Как помочь Буратино
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Артемьева Елена Иннокентьевна

Конспект по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx105.93 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект открытого занятия по математике

            в подготовительной к школе группе

                                                                                                                     

j0297551

                         

                           

                           Выполнила: воспитатель

                           МАОУ «Белочка»

                           Артемьева Е.И.

                                       

                                     

                                                       

               

                                        Тема: «КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО?»

 Задачи:

  1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели; геометрических фигурах.
  2. Повторить порядковый и обратный счет, четные и нечетные числа,

      части суток, время года, весенние.

  1.  Продолжать учить выделять условие, вопрос, решение и ответ задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
  2. Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
  3. Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
  4. Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
  5. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

   1. Приготовить числовые домики с номером  5

- цифры;

- Приготовить конверты с геометрическими фигурами.

  1. Подготовить раздаточный материал;
  2. Подготовить демонстрационный материал.

Методические приёмы:

  1. Наглядные;
  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);
  3. Игровые (сюрпризный момент);
  4. Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Демонстрационный материал:

  1. Картинка «человечек из геометрических фигур»;
  2. Числовой домик (без жильцов).
  3. Мячик для игры.

Раздаточный материал:

  1. Линейки с окошечками (по 1 на каждого ребёнка);
  2. Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);
  3. Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки

0,5 х. 0,5 или 1 х 1 см.)

  1. Числовые домики.

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент – 3 мин.
  2. Разминка – 3 мин.
  3. Решение логических задач – 3 мин.
  4. Решение арифметических задач – 5 мин.
  5. Физ.минутка – 1 мин.
  6. Разбор состава числа – 3 мин.
  7. Решение задачи с использованием счёта геометрических фигур – 3 мин.
  8. Рисование «золотого» ключика – 3 мин.
  9. Итог занятия – 2 мин.
  10. Заключительный сюрпризный момент – 2 мин.

                     ХОД ЗАНЯТИЯ:

В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку.

     Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?  (да)

 ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»

В.: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Д.:-------------

В.:- Алиса, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. В пожарном уголке.

(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)

В.: -Задание №1.Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

       1. Какой сегодня день недели?

       2. Сколько всего дней в неделе?

       3. Сколько рабочих дней в неделе?

       4. Сколько выходных дней в неделе?

       5. Как называется пятый день недели?

       6.  Назовите четыре времени года?

       7.  Какое сейчас время года?

       8.  Какие весенние месяцы вы знаете?

       9. Назовите части суток?

     Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…). Что же это за геометрическая фигура?

     Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой – круг.

      В уголке природы.

     Юля, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг.  

    (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).

 -Задание № 2. (Буратино, просит помочь ему вспомнить порядковый счет и обратный). Игра «Математическая разминка» Надо вспомнить порядковый и счет от 1 до 10 и обратный от 10 до 1 (раздать детям карточки с цифрами ходьба по лесной полянке под музыку по окончании музыки быстро собраться по порядку).

     (дети выполняют задание) проверяет правильность выполнения задания ребенок кому не досталась карточка.

                           Игра с мячом назови предыдущее число (повторим обратный счет).

                         Повторить цвета на палитре. (Как лучше запомнить цвета?)

                        «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

       В.: - Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Д.: -(3 угла у треугольника). Конверт с треугольником находится в парикмахерской

     под зеркалом.

   (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

 Задание № 3. «Реши задачи» Буратино затрудняется решать задачи, поможем ему?

В- Давайте все сядете за столы, возьмите линейки с окошечками.

В.:- Сейчас вы послушаете условие задачи, а потом ответите на мой вопрос.

     « На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» (Отвечаете полным ответом, сидим прямо не сутулимся).

Задача № 2.

 «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

(Полный ответ, на ветке осталось висеть 2 яблока).

Задача № 3.

 На озере плавали 4 белых лебедя и один черный. Сколько всего лебедей плавало на озере?

Задача № 4.

 « Бабушка и Катя мыли посуду. Бабушка вымыла 3 тарелки, а Катя 2. Сколько всего тарелок вымыли Катя с бабушкой ?» (5)

Задача № 5.

На грядке росло 6 морковок. Мама выдернула 2 морковки. Сколько морковок осталось на грядке? (4)

В.:- Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Д.:--- (Это квадрат) Рома принеси конверт с геометрической фигурой квадрат он находится

 уголке игрушек возле кукол с правой стороны.

В.:- Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм? Д.:- (Витамины, овощи, фрукты.

В.:-Ну, а мы свами укрепим свой организм гимнастикой.

В.:- Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.

                                       

                                     ФИЗ.МИНУТКА «БУРАТИНО»

            «Буратино потянулся,              - встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться

                                                                              в исходное положение;

                Раз, нагнулся два  нагнулся,     -  руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон        

                                                                              вперёд. Выпрямиться;

                 Руки в стороны развёл,         -   развести руки в стороны;

              Ключик видно не нашёл,       -  повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;

              Чтобы ключик нам достать   - опустить руки вниз;

              Надо на носочки встать           - встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть    

                                                                             руки перед собой;

              И руками помахать».                - помахать руками.

В.:- А теперь откроем конверт, на котом изображён квадрат.

( воспитатель открывает конверт, достаёт задание). 

Задание № 4.

В.:- Ребята, Буратино отправил нам домики с номером 5. Только вот квартиры он не смог  пронумеровать. Вам надо их пронумеровать. Вот подсказка сумма номеров двух квартир

должна быть равна номеру дома. Пронумеруйте квартиры в этом доме (см. приложение № 2).

В.:- Подвиньте к себе домики и цифры. Пронумеруйте квартиры. (дети задание).

    Все справились? Давайте проверим. Номина, пожалуйста, расскажи, как ты пронумеровала квартиры.

(Номина рассказывает, как она выполнила задание, все проверяют свои работы).

    Молодцы, ребята!

       « Следующее задание в конверте с изображением прямоугольника». он находится

       В уголке правила дорожного движения на второй полке слева от паркинга.

В.:- Аламжи, принеси нужный конверт.

( ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)

 Задание № 5.

        « Надо найти в группе необычного мальчика. Он находится в книжном уголке с правой стороны на парте.

В.:- Настя, посмотри, кто там спрятался.

(ребёнок подходит к указанному месту, достаёт нарисованное и с помощью геометрических фигур, изображение мальчика и приносит воспитателю).

См. приложение № 3.

В.:- Это  правда необычный мальчик. Из чего же он состоит?

Д.:---------------(из геометрических фигур).

В.:- Назовите их.

Д.:---------------(круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).

В.:- А теперь сосчитайте и покажите цифру.

  1. Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)
  2. Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------(4)
  3. Сколько КВАДРАТОВ--------------------------------------------------(3)
  4. Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ-------------------------------------------- (7)

(После каждого подсчета геом. Фигур дети показывают цифру)

(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)

В.:- Это нам? Спасибо. А от кого оно?

    - Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.

Чтение письма.

      « Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».

В.:- Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

             4 клетки – вправо

             2 клетки – вверх

             4 клетки – вправо

              5 клеток – вниз

              4 клетки – влево

              2 клетки – вверх

              4 клетки – влево

              1 клетка – вниз

              1 клетка – влево

              1 клетка – вниз

              1 клетка – влево

              3 клетки – вверх

              2 клетки - вправо

В.:- Что получилось?

Д.:- ---------------------(ключик)

В.:- Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино.

(работы собираются и выносятся за пределы группы)

Подводится итог занятия: Ребята скажите кому мы сегодня помогали?

Как мы помогли ему?  (вспомнили дни недели, времена года, части суток , повторили порядковый и обратный счет, разделили числа на четные и не четные, пронумеровали дом с №5, повторили цвета, решали задачи. Нарисовали золотой ключик.

во время которого «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо – ответ. 

    «Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!» Оправляю вам в знак благодарности сладкие призы.

Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.

                                                Приложение № 1                                                                                              

                                                                                                                               Приложение №2

                   

                                                                                                         

                   


                                                                                                                             

                   


                                                            Тема:

«Как помочь Буратино»

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Художественное слово»

Цель: расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.

  1. Задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели; геометрических фигурах.
  2. Повторить порядковый и обратный счет, четные и нечетные числа,

      части суток, время года.

  1.  Продолжать учить в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;
  2. Совершенствовать знания о составе числа 5 из 2-х меньших чисел;
  3. Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
  4. Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
  5. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 Методы и приемы:

  • Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
  • Наглядный ( Учебная зона, учебная доска, рисунок необычного мальчика);
  • Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала):

- репродуктивный метод (задания № 1 «Не зевай быстро на вопросы отвечай», №2 «Математическая разминка», №3 «Решите задачи», № 4 «Числовой домик»)

- эвристический метод (Задание № 5 «Человечек из геометрических фигур», № 6 «Рисование  ключика»

- исследовательский метод ( № 5 «Поиск геометрических фигур на необычном человеке»

Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность. Это было сделано с помощью игрового сюжета  «Как помочь Буратино», с чтения письма. Непосредственно образовательная деятельность  была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: помочь Буратино.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности был введен герой Буратино, который отправил письмо о помощи.  На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности, он отправляет письма с заданиями детям, и просит помочь ему.  После каждого успешно выполненного  задания дети снова получают письма с другими заданиями ориентируясь в групповой комнате они ищут конверты с геометрическими фигурами.

Основная часть  НОД - это самостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение пройденного материала, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.  

 Задание № 1 - «Не зевай быстро на вопросы отвечай» - направлено на повторение  изученного материала, развитие памяти, внимания.

Задание № 2 - «Математическая разминка»  было дано с целью закрепления навыков порядкового и обратного счета в пределах 10,  знание состава чисел в пределах 10. Повторение цвета на палитре с использованием мнемонических фраз.

Задание №3 - «Реши задачи» - были предложены детям для  закрепления  навыков формирования вычислительной деятельности, простых арифметических операций в уме, а также для развития слухового внимания.

Задание № 4 - «Числовой домик» -  ставило следующие задачи: закрепить решение простых арифметических задач; формировать арифметические действия сложения; совершенствовать умение заполнять арифметические действия, используя карточки с цифрами.

Задание № 5 -  «Человечек из геометрических фигур» - способствовало закреплению знаний о геометрических фигурах. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.

Задание № 6 - «Рисование ключа по клеточкам»  стимулировало детей на закрепление навыков математического моделирования (по схеме, по представлению), развитие творческого мышления.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена,  физкультминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Для решения учебных задач  использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования,  развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: Числовой домик, линейка с окошечками, картинка с изображением человека из геометрических фигур, мяч для игры повторение обратного счета, листочки в клеточку для рисования золотого ключика.

Использование в непосредственно образовательной деятельности героя сказки Буратино, физкультминутки превращение  на время в Буратино, обеспечивало активность, высокую работоспособность,  интерес детей к содержанию  деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.

В заключительной части НОД 

По  итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

-   дети успешно справились с заданиями,  отправленные Буратино.      

- дети усовершенствовали навык  решения  задач на сложение и вычитание;  -- совершенствовали знания о составе числа пять из двух меньших чисел;

-  дети усовершенствовали навык рисования по клеточкам.

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30  минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1.Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр.2.3акрепить умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством ...

Конспект занятия по ФЭМП "Как помочь Буратино"

Тип данного занятия - игровое, в процессе которого дошкольники в увлекательной форме закрепляют счет до 10, развивают логическое мышление, совершенствуют понятийный аппарат....

Конспект занятия по формированию элементарных мтематических представлений на тему: "Как помочь Буратино!"

Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад , то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете заг...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП Тема: «Как помочь Буратино»

Программное содержание:Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знание о последовательности чисел.Учить составлять фигуры из счетных палочек, упражняя детей в самостоятельн...

"Поспешим помочь Буратино"

Закреплять математическое представление детей......

Самостоятельная работа "Как помочь Буратино?"

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» (Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе по теме «Как помочь Бура...

«Как помочь Буратино?»

Конспект открытого занятия по математике с элементами татарского языка в подготовительной к школе группе...