Занятие по познавательному развитию "Путешествие по Крайнему Северу"
план-конспект занятия по математике

Ермолаева Елена Александровна

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности  с  использованием элементов  ментальной арифметики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krayniy_sever.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности  с  использованием элементов  ментальной арифметики.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями национального костюма, жилища;

-формировать представление о равенстве, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств, получать равенства и неравенства;

- совершенствовать навыки прямого и обратного счета;

- формировать представления об отличие и сходстве животных;

-формировать умение видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение  

- познакомить с природным явлением «Северное сияние».

Развивающие:

- развивать межполушарное взаимодействие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать познавательно-исследовательский интерес посредством проведения простейших экспериментов и наблюдений;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим знаниям; к совместной деятельности,  любознательность.

- воспитывать уважение к людям – представителям разных народов не зависимо от их этнической принадлежности.

Расширять и активизировать словарь:

Виртуальные очки,  чум, северное сияние, ярар.

Материалы и оборудование: ноутбук; коробка с подарком; виртуальные очки на каждого ребенка;   мешочки с льдинками на каждого ребенка; ребенка; резиновые наклейки ножек и ладошек; макет  чума на каждого ребенка; материал для укрытия чума; прищепки; стаканчики с водой на каждого ребенка; цветные камешки- скителс; пластиковая посуда на каждого ребенка; коврик со следами оленей и медведей; цифры от одного до десяти; ярар; видео.

Критерии оценки деятельности детей на занятии.

  1. Активно участвует в познавательной деятельности.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Обращается за помощью к взрослому и детям, и оказывает её своим сверстникам.
  4. Эмоционально реагирует.
  5. Проявляет волевое усилие.

План занятия

  1. Вводная часть:                                                                     4 минуты
  • Создание проблемной ситуации
  • Создание мотива для деятельности детей

  1. Основная часть:                                                                   14 минут
  • Познавательная  деятельность
  • Физминутка
  • Познавательная  деятельность

3. Заключительная часть:                                                         2 мин

  • Оценка деятельности детей и самооценка
  • Подведение итогов занятия

Длительность занятия                                                                          20 мин

Ход занятия

Части занятия

Содержание

1.Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотивации для деятельности детей.

Определение цели

4 мин

(Воспитатель заходит в группу  в народном костюме крайнего севера с коробкой в руках)

Воспитатель: здравствуйте ребята. Меня зовут Елена Александровна и приехала к вам с  крайнего севера, очень рада встрече  с  вами.  Я привезла для вас подарок  (вручает коробку, дети отмечают что коробка закрыта на замок).  

Куда исчез ключ?  Я  так к вам торопилась и наверное   потеряла его на родине.

Что  же делать?  Ребята, а вы знаете,  кто мне сможет помочь? (ответы детей)

Дети: мы можем оправиться на поиски ключа.

Воспитатель: Вы? Вот спасибо, но нас ждут испытания. Вы готовы  к ним?

Дети: готовы

Ребята, а где мы будем  искать ключ?

Дети: на крайнем севере.

Воспитатель: Ребята, с чего мы с вами начнем?  (дети если не ответят, что нужно одеться). Посмотрите, пожалуйста, на мою одежду. Она очень теплая, а почему как вы думаете?

Дети: на севере холодно.

Я   предлагая вам тепло одеться

Физминутка  

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

Шубу,  шарф и шапку

И варежки в добавку.

- Все готовы? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете,  что нам поможет быстро переместиться  на север? Посмотрите внимательно вокруг.

ДЕТИ: (ответы детей) Ребята, вы знаете что это?

Дети: виртуальные очки.

Как вы считаете,  они смогут нам помочь? Предлагаю проверить. Одеваем очки, запускаю программу и в путь. (дети надевают очки)

Что  вы видите? Вот мы и приближаемся..

(дети перенеслись на крайний север).

2.Основная часть. Проектирование, решение проблемной ситуации.

Выполнение заданий.

Продуктивная деятельность.

14 мин

Воспитатель: Ну вот мы и на месте. Напомните мне, зачем мы прибыли на крайний север? Как вы думаете, чтобы выполнить задания, что вы должны уметь и знать?

ДЕТИ: ….

Воспитатель: я верю, что у нас все получится!  С чего начнем поиски ключа?

Дети:

Задание 1: «Посчитай льдинки»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой интересный куб,  посмотрим что в нем?

Воспитатель открывает КубикУм  (внутри лежат мешочки с льдинками на открытых сторонах куба, вставлены листы с цифрами 1,2,3,4.).

Воспитатель: Вы догадались, с какого задания мы начнем поиски ключа?

Лена, возьми,  листок с цифрой 1. (ребенок вытаскивает из стороны кубика листок с цифрой 1). Переверни, пожалуйста, карточку. Как вы думаете, что это?

Дети:

Возьмите  себе по мешочку. Что в них? (ответы детей)

Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Дети: посчитать.

Верно. Чтобы было удобно я предлагаю вам присесть  на ковер. Считать льдинки начинаем выкладывая их снизу вверх. Сколько льдинок у вас получилось?

Дети: 4.

Поднимите одну льдинку  большим пальцем вверх. Скажите, где льдинок больше вверху или внизу?

Дети: внизу.

Почему?

Дети: 3 больше 1.

Подумайте, как можно сравнять количество льдинок  снизу и сверху?

Дети: поднять одну льдинку вверх.

Верно.

Ребята, вы смогли выполнить задание?  

Дети:  ….

Воспитатель: почему смогли выполнить задание?

Дети:…..

Воспитатель: ребята,  ключ не встречался никому?  В  мешочках нет случайно ключа? Что же делать?

Дети: отправляться дальше

Воспитатель: Может быть, в следующем задании мы найдем ключ.

Путь к нему нам укажет наш куб.

Воспитатель:            , а ты знаешь, какая следующая цифра?

Ребенок: 2

Воспитатель:  …… принеси пожалуйста листок с цифрой 2. (ребенок вытаскивает из стороны кубика листок с цифрой 2). Переверни пожалуйста карточку). Как вы думаете, какое следующее задание?

Дети:

Воспитатель: Вы видите его?

Дети:

Нейрографическое упражнение «Ножки, ладошки»

(на полу лежат резиновые наклейки ножек и ладошек) Воспитатель и дети проходят  по ней  прикладывая или ножки, или ладошки по схеме.

Воспитатель: Миша, принеси  следующую  цифру из нашего волшебного куба. Миша, какая это цифра?

Ребенок: 3.

Воспитатель: спасибо, молодец.

Задание 2:  У нас на Крайнем севере есть удивительное явление вы знаете какое?   (ответы детей)

Это мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же исчезающее. Это Северное сияние.

Вы когда-  нибудь видели его? (ответы детей)  

Предлагаю  вам сделать самим настоящее северное сияние. Для этого вверху разложите 7 цветных камешков, а внизу положите  на один камень больше, что можно сказать об их количестве? Верно. Теперь налейте потихоньку воду в середину посуду так, чтобы покрылось дно. Что  же происходит?

 (ответы детей)

Вот и мы с вами увидели настоящее северное сияние….

Воспитатель: Ребята, у всех получилось? А ключ не встречали?

Дети: нет

Воспитатель: не расстраивайтесь, идем дальше.

Воспитатель: Света, а ты уже догадалась какую следующую цифру нужно принести из  нашего куба.

Ребенок: 4

Воспитатель: принеси, пожалуйста (на картинке следы животных)

Воспитатель:  Ребята, вы знаете куда нам нужно идти?

Дети: по следам.

Воспитатель:   какие животные обитают на  севере? (медведи, олени, писцы и т.д.).  Посмотрите внимательно, какие животные оставили свои следы?

Как вы думаете, по каким следам  нам следует  продолжить путь?

Дети: по следам оленя

Воспитатель: а почему лучше не идти по следам белого медведя?

Дети: хищник.

Воспитатель: Верно. Следы оленя приведут нас к моему дому. (дети идут по следам оленя)

Проходите, присаживайтесь, гости дорогие.

Задание 3: «Дострой чум»

Воспитатель: Ребята,  моя семья  занимаются оленеводством и нам  приходится переезжать с места на место чтобы прокормить оленей, поэтому мы  живем  вот в таком жилье, оно называется чум.

Чум - это шалаш, из вертикально стоящих шестов, которые покрывают водонепроницаемым материалом, чаще всего шкурами. Он легко ставится и переносится с места на место. Педагог демонстрирует чум.

Можете попробовать сами утеплить чум….

(дети выполняют задание, во время выполнения работы педагог интересуется у ребят).

Воспитатель: индивидуально у ребят.    

3.Заключительная часть.

Оценка продуктивной деятельности. Подведение итогов.

2 мин

Воспитатель: Какие теплые и аккуратные чумы у вас получились. А вы не забыли, что мы ищем?

Дети: ключ

Воспитатель: никто не нашел ключ

Дети: Нашли

Воспитатель: Для чего мы искали его.

Дети: для того чтобы открыть коробку с подарком.

Ой, а коробка осталась в детском саду. Как же нам вернуться в сад? (ответы детей)

Ребята, у меня есть волшебный бубен- у нас в народе он называется ярар. Когда в него стукнешь три  раза происходит волшебство. Закрываем глаза и считаем вместе со мной (педагог стучит в ярар три раза)

Вот мы и в детском саду.  Открывает коробку и достаёт подарок.

Анализ: Где мы сегодня побывали?

Какие знания нам помогли найти ключ? Что нового вы узнали?

А более подробно про Крайний Север, вы можете узнать, прочитав эту книгу. Спасибо вам ребята у нас все получилось, потому что вы были все дружные, сплоченные, вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север»

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для развития связной речи детей посредством исследовательской ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"

Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики....

Конспект занятия по образовательной области « Познавательное развитие» Старшая подгруппа Тема: « Природа и животные Крайнего Севера».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему «Природа и животные Крайнего Севера»...

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе Экскурсия на Крайний Север

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Экскурсия на Крайний Север" ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие на Север"

Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о животных, уточнить с детьми названия животных Севера и их дете...

Занятие по познавательному развитию «Животные Крайнего Севера»

Занятие по познавательному развитию «Животные Крайнего Севера»Цель: расширять представления детей о различных климатических зонах Российской федерации...