Дополнительная общеобразовательная программа "Пифагорик"
рабочая программа по математике (средняя группа)

Кузнецова Галина Валерьевна

формирование элементарных математических представлений у детей  4-5 лет, развитие интереса к математике, математических способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pifagorik.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пифагорик» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах и средней школе. Опыт работы показывает, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формируются у детей элементарные математические представления. Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет и составлена на основе Программы Е.В. Колесниковой  «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников».  Содержание программы ориентировано на развитие математических способностей детей, которое осуществляется в систематизации и учете математических знаний, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности, игры, общения и самостоятельной деятельности. Программа «Пифагорик» включает не только работу по формированию элементарных математических представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пифагорик» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Реализация программы позволит воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально – гуманитарной направленности «Пифагорик» предназначена для воспитанников МАДОУ ЦРР д/с № 105  в возрасте 4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 5 - 30 человек. В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют взрослые, сопровождает и поддерживает.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий – 25 минут, во время  занятий  предусмотрены 10-минутные физкультминутки. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с утвержденным графиком

Педагогическая целесообразность

Программа «Пифагорик» составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по познавательной деятельности, а также приобрести практические навыки работы с геконтами, игровизорами,

В процессе реализации данной программы воспитанники приобретут новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. 

Программа «Пифагорик» является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Практическая значимость

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Методика реализации Программы способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией. Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

Ведущие теоретические идеи

В среднем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: формирование элементарных математических представлений у детей  4-5 лет, развитие интереса к математике, математических способностей ребёнка.

Задачи:

  • Закреплять представление о числах и цифрах до 5; формировать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать считать по образцу и названному числу
  • Учить писать цифры от 1 до 10; отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр
  • Делить предмет на 2, 3, 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
  • Закреплять знания о геометрических фигурах, уметь их преобразовывать путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.
  • Углублять представления о частях суток, временах года. Учить последовательно называть дни недели, знакомить с названиями месяцев.

Принципы отбора содержания 

Прежде всего, это

- принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 5-6 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности;

- достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении;

- большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении;

- от простого к сложному;

- прочности овладения знаниями и умениями;

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы: 

Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, дидактические игры, занимательные упражнения, рисование, фонематические упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию, а также рефлексивную деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У воспитанников повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

При организации образовательного процесса по реализуемой программе применяются групповая форма работы, индивидуальная, работа по подгруппам, которые позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Большую часть программы занимает практическая часть. Она проходит в форме упражнений, творческих заданий и практических работ.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:

словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка); наглядные (демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей); практические (выполнение упражнений, приобретение навыков).

Планируемые результаты:

В результате освоения программы дети будут:  

- объединять группы предметов по общему признаку;

- находить части целого множества и целое по известным частям;  

- считать до 10;

- называть числа в прямом и обратном порядке до 10,

- соотносить цифру и количество предметов;

- составлять и решать задачи на сложение и вычитание;

- пользоваться цифрами и математическими знаками;

- различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

- измерять длину предметов;

- делить предметы на несколько равных частей;

- сравнивать целый предмет и его часть;

- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

- определять временные отношения.

Механизм оценивания образовательных результатов

  1. Организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей воспитанников по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков:

- низкий уровень. Воспитанник знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами;

- средний уровень. Воспитанник  знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы;

- высокий уровень. Воспитанник знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

3. Анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине.

Формы подведения итогов реализации программы

 Для отслеживания результативности программы:

- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

- педагогическое наблюдение: наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

- педагогический анализ опросов, выполнения заданий, активности детей на занятиях, оформленный в виде таблицы.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года

с 1 сентября по 31 мая

учебная неделя – 5 дней/36 недель в год

Летний оздоровительный период

с 1 июня по 31 августа

Зимние каникулы

с 1.01  по  10.01

Праздничные дни

День народного единства

4  ноября

День защитника Отечества

23 февраля

Международный женский день

6 - 8  марта

Праздник Весны и Труда

  1. - 3 мая

День Победы

8 - 11 мая

День России

12 - 14 июня

День открытых дверей

апрель

Выпуск детей в школу

конец мая

Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками

входящий – последняя декада сентября

итоговый - последняя декада мая

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная

 подготовка

1.

Количество и счет

12

11,5

0,5

0

Устный

опрос

2.

Геометрические фигуры

10

9

1

п/игра «Классики»

3.

Величина

12

9

3

0

Построй домик для Квадратика

4.

Ориентировка во времени

13

11

2

0

Лабиринт «Кто быстрее придет к домику бабушки?»

5.

Ориентировка в пространстве

13

10

3

0

п/игра «Поставь правильно часы»

6.

Логические задачи

12

9

2

0

Упражнение: «Расставь мебель в комнате»

Итого

72

59,5

12,5

0

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Количество и счет (12 часов)

 Развивать  общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видеть составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составлять пары предметов. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.  Познакомить с цифрами от 0 до 9. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Геометрические фигуры (10 часов)

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар. Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине). Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол). Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. Продолжать  учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Величина (12 часов)

 Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения. Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины. Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

Ориентировка во времени (13 часов)

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами - понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже. Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. Учить определять время по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве (13 часов)

 Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска). Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между). Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана.

Логические задачи (12 часов). Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Организационно-педагогические условия реализации программы 

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Устав МАДОУ ЦРР д/с №105, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №105, локальные акты  МАДОУ ЦРР д/с №105. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пифагорик», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Кадровое обеспечение реализации программы: воспитатель, имеющий   среднее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

Информационное обеспечение реализации программы:

Аудио- и видео- пособия

Презентации: «Весёлые цифры», «Время», «Кто быстрее?», «Праздник числа», «Сколько?», «Считалка 10 обезьян», «Какие бывают числа», «Давай посчитаем», «Как писать числа?», «Доли», «Посади зверушек в вагончик», «Крокодилья считалка».

Видеофильмы: «Уроки тётушки Совы», «Маленькие Энштейны», «Считаем с Хрюшей», «Супер цифры», «Дуняша. Числа», «Учимся считать», «Укротители цифры», «Улица Сезам».

Дидактическое обеспечение реализации программы:

Картины, предметные картинки,  

 

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

Раздаточный дидактический материал по счёту и логике

Демонстрационный материал по математике Е. В. Колесникова

Волкова С.

«Арифметика для самых маленьких»

Дидактический материал по Воскобовичу

Логические блоки

«Чудо-соты». «Корзинки», игровой квадрат, шнуровка

Ерофеева Т. И.

«Математические сказки»

Кубики Никитина

«Змейка», модели времён года, суток

Презентации, занятия по математике

Список литературы

п/п

Разделы

Наименования

1.

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

7. СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

8.  Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

2

Для педагога дополнительного образования:

Е.В.Колесникова, «Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие», «Я считаю до 10. Тетрадь для детей 4-5 лет», «Демонстрационный материал. Математика для детей 4-5 лет», «Геометрия вокруг нас. Математика для детей 4-5 лет», «Геометрические фигуры. Математика для детей 4-5 лет», «Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 4-5 лет», «Я решаю логические задачи. Математика для детей 4-5 лет», «Я составляю числа. Математика для детей 4-5 лет», «Я уже считаю. Математика для детей 4-5 лет», «Математические прописи для детей 4-5 лет» - М.; ТЦ Сфера, 2017

Л. В. Минкевич  «Математика в детском саду» - М.; изд. «Скрипторий», 2010

Л. Ю. Козина, «Игры по математике для  дошкольников»- М.; ТЦ Сфера, 2010

Репина Г. А., Математическое развитие дошкольников. Современные направления.- М.; ТЦ Сфера, 2012

3

Для воспитанников и родителей

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е., «Игралочка» - М., изд. Беном, Лаборатория знаний, 2017

Петерсон Л. Г., Холина Н. П., Математика для дошкольников, - М., изд. Беном, Лаборатория знаний, 2016

Столяр А. А.,  Давай поиграем. Математические игры для детей 4-5 лет, -  Москва: Просвещение, 2011

Крылова О. Н., Самсонова Л. Ю., Знакомство с математикой,  - М.; ТЦ Сфера, 2013

Мышковская М. Б., Математика в стихах и картинках, - М., Олма - Пресс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...