Проект "Его величество Время"
проект по математике

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_proekta.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.  Начну свое выступление с отрывка сказки «Катя и Время.»

Катя собиралась с бабушкой на вечернюю прогулку очень долго девалась. Бабушка сказала:

-  Катя, быстрее, время идет, солнышко сядет и будет холодно.

-  Бабушка, а что такое время? Куда оно идет? Покажи его мне! – затараторила Катя

Все, что происходит в нашей жизни, совершается во времени и пространстве. Время нельзя увидеть или потрогать. Оно   похоже на реку. Также быстро течет и не стоит на месте

. Имея достаточный опыт работы учителем начальных классов, я заметила, что  лишь некоторые дети имеют  временные представления и умения ориентироваться во времени.  Есть дети, которые  не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям

Таким образом, необходимость формирования у детей временных и пространственных представлений, и отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта

Объект проекта : обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени

Предмет проекта : сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников

Тип проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный

Сроки реализации проекта : 2 недели

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства

Задачи проекта :

- научить ориентироваться во времени, устанавливать пространственные отношения между предметами;

- провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени

- поощрять познавательный интерес к математике

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители

Предполагаемые результаты:

- формирование пространственных, временных представлений;

- повышение познавательной активности воспитанников, интереса к дальнейшему обучению математики.

В начале работы над проектом мы составили карту детских идей

Что знаем о времени?

Что хотим узнать?

Где найдём необходимую информацию?

Время идёт

Часы идут )

По часам определяют во сколько надо идти в детский сад

Время года – это время

Время смотрят по часам

Как устроены песочные часы?

Как раньше определяли время?

Если есть время, как его можно увидеть?

Можно ли самим сделать часы?

На занятиях в детском саду

В интернете

В книгах

Спросить у мамы

Посмотреть по телевизору

Этапы реализации проекта

I  ЭТАП

Подготовительный (1 неделя)

  • Постановка проблемы
  • Подбор наглядных пособий
  • Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
  • Подбор материалов для проведения исследования
  • Подбор дидактических, развивающих игр по теме
  • Подбор материалов для изобразительной  деятельности
  • Беседы с родителями по теме проекта

II ЭТАП

Деятельностный  (2 неделя понедельник, вторник, среда, четверг)  включает все направления развития ребёнка (образовательные области).

Образовательная область
«Речевое развитие»

Беседы: «Что такое время,беседа по серии картинок «Части суток»«Времена года», «Какие часы были давным-давно», «Что случится, если часы будут идти по- разному?, «Измерение времени»,

Чтение художественной литературы:

О. Анофриев «Тик - Так», В. Берестов «Без четверти шесть».  «Песочные часы»  Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.

Знакомство со сказками:

«Двенадцать месяцев»,  «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры:

«Веселая неделька»,  «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Выбери что нужно для часов», «Узнай который час?».

 Проблемно-игровые  ситуации:

«Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
Сюжетно-ролевые игры:

 «Часовая мастерская».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Аппликация: «Будильник».

Лепка: «Цветочные часы».

Образовательная  область
«Физическое развитие»

Физ. минутки: «Часы», «Осень».

Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;

Пальчиковые гимнастики о временах года;

Подвижная игра: «День – ночь».

Образовательная область
«Познавательное развитие»

Образовательные ситуации: «Четыре принцессы»; «Путешествие по реке времени», «В гостях у гнома – часовщика»;

Эксперимент с песочными часами: «Течёт ли время?»;

Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать» ;  

Работа с календарем природы

IIIЭТАП

Завершающий (пятница)

  • Выставка поделок моделей часов «Часы такие разные»
  • Презентация продуктов деятельности родителям
  • Оформление плаката «Река времени»

В ходе проекта ребята

Список использованных источников

http://www.fun4child.ru/ стихи о часах

http://www.ds76.ru/  стихи о часах

http://ru.wikipedia.org/ Кремлёвские часы

http://www.nashagazeta.ch/ цветочные часы

http://azbuka-uma.by/детям о времени

Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012

Детская энциклопедия «Как делают разные вещи»;

Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007

Мельников И.  «Про часы и о часах»: изд. Детская литература ,1983

Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском садуФалькович Т. А. Формирование элементарных математических представлений (4-7 лет, 2007

Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени. – М. : ТЦ Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "историческое время"

Тип проекта -  информационно – творческий.Цель проекта: Знакомство с историческим временем, обобщение представлений о времени у старших дошкольников,  установление временных отношений....

Презентация "Его величество Время"

Презентация по математике для детей старшего дошкольного возраста...

Проект. Тема: «Времена года»

«Хорошо зимой и летом,...

Проект "Его Величество Время"

Формирование временных представлений у детей – одна из трудных задач раздела ФЭМП. Временные представления являются неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно – образного мышления и восприят...

Проект " Его Величество -Время"

Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.Задачи.1.Познакомить детей с понятием «время». Сформировать опыт использования разнообразных способов ег...

Рекомендации родителям по теме "Его величество-Время!""

quot;Шпаргалка для родителей" или чем занять детей дома.......

Конспект итогового занятия по проекту "Его величество Время"

Задачи:познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей интерес к календарям и стремление планировать свою жизнь по календарю;закрепить название дней недели; упражнять д...