Статья сборник ВГПУ 2023 г.
статья по математике

Статья сборник ВГПУ 2023 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vgpu_2023_g.docx821.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО        ПОДХОДА В        СОВРЕМЕННОМ

ДОШКОЛЬНОМ        ОБРАЗОВАНИИ

Сборник учебно-методических разработок

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет 2023

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО        ФАКУЛЬТЕТА

ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сборник учебно-методических разработок

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет 2023

УДК  373.24

ББК  74.14

П76


С о с т а в и т е л ь :

специалист по учебно-методической работе центра непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических

работников ВГПУ, ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного

и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ

А.Ю. Логвиненко

О б щ а я  р е д а к ц и я :

заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ,

доктор педагогических наук М.В. Дюжакова;

доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого- педагогического факультета ВГПУ, кандидат педагогических наук О.И. Лавлинская;

старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ А.В. Коломеец

Применение проблемного подхода в современном дошколь-

П76


ном образовании : сборник учебно-методических разработок / сост.

А.Ю.Логвиненко  ;  под  ред.  М.В.  Дюжаковой,  А.В.  Коломеец, О.И. Лавлинской. – Воронеж: Воронежский государственный педаго- гический университет, 2023. – 76 с.

ISBN 978-5-00044-957-8

Сборник учебно-методических разработок подготовлен по итогам проведе- ния цикла региональных семинаров «Проблемный подход в обучении дошколь- ников» и регионального конкурса методических разработок «Применение про- блемного подхода в работе современных дошкольных организаций» среди педа- гогических работников, реализующих программы дошкольного образования.

Издание будет полезным для работы студентов, магистрантов, методистов, педагогов дошкольных образовательных организаций.

УДК 373.24

ББК 74.14

*****************************************************************************************************************

Научное издание

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сборник учебно-методических разработок

В авторской редакции

Изготовление оригинала-макета: Д.Н. Астахова

Подписано в печать 31.03.2023. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.

Печать трафаретная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 4,75.

Уч.-изд. л. 4,41. Заказ 71. Тираж 25 экз.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный педагогический университет».

Отпечатано в издательско-полиграфическом центре ВГПУ. 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 255-58-32, 255-61-83.

© Воронежский государственный педагогический университет, ISBN 978-5-00044-957-8        редакционно-издательская обработка, 2023

УДК 37


Сегал Ольга Игоревна

воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 53» г. Воронеж

makssgl@mail.ru, 8-950-761-96-75

ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

(учебно-методическая разработка по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста)

Аннотация. Проблемное обучение в детском саду – это такая ор- ганизация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, си- туаций и активную самостоятельную деятельность детей по их раз- решению [4, с. 203].

В своей методической разработке я использовала следующие структурные компоненты проблемной ситуации: проблемные вопросы; занимательные вопросы; занимательные задачи; поэтапно планируя результат: постановка, формулирование проблемы; выдвижение пред- положений и гипотез; выбор, обоснование; подведение итогов.

Следует помнить, что дети второй младшей группы в ходе ОД (образовательной деятельности) отвечают на поставленные вопросы односложно, это одна из самых главных проблем в развитии речи младших дошкольников. Поэтому педагогу приходится корректиро-

© Сегал О.И., 2023

вать их ответы, ориентировать на полный выразительный ответ.  В этом нам (воспитателям) очень помогает проблемный подход со всеми своими структурными компонентами. Дети, осваивая материал, очень легко двигаются от простого к сложному, сами придумывают решение той или иной задачи [1, с. 94].

Представляю вашему вниманию один из конспектов ОД, который использую в своей работе.

Цель: формирование элементарных математических представле- ний посредством проблемных ситуаций.

Задачи

Обучающие:  закреплять  умение  различать  и  называть  формы

предметов (овал, круг) независимо от цвета и размера фигур; отож- дествлять понятие «цифра» и «предмет».

Развивающие: развивать умение различать контрастные по вели- чине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький»; различать количество предметов, используя при этом слова «один»,

«много»;

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения меж- ду детьми, интерес к ОД (образовательной деятельности).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок (сбор- ник), рассматривание иллюстраций (по сказкам), изготовление декора-

ций, персонажей русских народных сказок, д/игры: «Собери группы по форме и цвету», «Что больше? Что меньше?», «Сосчитай», «Подбери

цифру правильно», проведение математической викторины «Веселая математика» (картотека игр в группе) [5, с. 17, 28, 64], [3, с. 17].

Оборудование и материалы: мягкие игрушки – «медведи» (руч- ной работы); елочки, бабочки различных форм и цвета (из картона);

дидактические карточки: «Цвет», «Форма», «Величина», «Цифры»; шаблон ежа из белого картона; готовые формы из цветной бумаги

(грибы, яблоки, шишки); клей, кисти.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Круг радости: дети встают в круг на ковре Участники мероприятия: Д (дети), В (воспитатель).

В: Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!»

Д: Доброе утро – солнцу и свету! Д: Доброе утро – ветру и рассвету!

В:

И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера.

Давайте вспомним, чем мы занимались на этой неделе? Какие стихотворения, сказки читали (о ком)? [2, с. 48]. Ответы детей.

В: Всю неделю сказочные персонажи старались для нас, а теперь пришла наша очередь быть им полезными. Они у нас в гостях сегодня и просят нашей помощи.

Проблемная (игровая) ситуация.

В: На лесную полянку вышли поиграть два медведя. Давайте со- считаем, сколько их? И найдем соответствующую цифру.

Ответы детей.

В: Ребята, какую фигуру напоминает туловище и голова зверей?

Д: Овал, круг (возможно будут называть другие фигуры, воспита- тель корректирует ответы детей).

В: Медведи запутались, и не могут вспомнить какого цвета у них

шерсть? Давайте им поможем.

Д: Шерсть у медведя коричневого цвета.

В:        Посмотрите        внимательно,        один        мишка        большой,        а        дру- гой…какой?

Д: Маленький, наверно это медвежонок.

В: Молодцы ребята!

В: Медведи ждут в гости своего друга ежика, но он заблудился

среди елочек, так как его внимание привлекли разноцветные бабочки, которые порхают там и тут. Как только мы выполним их задания. Ба-

бочки сразу покажут дорогу ежу. Вы готовы?

Д: Да!

В: Ребята, сколько елочек всего на полянке? Д: Елочек много.

В: Давайте посмотрим все ли они одинаковые?

Д: Нет. Большая елочка одна, а остальные маленькие. В: Одной большой елке соответствует какая цифра?

Д: Цифра 1.

В: Сколько всего желтых бабочек на полянке? И где они располо-

жились относительно медведей?

Д: Бабочек всего две. Они расположены слева от медведей (нужно

помнить, что младшие дошкольники очень часто отвечают однослож- но, поэтому их ответы, конечно, должны быть разнообразными, но

воспитатель обязательно корректирует их ответ так, чтобы он был полным).

В: Какая цифра соответствует желтым бабочкам?

Д: Желтым бабочкам соответствует цифра 2.

В: На лесную полянку прилетела розовая бабочка, давайте срав-

ним ее с другими.

Д: Она самая большая из всех.

В: Где же она расположилась по сравнению с нашими медведями? Д: Она расположилась вверху слева от медведей на ветке малень-

кой елочки.

В:        Сколько        еще        бабочек        и        какого        цвета        расположены        слева

от них?

Д: Слева от медведей расположены еще две бабочки. Красная ба- бочка – в центре и зеленая – внизу.

В:  Молодцы  ребята,  справились  со  всеми  заданиями.  Бабочки

предлагают нам поиграть.

П/и «У медведя во бору.» [6, с .23].

В: Посмотрите какие замечательные лесные дары мы собрали в наши корзинки. Здесь и грибы, шишки, яблоки. Какую форму вам

напоминает яблоко, шишка?

Д: Яблоко напоминает круг, шишка – овал.

В: Верно, а в это время наши бабочки указали дорогу ежу, но приходить в гости с пустыми руками не принято. Поможем нашему

лесному гостю?

Д: Конечно поможем! (дети садятся за столы и выполняют аппли- кацию из готовых форм (яблоки, грибы)).

В: Ну вот, наши друзья и встретились.

Подведение итогов / Рефлексия

В: Вы большие молодцы, выполнили все задания и помогли мед-

ведям встретиться с ежиком.

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое из них было самым интересным? (Ответы детей)

В: Раз, два, три, четыре, пять Всех не просто сосчитать,

Но у нас подход веселый, Очень дружный, игровой.

Позовем к себе друзей.

Счет становится быстрей,

И с любой большой проблемой Вместе справимся мы в раз.

Нерешаемой задачи

Просто нет уже для нас! (соч. Сегал О.И.)

Список используемой литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразователь-

ная  программа  дошкольного  образования  /  под  ред.  Н.Е.  Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014. – 368 с.

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под  ред.  Н.Е.  Вераксы,  Т.С.  Комаровой,  М.А.  Васильевой.  Группа

младшего возраста (от 3 до 4 лет). Издательство «Учитель» Волго-

град: Методкнига. – 292 с.

  1. Формирование  элементарных  математических  представлений. Младшая группа (3–4 года). Конспекты занятий. Автор: Позина В.А.,

Помораева И.А. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2020. – 64 с.

  1. Проблемное        обучение.        Основные        вопросы        теории        / М.И. Махмутов. – Москва: Директмедиа Паблишинг 2008. – 392 с.
  2. Русские народные сказки. Издательство «Махаон» Москва 2009. –

80 с.


  1. Сборник подвижных игр для детей 2 – 7 лет: Методическое пособие / авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозайка – Синтез, 2011. – 144 с.

D:\Оля\Оля 2021\Фото конспект ВГПУ матем нояб 2022\Приложен 3.jpg

D:\Оля\Оля 2021\Фото конспект ВГПУ матем нояб 2022\Приложен 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сборник игр с использованием логических блоков Дьенеша"

Статья "Сборник игр с использованием логических блоков Дьенеша"...

Статьи сборника Всероссийской конференции

Статьи сборника Всероссийской конференции...

Статья. День строителя 2023

Статья. День строителя 2023...

«Как стать хорошими родителями», 2023 г.

Взаимодействие с родителями...

статья #День земли 2023#

#День земли 2023#...

Статья "Новый год" 2023-2024

Статья в стихотворении, автор стихотворения: Головчанская Анастасия Дмитриевна - автор странички...