Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Чердак Галина Ивановна

Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.

Задачи:

 - Расширить и закрепить знания детей о животных, уточнить с детьми названия животных Севера и их детенышей, живущих на планете, внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Развивать познавательный интерес, развитие логического мышления и памяти.

 - Активизировать речевое общение; подбор и образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями.

 - Воспитывать любвь и заботу к животным, уважение и дружеские отношений друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие на Север"

Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.

Задачи:

 Образовательные: расширение и закрепление знаний о животных, уточнить с детьми названия животных Севера и их детенышей, живущих на планете, внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Развитие познавательного интереса, развитие логического мышления и памяти.

 Коррекционные: активизация речевого общения; подбор и образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями.

 Воспитательные: воспитание любви и заботы к животным, уважения и дружеских отношений друг к другу.

Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки».

                                                                                    Ход.

Воспитатель: В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Ребята, кто же это?  Правильно, белый медведь. Но где же он живёт? Правильно, на севере, а вы хотите отправиться к нему в гости?  Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север.

Как вы думаете, ребята, на чем мы можем добраться на Север? Правильно, на самолете. Полетели!

Летим туда,

Где круглый год

Снег и лёд,

Снег и лёд.

 Вот и Северный полюс.

 Рассказывает ребёнок.

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нём.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная –

Царство холода и тьмы,

Царство Матушки-зимы.

Зимой на Северном полюсе часто бушуют метели и трещат морозы. В это время солнца совсем не видно. Длится полярная ночь. Светятся только звёзды да луна, а иногда полярное сияние. Это когда небо освещается волнами то красного, то зелёного цвета (показ иллюстрации).

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце мало нагревает снег и лёд и он почти не тает.

Как вы думаете, могут ли на Северном полюсе расти растения?

Почему?

А животные здесь могут обитать?

Дети: На Севере живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные волки.

Но главный житель Северного полюса - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле.

Ребёнок. – Белый медведь большой, у него густая, белая шерсть, толстые лапы, живет он на льдине, ест рыбу, охотится на тюленей и моржей. Детеныш его называется - медвежонок.

Как же в таких условиях может жить белый медведь, да ещё и размножаться?

Ребёнок. -  Медвежата появляются на свет зимой в снежной пещере. Они очень маленькие, размером с крысу. Два месяца медведица не выходит из берлоги. Но как только медвежата подросли, мама выводит их к воде и учит ловить рыбу.

Воспитатель. Но чтобы поймать рыбку, надо залезть в воду, а значит намочиться.

Почему же мокрый медведь не превращается в ледышку?

 Проделаем опыт.

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Рука мокрая и если бы сейчас ударил мороз, то вода бы превратилась в лёд.

Теперь вытрите руку и смажьте её кремом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.

И если руку встряхнуть, эти капли слетят и нечему будет замерзать.

 Точно так же поступает и медведь.

Таким образом толстый подкожный жир и густая шерсть не дают белому медведю замёрзнуть.

Воспитатель: - Сейчас, мы с вами вспомним как называются их детеныши.

Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)

У оленя один олененок, а много…

У медведя один медвежонок, а много…

У песца один щенок, а много…

У волка один волчонок, а много…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а это кто? Это тюлень.

Ребёнок - У тюленя тело покрыто короткой шерстью, короткая шея, маленькая голова. Он живет в воде, хорошо плавает, ныряет. Питается рыбой. Детеныш тюленя называется белек.

Воспитатель: Дети, чьи это рога показались над холмом? Это северный олень.

Ребёнок.  - У северного оленя на голове длинные рога, тело покрыто шерстью, которая защищает его от холода, питается олень лишайниками, ягелем. Живет он в тундре. Детеныш оленя – олененок.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про животное, а вы мне скажете кто это.  Это животное напоминает лисицу, шерсть длинная, густая, белая. Питается мелкими грызунами, яйцами птиц, рыбой.  Живет в тундре.

Дети: Песец.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мне очень понравились ваши рассказы.

Давайте поиграем в игру «Скажи какой».

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера».

 Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

 (Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

  Звери необычные, к холоду привычные.

  («Замок» меняя положение пальцев)

 Вот песец из норки смотрит,

 (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

 Белый мишка важно ходит,

 (Пальчики «шагают»).

 Ну, а морж, как капитан,

 Покоряет океан.

 (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

 Гордый северный олень

 (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

 Грузы возит целый день.

 (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Задержались мы на Северном полюсе. Помашем рукой белому медведю и отправимся дальше.

Летим туда,

Где круглый год

Снег и лёд,

Снег и лёд.

Вот и необычная земля. Назвали её Антарктидой.

Чита ют дети.

Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

 А на деле Антарктида

Холодней, чем даже с виду.

В холодильнике и то

Было б жарче без пальто.

По пути нам встретились плавающие ледяные горы. Это айсберги. Они бывают самой причудливой формы. Иногда это лебедь, иногда корабль с надутыми парусами, иногда прекрасный замок с башенками. (показ иллюстрации)

Откуда же появились эти ледяные громады?

Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжёлые ледяные глыбы и отправляются в путь по океану.

Почему же они не тонут? Проделаем опыт.

Опыт «Лёд легче воды»

Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

Утонул он? (нет)

Почему? (лёд легче воды)

Океанское течение и ветер выносят айсберг в тёплые воды, где он начинает медленно таять.

Как вы думаете, растут ли в Антарктиде растения?

 Живут ли в Антарктиде животные?

Оказывается, живут. Посмотрите на иллюстрацию. Кто же это?

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы у них похожи на ласты, а оперение не намокает. Как вы думаете, почему?

Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. Рассказывают дети.

1-ый ребёнок. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Затем отец берёт яйцо на лапы и накрывает его животом. Так будет стоять он на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь.

2-ой ребёнок. Но вот появляется птенец и теперь его воспитанием занимается мама. А как только пингвинёнок встаёт на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, а родители спешат в море за пищей для малыша.

Антарктида самая холодная земля на нашей планете, но там живут такие удивительные существа.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Дети произносят слова:

Ах ты, Зимушка-зима.

Хороша ты, весела.

Нам загадку загадала,

В путь отправила сама.

 Полюс Северный и Южный

Показала, как смогла.

Только холодно слегка.

В детский сад уже пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

КОНСПЕКТ Занятия по познавательной деятельности в выпускной группе «Север и юг»

Задачи1. Обеспечить активизацию разных видов восприятия: зрительного (при восприятии видеоряда), тактильного (при практическом манипулировании с разнофактурными игровыми дидактическими материалами), с...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Животные Севера"

Дать детям первоначальное представление о животных Севера....