мастер-класс "Особенности математического развития дошкольников"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Мастер-класс

Тема: «Особенности математического развития дошкольников»

Подготовила:

 Сумусенкова Ольга Сергеевна,

воспитатель

с.Турочак, 2021

Тема «Особенности математического развития дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр.

2. Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих дидактических игр в педагогическом процессе.

3. Развивать интерес к игровым образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

4. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса:

Обучение дошкольников математике – это очень важно для дошкольника, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых дошкольники в школе. Математическое развитие играет значительную роль в умственном развитии дошкольников.

Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных представлений, подготовка к школе, стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля).

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.

Математика это очень важная наука. Занимаясь математикой, ребенок всесторонне развивается, он познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. Именно игра привлекает внимание детей . «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Существует много различных видов игр, но именно дидактические игры помогают преодолеть трудности в обучении детей.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на сегодняшний мастер-класс. Сегодня я расскажу о дидактических играх, которые пригодятся на занятии по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Игра «Строим дом»

Цели. Научить ребенка объединять предметы по смыслу; обозначать группы предметов обобщающими словами; считать до 5.

Оборудование. Карточки с изображением цветов, животных, игрушек, съедобных предметов (фон карточек – желтого, зеленого, красного и синего цвета, количество предметов в каждой группе до 5); строительный набор кубиков.

Ход игры

Игра проводится на гладкой поверхности, не ограничивающей движения ребенка, например на полу.

Педагог произвольно раскладывает карточки изображением вверх. Ребенку предлагается построить домик для предметов, для предметов, которые похожих друг на друга.

Сначала ребенок отбирает по любому общему признаку несколько карточек, объясняет, в чем их общность. Самостоятельно или по просьбе воспитателя называет всю группу одним обобщающим словом. После этого приступает к постройке домика. Воспитателю важно обратить внимание ребенка, что размер домика должен соотноситься с количеством предметов на выбранных карточках. В конце работы педагог вместе с ребенком считают, сколько этажей у домика, сколько кубиков использовано для постройки основания и т.п.

Игра «Геометрическое лото»

Цели. Учить выделять различные геометрические фигуры; формировать способность к прогнозированию; способствовать построению логических причинно-следственных связей.

Оборудование. Карточки с изображением разноцветных геометрических фигур и сами картонные геометрические фигуры, мешочек.

Ход игры.

Педагог раздает детям карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, цветовым сочетанием. Сначала ведущим является педагог, затем его сможет сменить кто-то из детей. Ведущий по одной вытаскивает из мешочка картонные геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпадала с нарисованной. Кто первый закроет свою карточку фигурами, рассказывает ведущему, какие у него фигуры и в каком порядке они расположены. Впоследствии можно увеличить число фигур на карточке до 6.

Игра «У кого хвост длиннее?»

Цели. Учить сравнивать предметы разных размеров по длине и ширине; использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий»; закладывать первоначальные понятия о степенях сравнения прилагательных.

Оборудование. Игрушки-животные: слоненок, медведь, заяц, лиса, обезьяна и др.

Ход игры:

Педагог создает игровую обстановку: выносит игрушечных зверят и рассказывает, что они спорят, у кого хвост длиннее. Детям предлагается помочь зверям. Они сравнивают длину хвоста зайца и слоненка, лисы и медведя. Вместе с воспитателем дети определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий» и т.д. Впоследствии игру можно разнообразить: сравнивать длину шеи жирафа и обезьяны, длину ушей волка и зайца.

Игра «Когда это бывает?»

Цели. Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь; тренировать скорость реакции; развивать умение развернуто отвечать на вопросы; строить логические цепочки.

Оборудование. Картинки, отражающие жизнь детей в детском саду (утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и т.п.); разноцветные фишки.

Ход игры.

На столе разложены сюжетные картинки (к каждой части суток должно быть несколько картинок). Дети по очереди подходят и выбирают себе любую картинку, внимательно рассматривают ее. Педагог называет вразнобой части суток. Задача детей – взять соответствующую картинку. Каждый при этом должен объяснить, почему он так думает (например, «вечер», дети поднимают соответствующие карточки. «Почему ты поднял эту карточку?» - «Потому что за детьми пришли родители, на улице темно»). За каждый правильный ответ и полное объяснение дети получают фишки.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но части суток называются в другой последовательности.

Игра «Скажи наоборот»

Цель. Упражнять в умении быстро называть противоположное значение слова.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово (например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч.

Спасибо, что вы пришли на мастер-класс, благодарю за терпение, активность. Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...