Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Войнова Наталья Николаевна

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому инновационной деятельностью данной Программы является формирование математических представлений детей дошкольного посредством авторской игровой технологии «Занимательная математика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voynova_programma.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 842»

(ГБОУ «ШКОЛА № 842)

Дополнительная образовательная программа

по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

«Занимательная математика»

Срок реализации: 4 года

Разработала: воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

Войнова Наталья Николаевна

Москва, 2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Содержание программы………………………………………………………..8

3. Список источников……………………………………………………………26

4. Приложение……………………………………………………………………28

1. Пояснительная записка

        Данная дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Инновационной программы дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2019 г.) и методических рекомендаций по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Е.В. Колесниковой,         Н. В. Нищевой,         И. А. Помораевой. Программа полностью соответствует ФГОС ДО.

        Актуальность и отличительная особенность программы

        Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности, основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

        Следовательно, необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

        На сегодняшний день актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. С помощью игровых технологий дети, с одной стороны, получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать; с другой стороны, игровые технологии обеспечивают педагогам личностно-ориентированный подход к детям. Вместе с тем, данные технологии позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

        Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества дошкольного образования и практической потребностью в использовании педагогами современных образовательных программ.  Таким образом, игровые технологии помогут расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию у воспитанников математических представлений.

        Обновление содержания образования нацеливает педагогов-дошкольников на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Математическое развитие в свете современных требований, ориентируется на развитие личности ребёнка и отсюда следует, что данный процесс в современных условиях должен:

        - активизировать у дошкольника мыслительную и познавательную деятельность;

        - учить детей находить и осваивать способы познания окружающей действительности;

        - развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому инновационной деятельностью данной Программы является формирование математических представлений детей дошкольного посредством авторской игровой технологии «Занимательная математика».

Методологической основой Программы являются:

- исследования отечественной науки о закономерностях математического развития ребенка в дошкольном возрасте (А.М. Леушина, Г.А. Репина, Т.В. Тарунтаева, Е.М Щербакова, Л.П. Стойлова, НМ. Фрейлах и др.);

- положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, о деятельностном подходе в обучении;

- современную концепцию математического развития дошкольников, ориентированную на введение детей в мир математической логики, развитие самостоятельности мышления, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальной школе, сочетание практической и игровой деятельности;

- психолого-педагогические исследования Н.Н. Подьякова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, ЛА. Венгера, научно обосновавших и доказавших, что умственные возможности детей в процессе обучения математике значительно больше, чем считалось ранее.

Содержание Программы реализуется в различных видах детской деятельности: игре, общении, образовательной деятельности, а также в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и педагогами детского сада и начальной школы.

Программы ориентировано на развитие математических представлений и способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет) и осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учёт математических представлений, полученных из личного опыта ребёнка (игра, общение и т.д.);

- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

Цель Программы: приобщить детей дошкольного возраста к математическим знаниям, накопленным человеком, с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованием ФГОС ДО.

Задачи Программы:

- создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей и познавательной активности;

- ввести ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомления с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование;

- формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоение ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);

- формировать предпосылки к учебной деятельности, которые поспособствуют успешному обучению в школе;

- развивать психические процессы (внимание, память, мышление);

- развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);

 - учить детей применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);

- формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);

- воспитывать инициативность, самостоятельность;

- повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.

        Принципы построения педагогического процесса при реализации Программы:

        - всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и  ответственности ребенка;

        - принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;

        - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

        - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

        - принцип позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

        - учет индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;

        - личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;

        - принцип эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

        Планируемые результаты:

        1. Для детей (целевые ориентиры). Целевые ориентиры – социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, выступающие основателями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами по результатам проекта:

- дошкольник проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;

 - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- связно и громко выражает свои мысли;

- осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;

- проявляет любознательность;

- интересуется причинно-следственными связями;

- обладает элементарными представлениями в области математики;

- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.         Планируемые результаты имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребёнка, которые являются ориентирами в деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.

2. Для родителей: развитие партнёрских отношений, включение родителей в образовательную деятельность, повышение педагогической компетентности в вопросах формирования у детей математических представлений.

3. Для педагогов: повышение знаний и опыта в вопросах формирования у детей младшего и старшего дошкольного возраста математических представлений.

        Сроки реализации программы: 4 года.

         Форма образовательной деятельности: групповая.

        Способы определения результативности

        Проведение педагогического мониторинга, включающего в себя диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в соответствии требованиями ФГОС ДО. Система оценочных средств (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э. М. Дорофеева) позволит проконтролировать и оценить результат освоения программы. Виды проводимого контроля: начальный (с целью определения уровня развития детей), текущий (определение степени освоения материала) и итоговый.

        Итогом в реализации программы являются:

        - результаты диагностики с позитивными изменениями в развитии детей;

        - проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных задач;

        - участие в конкурсах познавательной направленности;

        - презентация результатов на педагогическом совете.

2. Содержание программы

2.1. Учебный план

        Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:

        - младшая группа (3-4 года) – 10-15 мин;

        - средняя группа (4-5 лет) – 20 мин;

        - старшая группа (5-6 лет) – 25 мин;

        - подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 30 мин.

Учебный план работы в младшей группе (3-4 года)

Кол-во ОД в неделю

Длительность ОД

Кол-во ОД в месяц

Кол-во ОД в год

Кол-во воспитанников

2

15 мин

8

64

6

Учебный пан работы в средней группе (4-5 лет)

Кол-во ОД в неделю

Длительность ОД

Кол-во ОД в месяц

Кол-во ОД в год

Кол-во воспитанников

2

20 мин

8

64

10

Учебный пан работы в старшей группе (5-6 лет)

Кол-во ОД в неделю

Длительность ОД

Кол-во ОД в месяц

Кол-во ОД в год

Кол-во воспитанников

2

25 мин

8

64

10

Учебный пан работы в подготовительной группе (6-7 лет)

Кол-во ОД в неделю

Длительность ОД

Кол-во ОД в месяц

Кол-во ОД в год

Кол-во воспитанников

2

30 мин

8

64

10

                Разделы Программы:

                - Количество и счет.

                - Величина.

                - Ориентирование в пространстве.

                - Ориентирование во времени.

                - Геометрические фигуры.

                - Логические задачи.

                Оборудование для реализации программы:

                - Учебные пособия.

                - Предметные картинки.

                - Раздаточный и счетный материал.

                - Набор цифр.

                 - Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

                - Модель часов, весы.

                - Арифметическое домино, мозаика, пазлы.

                - Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.

                - Строительный конструктор.

         - ТСО (технические средства обучения).

                - Кубики с сюжетными картинками.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

        Количество и счет

        - Умение у детей сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

        - Установление равенства и неравенство групп предметов.

        - Понимание и использование в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

        - Понимание значения вопроса «Сколько» и правильный ответ на него.

        - Знакомство со стихами, загадками, сказками, потешками.

        Геометрические фигуры

        - Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

        - Знакомство с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

        -  Приемы обследования зрительно-двигательным путем.

        - Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

        - Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.         Величина

        - Сравнение предметов различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Использование в речи результатов сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

        - Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединению их по этому признаку.

        Ориентировка во времени

        - Различение и правильное называние частей суток: утро, день, вечер, ночь.

        - Различение и правильное называние времен года: осень, зима, весна, лето.

        Ориентировка в пространстве

        - Умение различать правую и левую руку.

        - Умение обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.

        - Умение двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Тема

1

Большой – маленький

2

Один, много

3

Круг. Осень

4

Высокий, низкий

5

Большой – маленький

6

Один, много

7

Высокий – низкий. Большой – маленький

8

Утро

9

Слева, справа

10

Треугольник

11

День. Осень.

12

Большой, маленький

13

Круг, треугольник

14

Ночь

15

Один, много

16

Высокий, низкий

17

Утро

18

Слева, справа

19

Круг, треугольник

20

День. Зима

21

Над, под

22

Толстый, тонкий

23

Ночь

24

Большая, поменьше, маленькая.

25

Слева, справа, наверху.

26

Слева, справа

27

Круг, треугольник

28

Над, под. Зима

29

Толстый, тонкий

30

Квадрат

31

Один, много

32

Над, под

33

Круг, треугольник

34

Большая, поменьше, маленькая.

35

Слева, справа, наверху.

36

Круг, квадрат, треугольник

37

Над, под

38

Толстый, тонкий

39

Слева, справа, наверху, внизу

40

Высокий, низкий

41

Круг, квадрат, треугольник

42

Один, много. Весна

43

Над, под

44

Круг, треугольник

45

Слева, справа, наверху, внизу

46

Толстый, тонкий

47

Утро, день ночь

48

Круг, квадрат, треугольник

49

Над, под

50

Большая, поменьше, маленькая.

51

Прямоугольник

52

Толстый, тонкий

53

Слева, справа, наверху, внизу

54

Слева, справа

55

Времена года

56

Геометрические фигуры

57

Толстый, тонкий. Над, под

58

Большая, поменьше, маленькая

59

Прямоугольник

60

Утро, день ночь

61

Высокий, низкий

62

Слева, справа

63

Геометрические фигуры

64

Времена года

Младший дошкольный возраст (4—5 лет)

         Количество и счет

        - Закреплять умения:  считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).         

        - Знакомить с стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

        - Развивать умения соотносить цифры с количеством предметов.                 - Развивать понимание отношений между числами в пределах пяти.

        - Учить отгадывать математические загадки.

        - Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько? Который? Какой по счету?».

        - Устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.

        Величина

        - Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров).

        - Употребление в речи сравнений (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький).

        - Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этому признаку.

        Геометрические фигуры

        - Закреплять знания: о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

        - Развивать представления о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

        Ориентировка во времени

        - Закрепить умения: различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

        - Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.

        - Развивать умение различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.

        - Различие понятий: быстро, медленно.

        Ориентировка в пространстве

        - Продолжать учить: различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо; обозначать словами положение предмета относительно себя; ориентироваться на листе бумаги.         

        - Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавливать последовательность событий, развивать приёмы анализа и синтеза.

Тема

1

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление

соответствия между ними. Величина. Большой и маленький.

2

Геометрические фигуры. Круг (находить множества фигур)

3

Количество и счет. Цифра 1. Времена года

4

Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в

пространстве. Слева, справа.

5

Количество и счет. Установление соответствие соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

6

Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества

фигур). Логическая задача.

7

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление

соответствия между ними. Величина. Большой и маленький.

8

Цифра 2. Геометрические фигуры. Круг (находить множества фигур)

9

Количество и счет. Ориентировка во

времени. Части суток.

10

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

11

Величина. Большой, поменьше, самый

маленький. Геометрические фигуры.

12

Квадрат (находить среди множества

фигур). Логическая задача.

13

Величина. Большой,

поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры.

Треугольник ( находить среди множества фигур).

14

Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Цифры 1, 2

15

Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше. Осень

16

Величина. Короткий, длинный. Времена года

17

Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур)

18

Количество и счет. Цифра 3. Части суток

19

Соотнесение цифры с

количеством предметов. Ориентировка во времени. Осень

20

Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3. Величина.

21

Высокий, низкий. Логическая задача. Ориентировка в пространстве

22

Количество и счет. Цифра 4. Соотнесение количества предметов с цифрой.

23

Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры.

Прямоугольник (находить среди множества фигур)

24

Количество и счет. Независимость числа от пространственного

расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел,

установление равенства.

25

Ориентировка в пространстве. Положение

предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

26

Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4. Логическая задача. Ориентировка в пространстве

27

Количество и счет. Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4. Счет по образцу. Части суток

28

Ориентировка в пространстве. Далеко, близко.

Логическая задача. Времена года

29

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.  

30

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во

времени. Времена года ( зима, весна, лето, осень).

31

Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Части суток

32

Ориентировка в пространстве.

Слева, посередине, справа. Логическая задача

33

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко.

34

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с

геометрическими фигурами. Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

35

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол,

середина.

36

Геометрические фигуры. Логическая задача.

37

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость

числа от пространственного расположения предметов.

38

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера ( большой, поменьше, самый маленький).

39

Обобщение материала.

40

Количество и счет. Независимость числа от величины предметов.

Порядковый счет. Логическая задача.

41

Установление последовательности

событий (части суток). Величина. Закрепление понятий «широкий»,

«поуже», «еще поуже», «самый узкий».

42

Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5,

соответствие цифры с числом.

43

Ориентировка во времени. Вчера, сегодня,

завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

44

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, левый верхний угол,

нижний левый угол, середина.

45

Геометрические фигуры. Логическая задача.

46

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость

числа от пространственного расположения предметов.

47

Ориентировка в

пространстве. Определять пространственное (расположение предметов по

отношению к себе). Логическая задача.

48

Обобщение по теме.

49

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Порядковый

счет. Логическая задача.

50

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа,

вверху, внизу. Времена года.

51

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по

образцу.

52

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с

геометрическими телами. Логическая задача.

53

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.

54

Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача.

55

Количество и счет. Математическая загадка. Знания о цифрах. Величина.

Широкий, узкий.

56

Ориентировка во времени. Времена года.

57

Обобщение по теме.

58

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Соотнесение

количества предметов с цифрой. Логическая задача.

59

Ориентировка на листе

бумаги. Слева, справа. Нахождение различий. Части суток.

60

Количество и счет. Закрепление знаний цифр от 1 до 5. Порядковые

номера по счету до 5. Понятия «Сколько?», «Какой?».

61

Геометрические

тела. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических

изображениях. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача.

62

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по

образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с

геометрическими телами.

63

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий,

узкий. Ориентировка во времени. Времена года.

64

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий,

узкий.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

         Количество и счет 

        - В образовательной деятельности по этому разделу у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, учить видеть составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями.

        - Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

        - Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на 1.

        - Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.         

        - Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе).

        - Учить на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

        Величина 

        - Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.

        - Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей, развивать глазомер.

        Геометрические фигуры

        - Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.

        - Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

        - Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

        - Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).

        - Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

        - Продолжать учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

        - Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

        Ориентировка во времени

         - Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.         - Учить пользоваться в речи словами - понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

        - Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

        Ориентировка в пространстве

        - Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

        - Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между).

        - Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

        Логические задачи

        - Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

        - Развитие мышления, внимания, памяти.

 

Тема

1

Число 1 и цифра 1,величина.

2

Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе.

3

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

4

Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой.

5

Логические задачи. Части суток. Дни недели

6

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр,

величина, круг

7

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

8

Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины

предметов

9

Обобщение по теме

10

Число и цифра 6, знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел,

понятия «длинный», «короче», «еще короче»

11

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

12

Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >,=, независимость числа от расположения

предметов, квадрат и треугольник.

13

Логические задачи. Части суток. Дни недели

14

Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и

количеством предметов.

15

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

16

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -

17

Обобщение по теме

18

Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -, < ,>,понятия «слева»,

«справа», «сзади», «впереди»

19

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

20

Число и цифра 7,знаки =, +,порядковый счет, деление квадрата на 2,4

части.

21

Логические задачи. Части суток. Дни недели

22

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

23

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

24

Числа и цифры 1-8,знаки +,-

25

Обобщение по теме

26

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина -

деление предмета на 4 части.

27

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

28

Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал

29

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

30

Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет.

31

Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества

32

Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели.

33

Логические задачи. Части суток. Дни недели

34

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи.

35

Обобщение по теме

36

Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.

37

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

38

Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших

39

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка

предмета.

40

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради в

клетку.

41

Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух

меньших. Круг, прямоугольник.

42

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет

43

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой,

знаки ,< >, дни недели.

44

Решение задач на сложение и вычитание, четырехугольник,

шестиугольник

45

Решение логических задач, дорисовка предмета.

46

Логические задачи. Части суток. Дни недели

47

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

48

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет

49

Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в

клетку.

50

Математические загадки, порядковый и количественный счёт

51

Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества

52

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

53

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших,

ориентировка на листе.

54

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов.

55

Закрепление знаний о составе числа из двух меньших.

56

Разложение числа на два меньших

57

Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия.

58

Логические задачи. Части суток. Дни недели

59

Величина. Геометрические фигуры. Соотношение числа и количества

60

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

61

Времена года. Дни недели. Ориентировка в пространстве.

62

Логические задачи, работа в тетради в клетку

63

Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия.

64

Обобщение по теме

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

        Количество и счёт

        - Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; представление о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств; умение делать из неравенства равенство.

        - Продолжать учить считать по образцу и названному числу в пределах десяти; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта; сравнивать группы разнородных предметов;  отгадывать математические загадки;  записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел; правильно использовать и писать математические знаки плюс, минус. равно, больше, меньше;  сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;  устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;  решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;  решать логические задачи.

        - Учить считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;  определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;  различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти;  различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который? Какой по счёту?»; совершать количество движений по названному числу.

        - Продолжать знакомить стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

        Величина 

        - Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой, меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и др.), развивать глазомер;  делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

         - Учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.         Геометрические фигуры

        - Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция ромб, пятиугольник, шестиугольник).

        - Развивать умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

        - Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

        - Продолжать учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;

        - Преобразовывать одни фигуры в другие путём складывания, разрезания.

        - Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине); называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, углы).

        Ориентировка во времени

        - Закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;

        - Продолжать учить устанавливать различные временные отношения;

         - Знакомить с часами (стрелки, циферблат); учить определять время с точностью до получаса.

        Ориентировка в пространстве 

        - Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

        - Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку, закреплять умения ориентироваться на листе бумаги;

        - Определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).

        Логические задачи

        - Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

        - Развитие мышления, внимания, памяти.

Тема

1

Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1,величина

2

Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки

3

Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе.

4

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

5

Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой.

6

Геометрические фигуры. Время, часы.

7

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр,

величина, круг.

8

Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, независимость числа от величины

предметов.

9

Обобщение по теме

10

Число и цифра 6, знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел,

понятия «длинный», «короче», « еще короче»

11

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

12

Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >,=, независимость числа от расположения

предметов, квадрат и треугольник.

13

Геометрические фигуры. Время, часы.

14

Числа и цифры 4,5,6,установление соответствия между числом ,цифрой и

количеством предметов.

15

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

16

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -

17

Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки

18

Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -, < ,>,понятия «слева»,

«справа», «сзади», «впереди»

19

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

20

Число и цифра 7, знаки =, +,порядковый счет, деление квадрата на 2,4

части.

21

Геометрические фигуры. Время, часы.

22

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7,сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

23

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

24

Числа и цифры 1-8,знаки +,-

25

Часы. Порядковый и количественный счёт

26

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина -

деление предмета на 4 части.

27

Обобщение по теме

28

Решение примеров , ориентировка в пространстве,

овал.

29

Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки

30

Знаки <,>,геометрические фигуры, порядковый счет

31

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

32

Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели

33

Геометрические фигуры. Время, часы.

34

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи.

35

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

36

Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.

37

Часы. Ориентировка в пространстве.

38

Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших

39

Обобщение по теме

40

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради в

клетку

41

Геометрические фигуры. Время, часы.

42

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет

43

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

44

Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух

меньших. Круг, прямоугольник.

45

Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки

46

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой,

знаки ,< >, дни недели.

47

Обобщение по теме

48

Решение задач на сложение и вычитание, четырехугольник,

шестиугольник.

49

Геометрические фигуры. Время, часы.

50

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

51

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

52

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет

53

Дни недели. Графический диктант. Логические задачи

54

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших,

ориентировка на листе

55

Часы. Ориентировка в пространстве.

56

Решение задач, дорисовка предмета.

57

Геометрические фигуры. Время, часы.

58

Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в

клетку

59

Времена года. Ориентировка в пространстве. Математические загадки

60

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка

предмета.

61

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку

62

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов.

63

Разложение числа на два меньших.

64

Обобщение по теме

2.3. Методическое обеспечение

Раздел

Форма

Организация образовательного процесса

1

Количество и счет

Беседа

Игровые технологии

Наборы наглядного, демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 20

2

Геометрические фигуры

Беседа

Игровые технологии

Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур

3

Величина

Беседа

Игровые технологии

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

4

Ориентировка во времени

Беседа

Игровые технологии

Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев, дней недели, художественная литература по теме.

5

Ориентировка в пространстве

Беседа

Игровые технологии

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.

6

Логические задачи

Беседа

Игровые технологии

Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы

6. Список источников

  1. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 336
  2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
  3.  Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
  4. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.
  5. Кац, Е.М. Математика вприпрыжку. Варианты логических заданий для детей 4-6 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2018. - 64 c.
  6. Кац, Е.М. Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 6-7 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2017. - 56 c.
  7. Кац, Е.М. Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 7 лет / Е.М. Кац. - М.: МЦНМО, 2018. - 48 c.
  8. Колесникова, Е.В. Демонстрационный материал: Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015. — Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7): Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. — Рабочая тетрадь для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) М.: ТЦ Сфера, 2015. - Математика для детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7): Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
  9. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 c.
  10. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
  11. Колесникова, Е.В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3-4 лет / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 c.
  12.  Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
  13. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина . – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 256 с.
  14. Корепанова, М.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4-5 лет / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2015. - 80 c.
  15. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
  16. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  17. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
  18. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
  19. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева, Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)

учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Увлекательная математика».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В...

Образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Веселая математика»

Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:  Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; Знание ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Математики"

Цель: Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкциейЗадачи:Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Совершенст...