НОД в средней группе "Короче и длиннее"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Цирипиди Елена Михайловна

Занятие по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по ФЭМП15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по ФЭМП «Короче и длиннее» в средней группе 
Цель: Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между предметами в каждой из них; закрепить навыки счета в пределах 5; упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины; способствовать развитию глазомера- учить на глаз находить предметы длиннее, короче других, равные по длине. 
Демонстративный материал: Набор игрушек 3-4 видов (по 4-5 шт.); 3 коробки одинакового размера, на которых наклеены полоски; 12х3 см,15х3 см, 18х3 см. 
Раздаточный материал: У детей по 3 полоски, примерно увеличенных по длине от 12 до 18 см. 
Ход занятия. 
I. Стук в дверь. Воспитатель: «Интересно, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (выглядывает за дверь и вносит собаку). Посмотрите, кто к нам пришел.» - «Здравствуйте, ребята, меня зовут Шарик, я приехал из деревни Простоквашино, я хочу посмотреть, как вы занимаетесь.»- « Здравствуй. Шарик, проходи, пожалуйста» - « Ребята, я хочу вас попросить помочь мне посчитать мои пальцы. А то я совсем запутался» - « Поможем, ребята, сосчитать Шарику его пальцы на передних лапах? (да) – Конечно, мы тебе поможем, Шарик. Ребята, давайте вместе посчитаем пальчики у Шарика на каждой передней лапе. Один, два, три, четыре- на одной лапе, а на другой – один, два. Три, четыре. Поровну ли пальцев на каждой передней лапе у Шарика? Как это узнать? (ответы детей) Если дети затрудняются воспитатель предлагает приложить пальцы каждой передней лапки друг к другу попарно, и показывает- вот пара, вот пара, еще пара пальчиков, а вот еще пара. « Остались на какой-нибудь лапке лишние пальцы? (нет) Значит, пальцев на каждой лапе поровну, по четыре. А теперь я сяду и посмотрю, как вы будете дальше заниматься. Мне очень интересно». 
Далее воспитатель предлагает посчитать детям пальцы на своих руках- на правой и на левой. ( считают вместе с воспитателем, затем спросить 2-3 детей). Как вы думаете. Поровну ли у нас пальчиков на руках? Как это можно узнать? « Если дети затрудняются, воспитатель напоминает: « Помните, как мы узнали, поровну ли пальцев на передних лапках у Шарика? Правильно, нужно приложить каждый пальчик одной руки к пальчику другой руки, т.е. каждому пальчику найти пару (дети выполняют задание вместе с воспитателем). Ну как, ребята. Что у вас получилось? ( на правой руке 5 пальчиков, и на левой 5) Поровну на каждой руке пальчиков или нет? (поровну). Как в это узнали? (спросить 2-3 детей - приложили пальцы друг к другу, лишних пальцев нет, значит, у нас на руке пальчиков поровну, по 5). Молодцы! 
А теперь посмотрите на мой столик (там стоят слева в один ряд вплотную друг к другу 4 клоуна, а справа- 4 уточки с большим интервалом между ними). Поровну ли клоунов и уточек? Что надо сделать, чтобы это узнать? (дети считают игрушки и высказывают свои мнения, а при затруднении воспитатель напоминает, что она делали с пальчиками). Правильно, Матвей, нужно приставить каждого клоуна к уточке парами. Что у нас получилась? (лишних игрушек не осталось). Да, значит, уточек и клоунов поровну. (клоуны возвращаются на прежнее место). 
А почему, кажется, что уточек больше? 
(воспитатель объясняет и показывает, что уточки расположены далеко друг от друга, занимают больше места, поэтому и кажется, что уточек больше, чем клоунов. Клоуны стоят близко, вплотную друг к другу и занимают меньше места, поэтому и кажется, что их меньше. На самом деле игрушек поровну: 4 клоуна и 4 уточки. Вы это проверили, посчитав игрушки. Хорошо!» (повторить с другими игрушками 1 раз). 
Физкультминутка 

Ребята, я вижу, что вы немного устали сидеть, пойдемте, отдохнем: 
Паровоз кричит «ду-ду», 
Я иду, иду, иду! 
А колеса говорят: 
Так, так, так, так! 
Едем, едем, долго едем, 
Очень длинен этот путь. 
Скоро до Москвы доедем, 
Там мы сможем отдохнуть. 
Вот поезд наш едет, 
Колеса стучат, 
А в поезде нашем ребята сидят. 
«Чу-чу-чу»! 
Бежит паровоз, кричит: 
«Ду-ду, далеко ребят везу!» 


II. Работа с раздаточным материалом. 
С детьми сначала выясняют, сколько полосок, что можно сказать об их длине. Затем воспитатель предлагает взять в левую руку самую короткую полоску, в правую - самую длинную. 
«А теперь посмотрите на магнитную доску, я составила из полосок фигуру. На что она похожа? (на лесенку) Разложите свои полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, чтобы получилась такая же ровная лесенка, как на доске (слева края полосок надо подровнять)». Затем вызвать по очереди несколько детей, она называют сравнительные размеры полосок сверху вниз. В заключение воспитатель спрашивает нескольких детей: «Чем отличаются полоски? В каком порядке они лежат?» (воспитатель помогает детям отвечать полными ответами) 

III. Игровое упражнение «Уберем полоски на место» 
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие коробочки у меня на столе стоят. Сколько коробок на столе? (3, показывает на коробки поочередно, наклеенные на коробках полоски и просит показать такую же полоску) Подходите по очереди и кладите в каждую коробку такую же полоску, как на коробочке (сомневающимся предлагает проверить правильность выбора- приложить свою полоску к полоске на коробке). 
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Вы правильно справились с заданием, в каждой коробке оказались полоски , равные по длине ( воспитатель спрашивает трех детей по очереди): в первой коробке- все самые длинные, во второй- короче, в третей- самые короткие. Хорошо! Ребята, а Шарик хочет что- то сказать» - « Как вы хорошо занимались, ребятки, и полоски дружно убрали на место, навели порядок. Молодцы! Мне очень понравилось ваше занятие. Но мне пора домой, а на последок я сыграю вам музыку, очень уж мне хочется вам приятное сделать»- « Спасибо, Шарик, за музыку, нам тоже понравилось, что ты к нам приехал. До свидания, Шарик, приезжай еще» - «Да, скорей всего, приеду, потому что мне очень у вас понравилось, ребята. 
А сейчас мне пора на поезд, он скоро отправится в Простоквашино. До свидания!» (воспитатель уносит собаку). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются  коррекционно-образовате...

технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Измерим длину..Счёт до 5"

цель: создание условий для формирования умений и навыков измерять длину разным измерительным материалом...