Конспект Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе №1 «Буратино» по познавательному развитию ФЭМП на основе обучения с использованием технологии логико - математических и развивающих игр.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Дашкова Оксана Васильевна

Тема: «Путешествие  по волшебной тропинке в страну Математики».

 

 Цельобобщить полученные знания, формировать навыки самостоятельной творческой работы, учить детей работать в группах; прививать интерес к математике; закреплять, расширять и углублять знания детей по математике.

 

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

 Обучающие задачи:

- систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач, закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, и записывать их решение с помощью цифр;

- расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение примеров;

-закреплять знания о днях недели, временах года, месяцах;

- закреплять умение находить соседей заданного числа;

- закрепить знание названий геометрических фигур;

- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

- упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке от 20 до 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

- формировать навыки измерения величины объёма жидкости с помощью условной мерки (стеклянного шарика).

Развивающие задачи:

-развивать познавательный процесс на материале логико-математических игр;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, - умению аргументировать свои высказывания;

- развивать познавательный интерес детей, творческое воображение

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

  Здоровье сберегающие задачи:

     - создать психологический комфорт путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снять физическое напряжение посредством двигательной активности.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: схема-карта с геометрическими фигурами, “домик” состав чисел, числовые карточки, геометрические модули, гелиевый шарик, письмо, атласная лента, киндер- сюрприз, кувшин, шарики, презентация. Заготовки геометрических фигур, клеенки, клей, салфетки.

Раздаточный материал: цифры, листы бумаги, цветные карандаши, “домик” состава чисел от 2 до 10,  , ручка, математические наборы, цифровой рисунок самолёт.

Методы и приемы:

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, игра-сюрприз;

 проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения;

словесные: комментированный анализ, проблемная беседа;

 аудиовизуальные: прослушивание звуков природы, просмотр презентации; практические: нетрадиционное рисование на планшете, конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЭМП подготовительная группа39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ход НОД.        

 I. Организационный момент.

 В-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с гостями.

 Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. 

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг).

 - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

(Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.)

В-ль:

 Не хотите вы сегодня отправиться по волшебной тропинке в страну математики? (Хотим)

А что мы с собой возьмём? ( Хорошее настроение, смекалку, смелость, здоровый дух).

(Открывается дверь, влетает шарик с письмом)

В-ль: Ой, шарик с письмом?! Интересно кому его адресовали? Посмотрим?

Детский сад «Сказка»№25.  Детям группы « Буратино».  От Царицы - матушки.  Давайте его прочтём?.

(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица – матушка из сказочной страны. У нас случилась беда. Мне очень нужна ваша помощь. Ребята, вы любите слушать сказки? (ответ детей) 

Тогда слушайте…

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь - батюшка. И правил он страной, которая называлась - Математика. В нашей стране всегда царили точность и порядок. И решил он объехать свои геометрические города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. В  наше математическое царство забрался злой колдун и устроил ужасный кавардак: разрушил все дома и геометрические фигуры, всех перессорил. Заколдовал название нашей страны, он сотворил ужасные вещи: совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в нашем математическом царстве-государстве!  А меня  заточил в своем замке. Дорогие ребята, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица - матушка».

 Постановка проблемы:

Дети, что же делать? А вы не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? ( Ответ детей) Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

 «Ну, что, ребята решили, поможем Царю - батюшке навести порядок в его   царстве-государстве и спасти его Царицу-матушку?»

Дети: «Да, да, поможем!»

II.Основной этап.

В-ЛЬ: А чтобы попасть в сказочное царство, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Раз, два, три - покружись, в сказке окажись». Открываем глаза.

В-ль: Ребята, попасть в царство  совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. Помните, чтобы справиться со всеми заданиями, вы должны быть смелыми, внимательными и сообразительными. А вернуться назад мы сможем, если справимся со всеми заданиями.

Не передумали? Тогда в путь!

В-ль: Как вы думаете, на чем можно отправиться в волшебную страну? (ответы детей) А вот на чём мы отправимся, узнаем после того как, соединим цифры по порядку.

1 остановка и 1задание: Игра «Выбираем транспорт»

(у детей карточки, на которых точки с цифрами)

Соедините точки по порядку, и получится картинка.

Что у вас получилось? (самолет)

Игра «Летчики, на аэродром»

 Завели мотор, расправили крылья и полетели.  (Дети двигаются по кругу

друг за другом, руки в стороны, имитируют полет самолета). 

  Приземляемся. (Дети присаживаются на корточки).  Вот мы и прилетели.

А паролем будут правильные ответы на задания, которые прислала Царица - матушка.

 В-ль: Смотрите, ребята, перед нами ворота, а чтобы их открыть, надо правильно ответить на вопросы, которые написаны нам в письме: Задание 1:«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». 

- Сколько дней в неделе?(7)

-Сколько месяцев в году? (12)

-Самый короткий месяц в году? (Февраль)

-Назовите весенние месяца? (март, апрель, май)

-Как долго длилась зима? (3 месяца)

- У квадрата есть углы? Сколько?  (Есть, 4)

- Сколько солнышек на небе? Какая форма у солнца? (Одно. Круг )

- Назовите  фигуры  без углов?  (Круг, овал)

- Сколько огоньков у светофора?  (3)

(За правильный ответ  детям даётся цифра с буквой, затем выкладывается пароль)

 В-ль: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы. Но, ворота почему-то не открываются. Давайте постучим:

 Пальчиковая гимнастика.

Громче пальчики стучите (сжать руки в кулачки)

Тук, тук, тук; тук, тук, тук (стучим указательными пальцами друг о друга)

Кулачки им помогите (стучать сжатыми кулаками друг о друга)

 Тук, тук, тук; тук, тук, тук.

В-ль: Не открываются?!  (Нет)

Но для того, чтобы открылись, нужно узнать пароль, надо числа поставить по порядку.  (Выходит ребенок и выкладывает числовой ряд)

В-ль: А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

В-ль: «Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране. 

Ребята,  куда нам нужно идти? Вы не видите подсказку? (оглядывается) А для чего лента? Что с ней нужно сделать? (ответ детей) Правильно мы получили геометрическую фигуру, круг.  Как к ней пройти? (повернуться…..)

2 задание: остановка  «Круг».

В-ль: Вам ребята предстоит стать спасателями и строителями.

Злой колдун   разрушил дом и улицу Царицы-матушки, которые состоят из геометрических фигур.

Но царица, прислала нам схему, по которой мы должны восстановить её дом в математическом царстве. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит дом».

Дети: «Из квадратов, треугольников, прямоугольников…».

 Задание«Построй дом из геометрических фигур». ( математические наборы )

(Дети собирают дома из геометрических фигур по схеме).

В-ль: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!».

В-ль: Прочитаем нашу подсказку, в какой геометрический город отправимся. В конверте  лежит 4 счетные палочки, спросить, что из них можно сделать? (квадрат)

- Как к нему пройти? (повернуться на право, потом идти прямо).

Задание №3

В-ль: В царстве Математики построен новый город, но  жители города в ссоре. Их нужно помирить. Не теряем ни минуты, отправляемся в этот город. Самолет нам не понадобится, разомнёмся немного,  пойдём пешком.

Ребята, пришли мы к квадрату. Что же здесь нас ждет? Смотрите, письмо лежит. Скорее всего, Царица – матушка инструкцию оставила.

Посмотрим, что же в нём лежит? (буквы и задание)

Царица - матушка говорит, если мы правильно дадим ответы на вопросы, то вы получите подсказку к следующему городу.

1. Сколько ушей у 4 мышей? (8)

2. Сколько ножек у двух стульев? (8)

3. По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап? Сколько гусей ходило по двору? (3)

4. На столе стоит 5 стаканов с компотом. Папа выпил из одного стакана компот и поставил стакан на стол. Сколько стаканов осталось на столе?    (5)

5. На берёзе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветки растут 3 тонких веточки, на каждой тоненькой веточки по 1 яблочку. Сколько всего яблок растет на берёзе? (на берёзе не растут яблоки)

6. Над рекой летели птицы – голубь, щука, две синицы. Сколько всего летело птиц? (3 птицы)

7.Назовите три дня подряд, не используя название дней недели? ( вчера, сегодня, завтра, )

8. Назовите три дня подряд? (сегодня, завтра, послезавтра)

9.Сколько будет пальцев на руке, если он спрячет из них три? (2)

В-ль: Молодцы ребята, все математические загадки вы отгадали. Теперь нужно сказать, что сделать с подсказкой? Правильно, составить пазл. И получилась, какая фигура? (Полукруг)

Задание 4 .Остановка «Полукруг».

Здоровье сберегающие технологии: Подвижная игра.

На пути у нас ручеёк, он разлился – не пройти. Давайте поиграем в игру «Ручеёк, в воротца».

Материал: числовые карточки от 1 до 9 в двух экземплярах, Одна – 10.

Ход игры: двое детей (ведущих) берутся за руки, подняв их вверх, образуют воротца. В руках у них цифра 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифра. По сигналу воспитателя: «ручеёк, в воротца», дети образуют пару так, чтобы образовалось вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4 и т. д.

Пропустил нас ручеёк, значит, мы всё сделали правильно.

В-ль: А вот и домики нового города. Подскажите жителям домиков, по соседству с какой цифрой должны они поселиться.

Задание № 5: «Засели  жителей в свои квартиры».

В-ль: Спасибо, ребята, вы помирили жителей города, кто помогал нам выполнять задания? Правильно, цифры.

- Какая подсказка нас ожидает, открываем  конверт от Царицы-матушки. Пишет: Составьте обратный ряд  от большего         к меньшему числу (от 20  от 10). Что получилось? (треугольник)

А теперь идём дальше, путь открыт в город геометрических фигур «треугольников».

В-ль: Как нужно нам идти, куда повернуться? (ответ детей)

Задание 6. « Остановка  Треугольник».

В-ль: Посмотрите, ребята, в этом царстве тоже есть море. Как же нам перебраться на противоположный берег? (смотрит вдаль) Что мы видим  в море? Парусники. (Корабли). На какие геометрические фигуры похожи паруса? Правильно, на треугольники. Давайте, построим парусники.

Игра «Изготовь лодку».

Дети делают по образцу лодки из блоков Дьенеша.

Молодцы, ребята, теперь мы сможем переплыть через море. Вижу устали, предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть

 В-ль: Ребята, давайте  немножко разомнемся: Игра-соревнование

«Кто самый умный». Решение задач.

В-ль: Ребята, из чего состоят задачи?( Из условия, вопроса и решения)

1.Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет,

Съел одну конфету внук

Сколько же осталось штук? (7-1=6)

2.Пять пушистых щенят

Все в корзиночке лежат,

А один решил сбежать.

Сколько их останется лежать? (5-1=4)

3.Девять грибов нашел Максим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес? (9+1=10)

5.Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей? (4+2=6)

 Воспитатель: Ну что ж, отдохнули, а теперь в путь. Что покажет нам карта?

Дети: Впереди нас ждет город «Ромб ». Нужно развернуться назад и идти прямо. Вот и пришли.

Задание 7. Остановка «Ромб».

В-ль: Дети, по карте  мы видим, что мы пришли в последний геометрический город Ромб. Вы все ближе и ближе к победе над злым колдуном. Здесь стоит замок злого колдуна, где держит в заточении Царицу-матушку. Он нам приготовил очень трудные задания, но мы с вами справимся. И всех освободим от него.

Вы готовы? Работаем в парах, занимайте места с планшетами и внимательно слушайте задания.

В-ль: Выбирайте любой цвет гуаши, какая вам понравится. (Работаем пальчиком) Рисуем фигуру трапецию в центре планшета. Работаем одновременно. Далее, слушаем внимательно задание.

1.Проведите 1линию так, чтобы у вас получилось две фигуры - треугольник и параллелограмм. Молодцы.

2.Другую линию нужно  провести так, чтобы получилось три равных треугольника. Хорошо, молодцы.

3. Теперь нужно   добавить ещё две  линии так, чтобы получился один большой треугольник. Получилось?  Очень хорошо.

4.И последнее. Нарисуйте 2 большие линии, чтобы получился один большой ромб. Отлично ребята.  Хорошая работа. Вытираем руки салфетками ,и вы ходим на ковер.

Опыт.

В-ль: Мы с вами справились со всеми заданиями, освободили страну Математики, вернули царю царицу, наладили порядок в геометрических городах, прогнали злодея колдуна из страны.

Ну, а теперь нам пора  возвращаться из математической страны. А для того, чтобы мы нашли дорогу домой, Царица Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндере – сюрпризе. Но вот беда, киндер-сюрприз попал в воду, и мы должны его достать. Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать? (ответы детей).

Я помогу вам.  Для того, чтобы справиться с заданием нам понадобятся вот такие пластилиновые шарики. Я буду опускать их в воду, а вы называйте, какой  по счету шарик я опускаю.(Первый, второй..)

Посмотрите, что произошло: с помощью шариков уровень воды поднялся, и мы смогли достать капсулу, не опуская руку в кувшин.

В-ль: Молодцы! Нам пора возвращаться, заводим мотор у самолета, расправили крылья и полетели (дети медленно бегут по кругу, руки в стороны, изображая полет самолета).

III.Заключительная часть.

В-ль: Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Устали, сейчас немножко отдохнем.

 Ложитесь на ковре на спину, вытяните руки вдоль туловища, закройте

глаза (упражнение на расслабление).

               Напряжение улетело…

               И расслаблено все тело (2раза)

               Будто мы лежим на травке,

               На зеленой мягкой травке…

               Греет солнышко сейчас…

               Руки теплые у нас…

              Жарче солнышко сейчас…

              Ноги теплые у нас…

              Дышите легко…ровно…глубоко…

Оценочно-рефлексивный этап.

- Понравилось путешествие?

- В какой волшебной стране мы побывали?

-Много было испытаний на пути по стране Математика?

-Какое задание было сложным? Простым?

- Что вы хотели бы повторить?

- Как вы думаете, что помогло вам выполнить все задания успешно?

В дверь влетает шарик с конвертом. Воспитатель читает письмо.

«Дорогие друзья!

Огромное вам спасибо за оказанную помощь. В моем царстве снова царит абсолютная точность и порядок. В благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично вам вручаются медали, раскраски и настольную игру «Страна математике». Надеюсь, они вам понравятся.

Царица математики».

Воспитатель: Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду вы, оказали помощь математической стране. Скоро вы пойдете в школу. Там вы узнаете много нового и интересного. Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности: квест-игра «Путешествие с Буратино».

Тема: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".Задачи:Обучающие:-закрепить с детьми понятие «деньги»;-дать понятие: «купюра»,...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию на основе формирования элементарных математических представлений на тему: «Теремок»

Цель: Закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить знания детьми названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольни...

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Поможем Чебурашке подготовиться к школе»

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....