Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа)

Стукан Марина Петровна

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов.

Попробуй простую фигуру сложить,

И вмиг увлечет интересное дело!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников»

 Оригами (яп. "ори" – сложить, "ками" – бумага) – складывание из бумаги. Сходство звучания японских слов "бумага" и "бог" – "Ками" породило мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. С 1185 г. владение оригами стало необходимым требованиям японского дворцового этикета, признаком хорошего образования. Знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. С 1600 г. оригами из церемониального искусства стало превращаться в любимое хобби.

Со второй половины XIX в. европейцы получили возможность познакомиться с японским оригами. До того искусством складывания в Европе занимались мало, за исключением Фридриха Фребеля, который одним из первых начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии.

После Второй мировой войны всемирно признанный японский мастер Акира Йошизава изобрел несложные условные знаки, благодаря чему процесс складывания любого изделия оригами оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению, – неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. С точки зрения элементарной математики, исходная фигура, лист бумаги переходит в готовую модель без разрывов и склеиваний. При грамотном методическом сопровождении процесса складывания, дети обогащают математический словарь и приобретают представления об осевой симметрии, подобии, движении фигур, являющихся частными случаями топологических преобразований.

Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например, птицу или самолет. В чем же развивающая функция этого искусства?

Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи. Обучая детей складыванию бумаги необходимо сначала научить детей делать четкие и ровные сгибы, чтобы у ребенка получалась красивая и ровная поделка, научить ребенка проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.

Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Взрослый, объясняя и показывая каждый этап работы, наглядно ориентируется на схему, поэтому заниматься оригами нужно начинать с 4-5 летнего возраста. Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Зачастую взрослый ограничивается показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складыванию по ним обычно отводится второй план. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.

В-третьих, изготовление фигурки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит. Поэтому взрослый предлагает детям самостоятельно украсить свою фигурку с помощью фломастера, карандаша и т. д. В конце работы обязательно надо предложить ребенку обыграть игрушку.

В-четвертых, оригами развивает память. Как часто дети после работы снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку. Возникает вопрос как в полной мере развивать память? Ответ один - помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Все проработанные схемы надо складывать в одном месте, так чтобы они были доступны ребенку. В свободное время он сам может самостоятельно ими воспользоваться.

В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь, чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать взрослого.

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

• доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

• абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

оригами не требует больших материальных затрат;

оригами - коллективное творчество.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

Если вы решили начать занятия оригами то:

1. Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятия актуализируйте имеющиеся у детей знания об окружающем мире, расширяйте их. Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного.

2. На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный). Постепенно приучайте ребят к условным знакам. Правильно используйте математические термины, используемые при моделировании (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, равные углы, равные фигуры, подобные треугольники, прямой угол, острый угол, тупой угол, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и др.).

3. Просите ребят складывать дома для папы и мамы те фигурки, которые они научились делать в саду. После того как дети научились моделировать пять-шесть фигурок – организуйте конкурс "юных оригамистов" по двум номинациям: кто быстрее и кто качественнее смоделирует фигурку. Собирайте новые фигурки, сложенные детьми самостоятельно, фиксируйте авторство детей.

Логика построения занятия:

 репродуктивное моделирование > самостоятельное моделирование > творческое моделирование.

 Возможные типы заданий:

-модель по памяти;

-сложить модель по схеме;

-сложить модель по словесному руководству;

-разобрать готовую модель и зарисовать схему ее моделирования;

-создать новую модель.

Общие правила при обучении технике оригами:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать фигурки оригами. Такие игрушки могут быть использованы в уголках-центрах для самостоятельной деятельности детей:

-Центр сюжетно-ролевой игры – Игра «Магазин» (кошельки, сумочки).

-Музыкальный центр - Игрушки-самоделки из бумаги (пианино, гармошка, трещотка)

-Театральный центр -

а) Пальчиковый театр (оригамские головки);

б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”;

в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее  моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.

-Центр развития сенсорики - Материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогут ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.

-Книжный Центр – Книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) - в них дети найдут понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков смогут её сложить.

-Центр природы - Оригами в интерьере. «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор» и др.

- Учебный уголок - На занятиях по математике фигурки используются, как счетный материал, так и для распознавания геометрических понятий: квадрат, треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей.

Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных ...

Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника

Использование сказки для формирования математических представлений у детей....

Формирование математических представлений у старших дошкольников через сказку

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние св...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.

Развивающая  игра  "Выкладывание  ёлочки  из  треугольников"  Млодшщая группаЦель:  Развивать  способность  составлять  изображение  из...

Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников

Статья разработана совместно с воспитателем  Полиной Алексеевной Локтевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА МАРИИ МОНТЕССОРИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников" Статья разработанна совместно с Фоминовой Екате...