Творческая мастерская для родителей
материал по математике

Имашева Лидия Нуримановна

«Технология развивающего обучения

как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Творческая мастерская для родителей

«Технология развивающего обучения

как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Имашева Л.Н.

Мегион,2022 год

-Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми? ( Ответы родителей.)

На нашей сегодняшней встрече мы поговорим об использовании занимательного материала при обучении детей-дошкольников математике.  Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Так что же такое занимательный математический материал?

Многообразие  занимательного математического материала даёт основание для его классификации. Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём три основные группы:

1)Математические (логические) игры, задачи, упражнения.  

К ним относят такие игры, как шашки, шахматы, словесные игры. Для нахождения решения необходимо проанализировать условия, правила и содержание.

2)Дидактические игры и упражнения.

Это словесные игры и игры с наглядным материалом.

3) Математические развлечения.

Сюда относят головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачи-шутки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения.

Сегодня на нашей встрече я хочу поподробнее остановиться на таких занимательных играх, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур, занимающие особое место среди математических развлечений. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны не только детям, но и взрослым.

Воспитатель демонстрирует родителям фигуры из игры «Танграм» .

«Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона  (демонстрирует), одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.

Воспитатель предлагает родителям посмотреть, как используют игру «Танграм» дети на занятиях в группе.

Фрагмент занятия с детьми.

На  столах перед каждым ребёнком- наборы фигур из игры «Танграм». Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель задаёт детям загадку:

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто ,скажите ,он такой ?

Дети отгадывают: «Заяц». Воспитатель показывает детям образец фигуры – силуэта зайца.

-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?

 Дети называют фигуру и её величину. Воспитатель предлагает ответить нескольким детям. Спрашивает остальных детей, правильно ли ответили дети, заметили ли ошибки, предлагает исправить их.

-Вот мы и рассмотрели , как составлен заяц.  А теперь, давайте сядем за столы и составим из своих наборов таких же зайчиков.

Дети выполняют задание.

После выполнения задания , воспитатель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом. Просит нескольких детей рассказать, из каких фигур они составили зайца.

Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.

-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграмм».

Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.

Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.

Воспитатель задаёт родителям загадку:

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Родители отгадывают: «Гусь».

Воспитатель показывает образец.

-Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? ( Отвечают родители.)

Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на фланелеграфе расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на фланелеграфе.

Воспитатель интересуется , понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.

-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и  замыслы.

Затем воспитатель демонстрирует родителям аналогичные «Танграмму» игры «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра». Объясняет, что эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить  дома и играть в них вместе с детьми.  

В заключении встречи воспитатель раздаёт родителям листы с чертежами для приготовления игр «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра», образцами фигур, которые можно составить из частей игр.

-Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте  новые варианты фигур-силуэтов.        До новых встреч в нашей творческой мастерской.Наша группа компенсирующей направленности и в процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание мелкой моторики.Принимая во внимание трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении нового материала, а также понимая, что исправление речевого дефекта — это важнейшая задача для воспитателей, работающих в логопедической группе, надо строить занятия так, чтобы лексическая, грамматическая и фонетическая работа проходила через все виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок во время пребывания в детском саду.Для того чтобы решить эту проблему, целесообразно как можно больше занятий проводить в игровой форме. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.

2.Практическая часть

Родителям  предлагается на практике опробовать несколько вариантов игр с «Палочками Кюизенера»

Игра «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. 

Ход игры

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик: 

- Цветом: « Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый ». 

- Числами: « Пять – это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ». 

- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4, 4и 1, 2 и 3, 3и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использоватьзнаки +, -, =. 

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 – четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число — найди палочку». 

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой

Ход игры

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т.д.).

Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку. 

Игра «Найди пару»

Варианты: 

А) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга). 

Б) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке. 

В) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке). Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складываетпалочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из  розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

 

Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Палочки кюизенера

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Палочки кюизенера

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.

Развитие интеллекта ребенка способствует развитию психических процессов, таких, как восприятие, мышление, внимание, память. Развивающие игры помогают научить детей быть собранными, аккуратными. Позволяют им действовать самостоятельно и во взаимодействии  друг с другом. На занятиях развивается чувство смекалки, выдумки. А ещё можно подсмотреть, что делает сосед и проанализировать свои действия.

Подводя итог, хочется  сказать, уважаемые  родители: не оставайтесь равнодушными к деятельности своих детей. Развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем  интеллектуальному, познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.

Удачи в работе! Творчества!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

Творческая мастерская для родителей по изготовлению тренажеров для глаз

Цель. Формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.Установление эмоционального контакта между педагог...

Творческая мастерская с родителями "Подарки ко Дню семьи!

Дети с помощью родителей создавали картины - рисовали рисунок на деревянных дощечках, выжигали его, а затем его раскрашивали....

«Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (творческая мастерская для родителей)

Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвяз...

Творческая мастерская для родителей "Основы квиллинга"

Задачи: познакомить родителей с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму; вызвать интерес к данной технике, желание само выразиться.С...

Творческая мастерская для родителей «Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми для развития дыхания для профилактики простудных заболеваний»

Если вы работаете над темой "Дыхательная гимнастика", Вам может пригодиться для планирования в работе с родителями....