: правильно. Поместите в верхнюю часть карточки четыре ягоды малины, а в нижнюю-соответствующую цифру.

(дети выполняют задание)

Педагог: теперь вы будете вспоминать, какие ягоды должны быть на каждой следующей карточке. Помните, что на каждой следующей карточке ягод будет на две больше, чем на предыдущей. В нижнюю часть карточки помещайте число, которое обозначает количество ягод в верхней части карточек.

Педагог: отлично! А теперь назовите числа по порядку.

Дети: два, четыре, шесть, восемь, десять.

Педагог: как мы получили каждое следующее число в этом ряду?

Дети: мы увеличивали предыдущее число на два.

(педагог закрывает магнитную доску тканью)

Педагог: назовите числа по порядку еще раз.

Дети: два, четыре, шесть, восемь, десять.

Педагог: отлично!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.        Игра «Кошки в лукошке»

Цель: развитие речевого слуха, навыка количественного счета на слух.

(педагог берет в руки плоскостные изображения лукошка, накрытого платочком)

Педагог: у нас есть еще одна игра про лукошко и про кошек. Она называется «Кошки в лукошке». Послушайте стихотворение. Будьте внимательными. Постарайтесь сосчитать, сколько кошек в лукошке.

(педагог, читая стихотворение, выставляет плоскостные изображения кошек на магнитную доску)

Шел по берегу Тимошка,

Нес лозовое лукошко.

А в лукошке у Тимошки

Под платком сидели кошки.

Отдохнуть прилег Тимошка.

Приоткрылось вдруг лукошко,

Из него за кошкой кошка-

Прыг на стежку из лукошка.

Кошка, белая как снег,

Выскочила раньше всех,

За нею-черная, менее проворная.

Две-исчезли под мостом,

Две-укрылись под кустом.

А еще две рыжих кошки

Понеслись домой со стежке.

Спал Тимошка допоздна,

И в лукошке лишь одна

Оставалась кошка,

Сонная немножко.

Сколько было всех в лукошке

Кошек, кроме сонной кошки?

Р. Бородулин  

(завершив чтение, педагог быстро убирает изобюражения с доски)

Дети: всего в лукошке было восемь кошек, не считая сонной кошки.

Педагог: перечислите их по порядку.

Дети: перва-белая, вторая-черная, третья и четвертая исчезли под мостом, пятая и шестая укрылись под кустом, седьмая и восьмая-рыжие.

Педагог: правильно, молодцы!

4.        Работа в тетради. Игра «Тимошкины кошки».

Цель: совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Развивать пальчиковую моторику.

(педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и стоят контейнеры с карандашами)

Педагог: откройте тетради. Что нарисовал для вас художник?

Дети: художник нарисовал кошек.

Педагог: раскрасьте кошек, которые идут влево, серых карандашом.

(дети выполняют задание)

Педагог: кошек, которые подняли правую переднюю лапку, раскрасьте коричневым карандашом.

(дети выполняют задание)

Педагог: кошек, которые подняли левую переднюю лапку, раскрасьте в полоску.

(дети выполняют задание)

Педагог: найдите кошку, которая сидит слева внизу. Нарисуйте справа от нее клубок ниток.

(дети выполняют задание)

Педагог: над кошкой, которая лежит справа наверху. Нарисуйте слева от нее большой мяч.

(дети выполняют задание)

Педагог: над кошкой, которая лежит слева наверху, нарисуйте воздушный шарик.

(дети выполняяют задание)

Педагог: перед кошкой, которая стоит справа внизу, нарисуйте игрушечную мышку.

(дети выполняют задание)

Педагог: мололцы! Вы выполнили мое задание.

(педагог предлагает дежурным убрать тетради и карандаши)

5.        Подвижная игра «Кони».

Цель: развивать координацию речи с движением, общую моторику. Совершенствовать навыки порядкового счета.

(по предложению  педагога дети проходят на ковер, встают в круг и делают знакомые упражнения)

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя, красивее всеъх.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

(дети идут по кругу с высоким подниманием колена. На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках)

Кони пасутся у речки гурьбой.

Их посчитаем еще раз с тобой:

Черный, как уголь

Белый, как снег,

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

(вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. Вновь загибают пальцы)

Педагог: перечислите коней еще раз, называя их порядковые номера и цвет.

Дети: первый конь черный, второй белый, третий рыжий, четвертый серый в яблоках, пятый шоколадный.

6.        Игра «Составим задачу»

Цель: формировать умение составлять условие и ставить вопрос к задаче.

(педагог приглашает детей к коврографу и ставит перед ними контейнер с плоскостными изображениями и математическими знаками)

Педагог: давайте попробуем составить задачу о конях, которые пасутся на лугу.

(педагог помещает на коврограф плоскостные изображения коней: три черных и четыре белых)

Педагог: расскажите, какие кони пасутся на лугу. Сколько кней каждой масти, каждого цвета?

Дети: на лугу пасутся четыре белых коня и три черных. Сколько всего коней пасется на лугу?

7.        Решение задачи.

Цель: формировать умение решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».

(педагог предлагает детям решить задачу всем вместе, предварительно убрав пособия с коврографа)

Педагог: давайте попробуем записать решение задачи.

(дети выполнябт задание и комментируют свои действия)

Дети: на лугу пасутся четыре белых коня. Поставим цифпц «четыре». И еще три черных коня. Поставим после цифры «четыре» цифру «три». И еще на лугу пасутся три серых коня.

Нам нужно узнать, сколько всего коней на лугу. Поставим между цифрами «четыре» и «три» знак «плюс». В конце выражения поставим знак «равно».

(дети ставят между цифрами «4» и «3» знак «+», а в конце выражения-знак «=»)

Педагог: прочитайте запись

Дети: четвре плюс три равно…

Педагог: сколько же всего коней пасется на лугу? Сосчитайте присчитыванием или вспомните, какое число можно составить из числа «4» и «3».

Дети: на лугу пасется семь коней.

(педагог ставит после знака «=» цифру «7»)

Дети: четыре плюс три равно семи.

Педагог: как можно прочитать запись по другому?

Дети: к четырем прибавить три-получится семь.

Педагог: сколько всего коней пасется на лугу?

Дети: на лугу пасутся всего семь коней.

Педагог: замечательно! Вы решили задачу.

(педагог просит дежурных убрать пособия)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Оценка работы детей.

По предложению педагога дети рассказывают , что им больше всего понравилось, что нового они узнали, как составляли условие задачи и решали ее. Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.