Место этой работы в общей системе формирования элементарных математических представлений дошкольников
план-конспект занятия по математике

Щигорева Елена Валерьевна
Место этой работы в общей системе формирования 
элементарных математических представлений 
дошкольников 
Познание цифр и освоение действий с цифрами  - важнейший компонент 
содержания  математического  развития.  Посредством  цифры  и  числа 
выражаются количество и величины. Оперируя только цифрами и числами, 
которые  являются  показателями  количеств  и  величин  объектов 
окружающей  действительности,  сравнивая  их,  увеличивая,  уменьшая, 
можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. 
В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной 
деятельности, знакомства с цифрами. 
Рассмотрим некоторые исследования педагогов, психологов. 
Система  М.  Монтессори  предусматривает  развитие  у  ребенка 
сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по 
своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается 
ребенком как набор бус в разном количестве, затем - в символах (цифрах), 
после  этого  --  как  средство  освоения  умений  сравнивать  числа.  Таким 
образом,  десятичная  система  счисления  представляется  ребенку  зримо  и 
осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой. 
Исследования  в  области  знакомства  детей  с  цифрами  проводились  Е.И. 
Тихеевой.  Она  считала  необходимым  знакомить  детей  и  с  цифрами,  для 
чего  вводила  игры  парными  карточками,  на  одной  из  которых  написана 
цифра, а на другой - числовая фигура. 
Ребенок-дошкольник постигает  сущность  числа  и действие  с  числами  на 
протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один 
или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот 
же  период  или  несколько  позже  дети  овладевают  счетом.  Счет  является способом  определения  численности  множеств  и  способом  их 
опосредованного  сравнения.  В  процессе  счета  дети  постигают  число  как 
показатель  мощности  множества.  Сосчитывая  разные  по  размеру, 
пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию 
независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом. 
Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами - знаками для 
обозначения чисел. 
Таким  образом,  можно  сделать  вывод:  основу  из  основ  математики 
составляют  понятия  «цифра»  и  «число»,  которые  педагоги  начинают 
формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, 
практически  любое  математическое  понятие,  представляет  собой 
абстрактную  категорию.  Поэтому  зачастую  возникают  трудности  с  тем, 
чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра. 
Действительно,  данная  тема  является  на  сегодняшний  день  довольно 
актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности 
у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным 
разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и 
последовательности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_etoy_raboty_v_obshchey_sisteme_formirovaniya.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Место этой работы в общей системе формирования

элементарных математических представлений

дошкольников

Познание цифр и освоение действий с цифрами  - важнейший компонент

содержания  математического  развития.  Посредством  цифры  и  числа

выражаются количество и величины. Оперируя только цифрами и числами,

которые  являются  показателями  количеств  и  величин  объектов

окружающей  действительности,  сравнивая  их,  увеличивая,  уменьшая,

можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной

деятельности, знакомства с цифрами.

Рассмотрим некоторые исследования педагогов, психологов.

Система  М.  Монтессори  предусматривает  развитие  у  ребенка

сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по

своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается

ребенком как набор бус в разном количестве, затем - в символах (цифрах),

после  этого  --  как  средство  освоения  умений  сравнивать  числа.  Таким

образом,  десятичная  система  счисления  представляется  ребенку  зримо  и

осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.

Исследования  в  области  знакомства  детей  с  цифрами  проводились  Е.И.

Тихеевой.  Она  считала  необходимым  знакомить  детей  и  с  цифрами,  для

чего  вводила  игры  парными  карточками,  на  одной  из  которых  написана

цифра, а на другой - числовая фигура.

Ребенок-дошкольник постигает  сущность  числа  и действие  с  числами  на

протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один

или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот

же  период  или  несколько  позже  дети  овладевают  счетом.  Счет  является способом  определения  численности  множеств  и  способом  их

опосредованного  сравнения.  В  процессе  счета  дети  постигают  число  как

показатель  мощности  множества.  Сосчитывая  разные  по  размеру,

пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию

независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом.

Именно в этот период происходит и знакомство с цифрами - знаками для

обозначения чисел.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод:  основу  из  основ  математики

составляют  понятия  «цифра»  и  «число»,  которые  педагоги  начинают

формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем,

практически  любое  математическое  понятие,  представляет  собой

абстрактную  категорию.  Поэтому  зачастую  возникают  трудности  с  тем,

чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

Действительно,  данная  тема  является  на  сегодняшний  день  довольно

актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности

у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным

разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и

последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста"

Подвижная игра содержит большие возможности для формирования у детей двигательных навыков и способностей, имеющих важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочны...

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей    дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хор...

«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Дидактические игры как средство формированияэлементарных математических представлений дошкольников.

Используя дидактические игры, ребенка легко вовлечь в процесс обучения. В игре у детей вырабатывается привычка концентрировать внимание, мыслить самостоятельно....