"В гости к фее Считалочке"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Н. А. Назарова

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp_v_sredney_gruppe_2.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «В гости к фее Считалочке»

Цель:

Формирование элементарных математических представлений в средней группе.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- упражнять в счете в пределах 5;

- упражнять детей в счете на слух.

 - учить правильно отвечать на вопрос: Сколько?

- уточнить и закреплять знания детей о понятиях величины: большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, длинный-короткий.

- закреплять названия частей суток;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление)

- развивать мелкую моторику, зрительную координацию.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, активность, целеустремленность.

Демонстрационный материал;

Магнитная доска, мяч, мягкий кубик, картинка с шариками разного цвета и размера, обручи.

Раздаточный материал:

Набор цифр (от 1 до 5), набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цветные автобусы из картона, цветы из цветного картона, бабочки из цветной бумаги.

Методические приемы:

Дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход занятия.

Вос-ль: Сегодня нас пригласила в гости фея Считалочка. Поедем к ней в гости? А вы догадались почему её так зовут- Считалочка?

Ответы детей.

Вос-ль: Правильно, она любит считать.

Для того, чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить считалочку. Приготовьте свои ручки и считайте вместе со мной.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5!

Начинаем счет опять!

1,2,3,4,5! -

Вот и кончили считать!

1 задание«Назови фигуру»

Вос-ль: Все возьмите билеты- геометрические фигуры и найдите свои автобусы с такой фигурой. Назовите какая у вас фигура? (Ответы детей).

- Поехали.

Вос-ль: Вот мы и приехали в гости к фее Считалочке. В честь нашего приезда она развесила разноцветные воздушные шары.

2 задание: «Сравнение предметов».

На доске 5 воздушных шариков разного цвета и размера.

  • Посчитайте по порядку воздушные шары (первый, второй и т. д.).
  • Сколько всего воздушных шаров? (5)
  • Одинаковые ли шары? (нет)
  • Скажите, чем отличаются? (шары отличаются цветом и размером)
  • Скажите, что у шаров одинаковое? (у шаров одинаковая форма)
  • Какого цвета первый? (третий, пятый шарик...)
  • Который по счету красный шар? (жёлтый? синий?)

- Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

3 задание: игра «На полянке»

«Собери букет»

Вос-льФея Считалочка оставила нам задание.

 На полу разложены обручи (полянки), рядом цветы из цветного картона.

Вос-ль: Посмотрите, какая красивая поляна. Нужно в обруч положить столько цветов, сколько указывает цифра на карточке, которую я вам покажу.

«Посади бабочку на цветок» (Воспитатель раздает детям бабочки из цветной бумаги).

Сколько много бабочек прилетело! Помогите им сесть на цветок такого же цвета, как она сама. Всем бабочкам хватило цветов? (Всем)

Что мы можем сказать о количестве цветов и бабочек?

Дети делают вывод: бабочек и цветов поровну.

4 задание: «Игра с кубиком»

Вос-ль: Встаем в кружок, я буду бросать вам кубик, а вы должны поймать и назвать цифру, которая указана на стороне кубика.

А теперь немного отдохнем.

Физминутка «Гномик».

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперёд – «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

5 задание«Считаем до 5» (на слух)

Вос-ль: Фея Считалочка приготовила ещё задание, просит посчитать зайчиков.

Возле каждого из вас лежит набор цифр от 1 до 5. Я прочитаю стих о зайчиках, а вам нужно в нужном месте поднять цифру, которая соответствует количеству зайчиков.

Бежал заяц вдоль равнины, а значит заяц был один

К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало

Еще один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три

Мчит новый заяц «Путь мне шире» И стало их теперь четыре

Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять 

6 задание: Игра «Скажи наоборот» (с мячом) 

(Воспитатель по очереди бросает мяч детям)

Большой.-маленький

Высокий -низкий

Длинный -короткий

Толстый -тонкий

Широкий -узкий и т.д. 

7 задание: Игра «Когда это бывает?»

Завтракаем мы утром, а ужинаем…(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем… (днем)

В садик мы идем утром, а из садика…(вечером)

8 задание«Цифры рассыпались».

Вос-ль: Чтобы вернуться домой, нужно собрать по порядку цифры, которые рассыпались.

Молодцы, все справились. Вот мы и в детском саду.

Ребята, где мы с вами побывали?

Скажите, чем мы занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А что вызвало затруднения?

Молодцы, вы хорошо потрудились, за это фея Считалочка прислала вам угощения.

Ход занятия

  1. Организационный момент
    Вариант первый.
    Загадка.
    Вот большой и круглый дом.
    Ой, какое место!
    Ведь всегда ребятам в нем
    Очень интересно.

В этом доме непременно
Есть и звери, и арена.(Ответ: цирк)

2.Основная часть
Игра « Пограничники»
Детям предлагается разделить фотографии на две группы: сюжетные фотографии по темам: «театр» и «библиотека». Присутствует одна фотография по теме «цирк». ( На основе предварительной работы дети выделяют лишнюю картинку)
Воспитатель:
В цирке вновь аттракцион.
Выступают тигры, слон,
Акробаты и атлеты…
Покупай скорей билеты!

Игровое задание с блоками Дьенеша «Украсим цирковую афишу»
Воспитатель: Дети, Мы с вами будем играть в цирк. Но как зрители узнают, что состоится цирковое представление? ( Ответы детей: из афиши)
Давайте оформим нашу афишу. В какое время суток вы ходите с родителями в цирк? (Ответы детей: днем, вечером…)
Воспитатель: Выставим на афише модель (картинки), которая покажет, что наше цирковое представление состоится днем. (Дети выбирают и выставляют нужную модель на листе ватман).
Воспитатель: Как сделать так, чтобы будущие зрители цирка увидели афишу издалека? (Ответы детей: надо ее украсить, надо на ней нарисовать гуашью.)
Воспитатель: Давайте цирковую афишу украсим фигурами (воспитатель выставляет начало цепочки фигур на поиск закономерности, дети продолжают цепочку).

Игра « Подбери цифру"
Воспитатель: Вот афиша и готова. Зрители пришли на представление, но не могут найти свои места. Давайте зрителям поможем. (Стулья для игрушек стоят в два ряда. Дети рассаживают игрушки на стульчики с карточками с определенным количеством геометрических фигур в соответствии с эмблемой- билетом на игрушке).
Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он –конферансье и будет вести представление и приглашает детей-«артистов» в цирк (предлагает детям занять места за столом).
Воспитатель:
В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Леопарды, львы, тигрицы.

Игровое задания с блоками Дьенеша « Цирковые тумбы для артистов»
Воспитатель:
Дрессировщики, приготовьте для артистов-зверей тумбы: первая тумба: красная, квадратная, большая, толстая; вторая тумба: синяя, круглая, большая, тонкая; третья тумба: желтая, прямоугольная, большая, тонкая; четвертая тумба: желтая, треугольная, большая, тонкая.
Воспитатель: Разместите животных на тумбах-фигурах. ( Дети берут картинки с изображением львов и тигров).
Воспитатель: Возьмите палочку-стэк и сосчитайте сколько львов? (два) Сколько тигров? (два) Сосчитайте сколько всего животных( четыре). Возьмите цифру 4 и поместите ее на арену. Какие это животные (хищные).
Воспитатель: Посмотрите на последнего артиста, кто это?(Пони) Сосчитайте животных стекой. Сколько теперь всего животных? (пять)
Воспитатель раздает детям карточки с цифрой «5», предлагает заменить цифру четыре на цифру пять.

Игровое задание с блоками Дьенеша
Воспитатель: А теперь, дрессировщики, выберите самостоятельно цирковую тумбу для пони. (Дети выбирают фигуру, воспитатель спрашивает детей какую фигуру они выбрали. Воспитатель предлагает убрать блоки в коробку).
Воспитатель обращает внимание на игрушечных зрителей и их воображаемые аплодисменты.

Физминутка
Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики (подбрасывают воображаемые шарики).
И клоун зрителей смешит (дразнятся- большой палец у носа).
Смешит больших и маленьких.
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны(руки в стороны, балансируют ими).
Силач старается поднять стальные гири новые (поднимают воображаемые гири)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело (бегут с высокоподнятыми ногами, одна рука вверх).
И мы восторженно глядим (смотрят в воображаемый бинокль)
И хлопаем под песенку.

Игровое задание со счетными палочками « Сделай лесенку»
Воспитатель: (показывает картинку)
Эквилибристы выступают
И зрителей всех удивляют!
Воспитатель: Дети, постройте из пластин и счетных палочек высокую лестницу, на которой эквилибристы удерживают равновесие. Карточка – схема у вас на столе. Сколько у вас пластин? Сколько счетных палочек вам необходимо? (Дети выкладывают лесенку по схеме.)
Воспитатель обращает внимание на игрушечных зрителей и их воображаемые аплодисменты.
Итог: Мы играли в игру «Цирк». Вопросы: Сколько всего артистов-животных выступало на цирковой арене.

Демонстрационный: схематический рисунок грузовика с квадратными колесами, пятиугольник, рисунок: два клоуна с различными отличиями по цвету, форме шара и и т. п.; магнитная доска с фигурками - шары на магните, бубен, петрушка.

Раздаточный: карточки с 2-я полосами, листики, груши, набор цифр, геометрические фигуры, две полоски разного цвета и длины, игрушка, котелок и утенок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. часть. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в цирк. Необычный цирк, а математический. Давайте поедем с вами на машине. Вот на такой (рассматривают схемы). Из каких геометрических фигур состоит грузовик?

Как вы думаете, сможем ли мы на этом грузовике доехать до цирка? (нет, т.к. колеса квадратные) Что мешает ехать (углы).

Показ пятиугольника. А такие колеса поставим, можно ехать? Что это за фигура? Давайте, тогда каждый построит свой грузовик и поедет на нем в цирк. (Дети за столами делают грузовик из геометрических фигур). Звучит музыка. Поехали (дети садятся на места).

  1. часть. Вот мы и приехали.

  1. А петрушка хитрец. Он еще и математические загадки знает. Хотите их отгадать?
  1. Сколько ног у крокодила? У удава?
  2. Сколько глаз у светофора?
  3. Сколько ушей у двух мышей?
  4. Сколько глаз у двух ящериц?
  5. Сколько хвостов у двух собак?
  6. Сколько рук у девочки?

Игра «Бывает – не бывает».

Вопросы:

- В неделе 6 дней? - После понедельника наступает воскресенье? -Перед пятницей четверг? -В году 13 месяцев? -Декабрь – это последний месяц в году? - В году 5 времен года? -После лета наступает зима? - Назови соседей среды? - Назовите соседей субботы?

Игра “Назови соседей”.

- Потапыч, поставь пожалуйста соседий данных чисел. (на доске выложены цифры, медведь выставляет цифры по заданию, делает ошибки)

-Ребята, посмотри есть ли ошибки, если они есть, то давайте поможем Потапычу их исправить.

(выходят два ребенка, исправляют ошибки)

5

8

3

6

Вос-ль: Сегодня у нас гость. Давайте отгадаем, кто к нам пришёл. Послушайте загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остается,

Весельчак тот как зовется?

Дети: Клоун!

Под музыку появляется клоун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "В гостях у Феи Считалочки"

Формирование элементарных математических представлений...

ФЭМП в средней группе «В гости к фее Считалочке»

Конспект по ФЭМП в средней группе«В гости к фее Считалочке»Цель:Формирование элементарных математических представлений в средней группе.Задачи:1. Упражнять в умении различать и называть зн...

Конспект НОД по ФЭМП средней группы В гости к фее Считалочки

Формирование элементарных математических представлений в средней группе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "В ГОСТИ К ФЕЕ СЧИТАЛОЧКЕ"

Формирование элементарных математических представлений в средней группе....

Конспект по ФЭМП средняя группа "В гости к фее считалочке "

Цель:Формирование элементарных математических представлений в средней группе.Задачи:1. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник...