Перспективное планирование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике

Коваль Наталья Федоровна

Перспективное планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» комбинированного вида Карасукского района Новосибирской области.

Перспективное планирование дидактических игр  по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2020 – 2021 год

Название игры

Цель игры

сентябрь

  1. «Подбери ключ к         замку».
  2. «Четвертый лишний».
  3. « Отгадай и назови».
  4. «Чудесный мешочек».
  1. Закрепить навыки в умении находить предметы, связанные между собой по какому-нибудь               свойству или признаку.
  2. Развивать умение устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет.
  3. Упражнять в умении  соотносить вербальное описание с мысленным образом, развивать воображение.
  4. Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

октябрь

  1. «Найди пару».
  2. «Собери в корзину»
  3. «Сложи фигуры»
  4. «Мышка и кошка».
  1. Развивать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
  2. Развивать умения ориентироваться в пространстве.
  3. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, образное мышление.
  4. Формировать умения детей  моделировать отношения точек по прямой,  уточнить представление об отношениях внутри, вне, снаружи.

ноябрь

  1. «Выше - ниже, ближе - дальше».
  2. «Матрёшки».
  3. «Найди ключик к замочку».
  4. «Когда это бывает?»
  1. Развивать пространственное мышление.
  2. Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
  3. Упражнять детей в умении, называть и различать   геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.
  4. Закреплять умение различать и называть части суток.

декабрь

  1. «Закончи предложение».
  2. «Исправь ошибку».
  3. «Не смотри».
  4. «Нарисуй фигуру по памяти».
  1. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.
  2. Упражнять в использовании счетных навыков (в пределах пяти), в ориентировке в пространстве.
  3. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.
  4. Упражнять в использовании счетных навыков (в пределах пяти), в ориентировке в пространстве.

январь

  1. «Исправь ошибку».
  2. «Найди для машины гараж».
  3. «А что потом?».
  4. «Подскажи Хрюше».
  1. Упражнять в использовании счетных навыков (в пределах пяти), в ориентировке в пространстве
  2. Развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку
  3. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
  4. Развивать умение определять расположение предмета (справа – слева) «от себя» и от другого предмета.

февраль

  1. «Закрой коробки»
  2. «Найдите такую же фигуру».
  3. «Когда это бывает?».
  4. «Расставим правильно».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру, распределяя их по убыванию или возрастанию визуально. Совершенствовать умение действовать самостоятельно в соответствии с заданием.
  2. Развивать восприятие находить объёмные фигуры. обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Осваивать с детьми временные понятия, развивать внимание, творческое воображение.
  4. Развивать умение определять местоположения предметов относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.

март

  1. «Помоги Степашке».
  2. «Подбери с другим признаком».
  3. «Назови соседей».
  4. «Найди и назови».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру визуально. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа: справа – слева. Развивать глазомер.
  2. Развивать внимание, восприятие, образную память. Закрепить умение выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Расширять представления о частях суток и их последовательности.
  4. Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера, цвета.

апрель

  1. «Что изменилось».
  2. «Уравняй».
  3. «На что похож предмет».
  4. «Что где находится».
  1. Развивать внимание, наблюдательность, образную память.
  2. Закреплять умение уравнивать количество предметов в группе. Развивать элементы абстрактно-логического мышления, слуховое внимание.
  3. Развивать умение видеть геометрические фигуры в контурах            окружающих предметов.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

май

  1. «Постройте по образцу».
  2. «Что сначала, что потом».
  3. «Подбери заплатку».
  4. «Кто внимательный»
  1. Развивать умение читать фронтальный чертёж конструкции, внимание, образную память.
  2. Совершенствовать ориентировку во времени, устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Формировать умение находить требуемую геометрическую форму для починки испорченного предмета. Развивать восприятие, мышление.
  4. Способствовать развитию зрительного внимания, наблюдательности, связной речи.

2021 – 2022 год

Название игры

Цель игры

сентябрь

  1. «Считай, не ошибись».
  2. «Путаница».
  3. «Построй дорожку по условиям»
  4. «Чудесный мешочек».
  5. « Что изменилось?»
  1. Закрепить знания о том, что число предметов не зависит от их размеров.
  2. Упражнять в умении определять место числа в натуральном ряду, совершенствовать навыки счёта в пределах 10.
  3. Формировать навык в  осуществлении зрительно-мыслительного анализа и  способа расположения фигур. Развивать воображение.
  4. Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, похожие с геометрическими фигурам.
  5. Совершенствовать навыки детей ориентироваться в специальных условиях, понимать выражения «до» и «после».

октябрь

  1. «Назови соседей».
  2. «Что где находится».
  3. «Сложи фигуры».
  4. «Тик-так».
  5. «Которой игрушки не стало?»
  1. Закрепить умение называть предыдущее и последующее число натурального ряда в пределах 10.
  2. Развивать умение определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
  3. Развивать конструктивное мышление, ориентировку в пространстве, умение располагать геометрические фигуры на плоскости.
  4. Познакомить с часами, устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.
  5. Развивать внимание, память, поддерживать интерес к играм.

ноябрь

  1. «Сосчитай правильно».
  2. «Угадай, какое число пропущено?».
  3. «Кодовый замок».
  4. «Что изменилось?»
  5. «Исправь ошибку»
  1. Упражнять в счёте предметов по осязанию.
  2. Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число.
  3. Научить расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.
  4. Закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя.
  5. Развивать умение преобразовывать неравенство в равенство и наоборот.

декабрь

  1. «Закончи предложение».
  2. «Художник».
  3. «Сосчитай и назови».
  4. Разноцветные фигуры»
  5. «Танграмм»
  1. Закрепить представление о частях суток.
  2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, отражать в речи пространственные положения.
  3. Уточнять представления о том, что число не зависит от формы и расположения предметов.
  4. Уточнить представления о геометрических фигурах и об объёмных формах. Развивать внимание, восприятие, образную память.
  5. Развивать мыслительные операции, творческие способности, воображение.

январь

  1. «Не ошибись».
  2. «Каких фигур не хватает».
  3. «Волшебные палочки».
  4. «Помоги Незнайке».
  5. «Дни недели».
  1. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Упражнять в выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам.
  3. Развивать пространственные представления, конструктивные умения, воображение.
  1. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам.
  2. Развивать чувство времени, умение последовательно называть дни недели.

февраль

  1. «Песочные часы»
  2. «Найдите такую же       фигуру».
  3. «Найди ошибку у художника».
  4. «Расставь правильно».
  5. «Назови число».
  1. Развивать чувство времени, регулировать деятельность в соответствии с временным интервалом.
  2. Развивать восприятие фигур; умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Совершенствовать представления о частях суток и временах года.
  4. Развивать умение определять местоположения предметов относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.
  5. Упражнять в увеличении и уменьшении чисел на единицу.

март

  1. «Сложи узор»
  2. «Подбери с другим признаком».
  3. «Живая неделя».
  4. «Сколько?».
  5. «Коврик»
  1. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Развивать глазомер.
  2. Развивать внимание, восприятие, образную память. Закрепить умение выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Закреплять умение последовательно называть дни не- дели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
  4. Совершенствовать умения считать в пределах десяти.
  5. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

апрель

  1. «Считаем по порядку».
  2. «Найди клад».
  3. «Подбери по цвету».
  4. «Что где находится».
  5. «Двенадцать месяцев»
  1. Закреплять умение о порядковом и количественном счёте.
  2. Продолжать развивать пространственные представления, творческие способности, воображение.
  3. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  5. Закреплять понятие времени, последовательно называть месяцы.

май

  1. «Автотрасса».
  2. «Что сначала, что потом».
  3. «Подбери заплатку».
  4. «Путешествие по комнате».
  1. Помочь усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  2. Совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Формировать умение находить геометрическую фигуру. Развивать умения сравнивать, анализировать.
  4. Способствовать развитию пространственной ориентации, внимания, связной речи.

2022 – 2023 год

Название игры

Цель игры

сентябрь

  1. «Расскажи про свой узор»
  2. «Палочки в ряд»
  3. «Кто быстрее найдёт»
  4. «Сделай столько движений»
  5. «Матрёшки»
  6. »Найди и сосчитай»

1.Упражнять в умении определять пространственное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу).

2.Закрепить умение строить палочки в ряд по величине.

3.Упражнять в сопоставлении предметов по форме с геометрическими образцами и в соотношении предметов по форме

4.Упражнять в воспроизведении определённого количества движений, развитие фонематического восприятия

5.Упражнять в порядковом счёте в пределах 10.

6.Упражнять в ориентировке в пространстве и количественном счёте.

октябрь

  1. «Какие предметы лишние?»
  2. «Круголёт»
  3. «Убираем цифры по заданию»
  4. «Живые цифры»
  5. «Считай, не ошибись»
  6. «Ошибка художника»
  7. «Измени число»
  1. Упражнять в классификации предметов.
  2. Упражнять в заполнении определенными значками карточки-числа (число 7).
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Упражнять в счете и отсчете цифр в пределах 7.
  5. Упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.
  6. Упражнять в нахождении отличий в рисунках.
  7. Упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.

ноябрь

  1. «Раскрой тайну числа»
  2. «Назови число»
  3. «Круголёт»
  4. «В какой руке сколько?»
  5. «Раскрой тайну числа»
  6. «Живая неделя»
  7. «Разложи скорее»
  1. Упражнять в решении примеров на сложении и вычитании 1, 2.
  2. Упражнять в увеличении и уменьшении чисел на 1.
  3. Упражнять в расположении кружков на карточке; в нахождении самого редкого варианта состава числа 8.
  4. Формировать представление о составе чисел 3 и 4.
  5. Упражнять в решении примеров на сложении и вычитание 1, =.
  6. Закреплять названия дней недели.
  7. Закрепить цифры до 8.

декабрь

  1. «В какой руке сколько?»
  2. «Задачи на сообразительность»
  3. «Где твой хвостик?»
  4. «Ошибка художника»
  5. «Назови число»
  6. «В какой руке сколько?»
  1. Формировать представление о составе числа 6.
  2. Развитие логического мышления.
  3. Упражнять в решении примеров на сложении и вычитание.
  4. Упражнять в нахождении отличий в рисунках.
  5. Закрепление цифр и чисел в пределах 8.
  6. Формировать представление о составе числа 7.

январь

  1. «Числовые ворота»
  2. «Бывает – не бывает»
  3. «Кто знает – пусть дальше считает»
  4. «Угадай задуманное число»
  5. «Назови соседей числа»
  6. «Кто же я?»
  7. «В какой руке сколько?»
  8. «Что изменилось?»
  1. Упражнять в выборе состава числа из двух меньших.  
  2. Цель: закреплять знания о временах года.
  3. Упражнять в прямом счете в пределах 20.
  4. Цель: учить определять число сначала в пределах 10, потом в пределах 20.
  5. Упражнять в счете в пределах 20 в играх с мячом.
  6. Цель: учить определять цифру, которую играющий держит за спиной сначала на числах до 10, потом в пределах 20.
  7. Упражнять в рациональном поиске ответа.
  8. Упражнять называть геометрические фигуры и описывать разные свойства (цвет, размер).

февраль

  1. «В какой руке сколько?»
  2. «Назови соседей»
  3. «Да и нет»
  4. «Бывает – не бывает»
  5. «Живая неделя»
  6. «В какой руке сколько?»
  7. «Запиши и назови»
  8. «Открой тайну числа»
  1. Упражнять в составе числа 9 из 2 меньших чисел.
  2. Упражнять в счете с числами в пределах 20.
  3. Упражнять  детей в умении использовать временные, пространственные представления и вопросы о величине предметов.
  4. Закреплять представления о временах года.
  5. Развивать внимание, память.
  6. Закреплять знания о числах 7,8,9.
  7. Закреплять знания о числах второго десятка.
  8. Закреплять знания о числах второго десятка.

март

  1. «Измени число»
  2. «Кто же я?»
  3. «Открой тайну числа»
  4. «Кто знает – пусть дальше считает»
  5. «В какой руке сколько?»
  6. «Какой цифры не стало?»
  7. «Что изменилось?»
  8. «Кто знает – пусть дальше считает»
  9. «Путаница»
  1. Закреплять знания о числах второго десятка.
  2. Закреплять знания о числах до 10 и в пределах 20.
  3. Закреплять знания о числах в пределах 20, в прямом и  обратном порядке.
  4. Закреплять знания о цифрах на наглядном материале; упражнять в рациональном поиске варианта ответа.
  5. Закреплять знания о числах второго десятка.
  6. Развивать память, внимание.
  7. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах двух десятков.
  8. Закреплять знания о числах до 20.

апрель

  1. «Измени число»
  2. «Открой тайну числа»
  3. «Бывает – не бывает»
  4. «Угадай задуманное число»
  1. Закреплять знания о числах второго десятка.
  2. Закреплять знания о числах в пределах первого и второго десятка.
  3. Закрепить знания о временных и пространственных представлениях.
  4. Закреплять знания о числах до 10, затем о числах второго десятка.

май

  1. «Путаница»
  2. «Открой тайну числа»
  3. «Измени число»
  1. Упражнять в счете десятками.
  2. Упражнять в составлении числа по заданию.
  3. Упражнять изменять число по заданию – изменить в числе только десятки, записать и прочитать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей. Может быть использован для подготовки к НОД по ФЭМП. План составлен с учетом программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А...

Интерактивная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики""

Интерактивная дидактическая игра по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики"Разработала воспитатель высшей квалификационной категор...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...